Весы - это весы, две чаши весов, неодушевленный предмет, символ двойственности и равновесия. Желание и совесть – две чаши весов. (Давид Самойлов) Покой в любви

По заслугам каждому воздастся,
По своим и никаким чужим,
Что украсть или купить удастся,
Всё равно суда не избежим.

На весах суда - всегда две чаши:
"Зло","Добро" и обе - только наши.

(картинка из интернета)

Рецензии

нет добра. нет зла. есть только совесть
нет весов - как нет их мерных чаш
и предательски нахлынувшая горесть
стих слегка и критикует ваш

Слишком просто все спихнуть на суд
отвечать по совести - вот это тяжкий труд

Спасибо за прекрасный эксп.

Существенной разницы не вижу)))
о том, что есть совесть, мы узнаем, когда возникает не угрызение, а значит, зло уже совершено... и как не крути, по чашам все равно распределяется и зло и добро, содеянное нами...
были бы мы не творить никакого зла- мы бы тут не жили, а здесь, на Земле, еще предстоит поучиться не делать зла, и жить по совести)))

Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний, так называемых «угрызений совести»[источник не указан 690 дней], то есть связывает воедино разум и эмоции.

Добро - общее понятие морального сознания, категория этики, характеризующая положительные нравственные ценности.

Зло - понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий

С глубоким уважением,
Артур

На мелкий эксп такой разнос) Артур, кажется тема добра и зла для Вас актуальна. буду впредь аккуратнее с откликами на чужие произведениями. пока придется присмотреться к местному сообществу
с наилучшими, Олег

Олег, простите искренне, если вы восприняли это как разнос - видимо я написал что-то не так(((
Я рад и вашему приходу и экспу... Просто так я выражаю радость))))

Удачи вам, заходите - обещаю быть сдержаннее в эмоциях ответов))))

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру - порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Это равновесие в движении, гармония в процессе. Это соотношение сил, баланс телесного и духовного, объективного и субъективного. Это сочетание твердости и мягкости.

Для весов линия невозможна без листа бумаги, на котором она проведена. Они понимают, что не бывает выпуклость одного без вогнутости другого, предмета - без фона, мира - без наблюдателя. Весы осуществляют в мире принцип высшей справедливости - непонятный, малообъяснимый простой человеческой логикой.

Их путь - это путь к миру. Их жизнь невозможна без исполнения социальных ролей, партнерских отношений, общения весы всегда идут в ногу со временем. Мир весы воспринимают прежде всего умом, имеют дело с фактической стороной происходящего, соизмеряя и оценивая сложные взаимосвязи между явлениями.

Весы - измеритель всего, что происходит вокруг. Это чувство ритма, нюансы, оттенки, полутона, чувствительность к колебаниям и тонким вибрациям. Их тело - точный прибор для определения любых перекосов - сразу отзывается на неблагоприятную внешнюю ситуацию внутренним дисбалансом, падением настроения и ухудшением самочувствия.

Любая мелочь способна вывести их из равновесия, заставляет весы активно действовать или исчезать из поля видимости. Поэтому у весов весьма чувствительный организм. Они любят себя и свое тело, готовы себя баловать, холить и лелеять. Защищаясь от возможных случайностей, весы нередко занимают отстраненную позицию и держат дистанцию или вступают в бой с нарушителем существующей гармонии.

На чаше весов.

Весы не любят чрезмерности и стремятся к равновесию частей одного целого. В них развито стремление к справедливости и объективности. Их отличает благоразумие, дипломатичность, рассудительность, уравновешенность весы - это хорошие умственные способности, но эмоциональная холодность, быстрота мышления, но логичность. Они рассудочны, их сила - в чувстве меры.

С одной стороны. Весы - натуры поэтичные, тонкие и стремятся к красоте, изысканны, элегантны, деликатны. Весы - человек душевный, ранимый, хрупкий. Поэтому они любезны, незлопамятны, тактичны. Весы не любят грубостей, ссор, держат хорошую мину при плохой игре и привыкли уступать.

С другой стороны. Весы - это независимость, индивидуализм, решительность, активность, хладнокровие и спокойствие в спорах. Они могут пойти на крайность во имя справедливости.

Семь раз отмерь.

Решения весы принимают обычно половинчатые, чтобы иметь возможность переиграть или исправить возможную ошибку. Они не любят рубить сплеча и давать ответ сразу. Сказать категоричное "да" или "нет" им трудно.

Всякий спор, вражда и война - даже в случае их победы - не приносят особой радости. Внутреннее равновесие все равно будет нарушено. Таким образом. Весы не могут победить никого вчистую. Они хорошо знают, что в спорах истина не рождается, а любая победа - Пиррова.

Весы привыкли сглаживать противоречия и учитывать чужое мнение могут посмотреть на ситуацию со стороны, войти в положение другого человека, понять и объяснить его побуждения и поступки. И это тот случай, когда отстраненный ум обретает объективность.

Понятия правды и неправды, зла и добра у весов определены не жестко. Они могут увидеть в плохом скрытый высший смысл, а в хорошем - отрицательные последствия. И понимают, что у любой монеты две стороны.

Чтобы овцы были сыты, а волки целы.

Терпимость и умственность приводит к тому, что весы готовы оправдывать даже самые неприглядные поступки, хотят примирить непримиримое и, как следствие, склонны к соглашательству.

Весы чувствуют себя хорошо, когда вокруг покой и красота или когда вокруг все, что угодно, но это их не задевает. Они эмоционально не вовлечены в происходящее и по большому счету безразличны к другим. На это есть серьезная причина. В этом проявляется их инстинкт самосохранения.

Нарушение внутреннего баланса для весов - это плохое настроение и самочувствие, потеря сил и желания жить. Весы тяжелая жизнь может уничтожить. А может сделать героями, которые идут наперекор всему и ничего не боятся.

Таким образом, если все с их точки зрения хорошо - весы открыты, если плохо - весы защищают себя от проблем, негативных эмоций и фактов. Стараются не обращать внимания на вопиющие вещи, чтобы не повредить своему внутреннему равновесию.

Такое попустительство делает весы бесчувственными к заботам другим, а их самих по-настоящему несчастными. Весы все больше погрязают в нерешенных проблемах, на которые так упорно закрывали глаза.

Покой и воля.

Неуверенность и нерешительность весов лучше оставить на совести астрологов. Весы нерешительны не потому, что слабы. Слабость и заниженная самооценка?

Весы такими недостатками не страдают. Они объективно оценивают себя и других, а себя обычно выше других.

Весы нерешительны, потому что выбирают наиболее приемлемый вариант, а не мучаются от собственного бессилия. Это проблема выбора, а не проблема малодушия. Весы все-таки мужской знак зодиака. Об этом не мешает помнить, описывая этот характер.

Весы - это не сторонний наблюдатель и фиксатор ситуаций. Они инициативны и целеустремленны в своем чувстве гармонии, и могут силой навести порядок, сделав его таким, как они это понимают.

Весы умеют договариваться, но за внешней мягкостью скрывается твердый характер. И здесь снова хочется отметить: весы мягки не потому, что слабовольны, а потому, что гармония и равновесие необходимы им для полноценного существования. А любой дисбаланс сразу на их организме отражается. Весы начинают жаловаться на жизнь и здоровье.

Не менее интересной особенностью весов является и то, что мужчины - весы могут проявлять сугубо женскую мягкость и деликатность. А женщины - весы - демонстрировать мужскую волю и решительность.

Только в том случае, если весы что-то решили, спорить с ними бесполезно. Их мягкость исчезает, как утренний туман. Неприемлемый для себя вариант весы отвергают смело и решительно. Весы, сами нервничая и переживая, способны совершать жесткие по отношению к другим поступки. В данном случае вступают в силу два обстоятельства.

Первое. Весы это из чувства справедливости делают.

Второе. По необходимости, из чувства самосохранения.

Весы являют собой внечеловеческую безликую силу высшей гармонии, высшей справедливости. Но в их жестокости нет ничего личного и злонамеренного. Гармония мира ни мягка, ни жестка. Мир относится к человеку не любовно, не враждебно, но скорее равнодушно. Гармония мира такова, какая есть. И весы это отчетливо осознают.

Человек приятный во всех отношениях.

Весы - люди общительные, светские. Любят праздники, наряды, украшения, сплетни, разговоры, светские беседы обычно они элегантны, воспитаны, приветливы. Их неотъемлемая черта - желание нравиться. Весам нужно, чтобы к ним хорошо относились. Они признания и любви ищут. Ведь любовь и дружба - самые гармоничные виды отношений.

Весам необходимо, чтобы их любили, чтобы им сочувствовали, помогали, оказывали знаки внимания, принимали такими, какие они есть им нужен человек, на которого они могли бы опереться, который бы их понимал как родственную душу. Весы тяжело переносят чужую антипатию, переживают душевно и даже физически из-за чужой грубости, невнимания. Они боятся быть отвергнутыми, не хотят ущемлять других.

Весам нужно оставаться в центре внимания, внутри процесса, только так они могут поддерживать гармоничность ситуации и получать необходимые им положительные эмоции весы расчетливы и могут пользоваться теми, кому нравятся. Весы знают себе цену, по правде сказать, они большие снобы. Высокомерие им тоже свойственно, и определяется это тем, что весы видят, как все связано друг с другом, видят ситуацию в ее развитии, а остальные, по их мнению, пребывают в неведении и невежестве.

Собственных чувств у весов мало, а поклоняться они никому не будут из принципа. Чувства выражены слабо, что такое страсть. Весы просто не понимают или знают из эротических фильмов эмоции весов подконтрольны холодному уму, ведь горячие чувства сразу выводят психику из равновесия, а это весам вредит.

Они любят головой, эстетично все должно быть красиво, благородно, согласно этикету и вежливому обращению им нужно делать дорогие подарки, оказывать знаки внимания и тогда весы будут считать, что их любят или делать вид, что любят, ведь они не хотят разочаровать партнера такое свойство может приводить к ошибкам в личной жизни весы частенько дружбу путают с любовью, партнеров с друзьями, общественное с личным, чужих со своими, правое с левым.

Весы не стремятся к обладанию, позволяя людям быть самими собой. Но это касается материального мира. В мире идей весы могут быть беспринципными, эгоистичными и затевать соперничество. Здесь весам нужен успех, признание, тут они могут побороться не на жизнь, а на смерть. И кто не с ними, тот против них.

Почему весы такие.

Мир весы воспринимают своеобразно эстетично, холодно, отстраненно. Им важны не столько форма и содержание, сколько качество взаимосвязей составных частей если речь идет о людях, то сначала их образованность, воспитание, манеры, внешность. А уже потом личные качества. При этом весы руководствуются не собственной шкалой ценностей, а общественным мнением, общепринятыми взглядами. Своего устойчивого мнения о проблеме весы обычно не имеют.

Им свойственно тщеславие и связанное с ним определенное равнодушие к окружающим. Но весы так устроены и не могут идти против своей природы. В том случае, если они будут неравнодушны, то разрушат свой внутренний мир, лишая себя покоя. Любое неравнодушие сразу склоняет чашу весов в одну из сторон. Гармония и внутренний порядок исчезают. А именно за них весы так ратуют в быту и общении.

Таким образом, их холодность неосознанна, естественна и оправдана магической сутью. У весов нет злого умысла, напротив, они хотят добра и мира, так как только при таких условиях могут жить.

Весы и сами весьма болезненно воспринимают неблагоприятную психологическую атмосферу. Страдают от плохих бытовых условий и тяжелого труда.

Сопереживать весы не умеют, но способны понять причины переживаемого другим человеком и учесть его претензии по их поводу, чтобы сделать все необходимое для торжества справедливости слабо выраженные чувства не дают им глубины весы, что ни говори, достаточно поверхностны.

Путь к миру и мере.

Весы могут порхать по жизни, как бабочки, являясь причиной чужого раздражения. Внимание! Только в том случае, если жизнь не требует от них трудных решений, то весы приятны, красивы и являются украшением любого общества.

Они не любят обременять себя лишними заботами и обязанностями, оставляя это право другим, ведь всякая чрезмерность - против их натуры весы формалисты, это от них отпугивает в работе они бывают безответственными и ленивыми. У них не всегда развито чувство долга.

Весы умеют поддерживать не только гармонию мира и души, но и гармонию тела. Они тонко чувствуют телесные потребности, знают толк в диете, оздоровительных мероприятиях, гурманском употреблении пищи, разминках, развлечениях и отдыхе. Они талантливые терапевты, массажисты, гомеопаты и натуропаты.

Еще весы прекрасные юристы, преподаватели, дипломаты, секретари. Социологи, искусствоведы и критики все виды искусства подвластны им театр, кино, особенно поэзия. А также музыка легкого жанра и мода. Политики весы слабые. Тяжелая работа весам противопоказана, она может их просто убить. Весы инстинктивно знают это и соблюдают в этом вопросе меру.

Мода весов.

Весы не любят броские цвета и экстраординарные наряды. Их стиль - это стиль элегантности и хорошего вкуса. Их цвета темно-голубые, зеленые, морской волны и пастельные. Им можно носить опал, лазурит и множество других украшений вышеуказанной цветовой гаммы.

При этом весы частенько на модные нововведения падки. Умеют показать товар лицом - этого у них не отнимешь. Женщина - весы может выбрать нечто из мужского гардероба, например брючный костюм, а мужчина внесет в свою одежду некий декоративный элемент. Допустим, ювелирное украшение. Весам должно повезти в пятницу. Считается, что их счастливые камни - это аквамарин, турмалин и циркон.

Поэзия 1970-х — начала 1990-х годов — это послеоттепельное явление. В ней угасают характерные для 1950— 1960-х годов восторги по поводу революции и ее героев, становится все меньше од о преимуществах советского строя и т. д. Свои коррективы в тематику, общее настроение внесли события, связанные с объявленной перестройкой, начавшейся демократизацией жизни. На первый план выходит моральная (в том числе национально-патриотическая) проблематика. Углубляется критическое начало. Политическая тематика уступает место интонациям философски углубленного постижения личности. Внимание к этой стороне бытия приводит поэзию к необходимости по-новому противостоять проявляющимся в общественной жизни моментам бездушия и расчеловечивания.

Пристрастно-личностные мотивы в сознании поэтов во все времена приводили литературу к осмыслению темы Родины, ее исторических судеб, гуманистических перспектив развития. На рубеже 1960-х — начала 1970-х годов эту тему блистательно развивал Николай Михайлович Рубцов (1936—1971).

Творчество Рубцова Н.М.

Творчество этого большого художника следовало бы отнести к шестидесятым годам хронологически: жизнь поэта оборвалась в январе 1971 года. Н. Рубцову было тогда лишь тридцать пять лет. Но творения этого мастера по своему духу явно связаны с послеоттепельной эпохой, знаменуют собой новый этап развития художественного слова. Если поэтические создания 1950—1960-х годов литературная критика именовала «громкой» или «эстрадной» лирикой, то Н. Рубцов — создатель «тихой» лирики. «Ключевым» его произведением стало стихотворение «Тихая моя родина» (1964). В самом этом названии отразились и проблемно-тематические, и жанрово-стилевые характеристики поэзии, и самого Н. Рубцова, и лирики 1970-х — начала 1990-х годов вообще. В «тихой» поэзии слышен принципиальный отказ от трибунных жестов и романтических деклараций в направлении «громкости» душевной, психологической.

На могиле Н. Рубцова высечены строки самого поэта из стихотворения «Видение на холме» (1964):

Россия, Русь! Храни себя, храни!

В этих словах афористично выражен основной пафос поэзии Н. Рубцова. Тревога за судьбу страны — это уже главная интонация и более поздней, и современной поэзии.

Творчество Чухонцева О.Г.

Олег Григорьевич Чухонцев (род. в 1938 году) печатается с 1958 года. Его стихи публиковались на страницах журналов «Юность», «Молодая гвардия», «Новый мир», «Дружба народов». В 1976 году вышел его сборник под названием «Из трех тетрадей». В это издание вошли стихи разных лет.

Лирический герой О. Чухонцева — тоже представитель «тихой» лирики. Его стихам не свойственны обязательные ссылки на точное время и место действия. В стихотворении «Осенины» (1968) содержится характерное признание:

Я жил. И я ушел. И нет меня в помине.

И тень моя скользит неслышно по равнине.

Монолог, произносимый от имени человека, ушедшего из жизни, — прием в поэзии не новый. Но произведение «Осенины» начинается строками о жизни!

Так дышится легко, так далеко глядится.

Что, кажется, вот-вот напишется страница.

Очевидно: поэт не изображает своего героя, а выражает его душевное состояние. Именно чувство душевного волнения — основной предмет поэзии О. Чухонцева.

Творчество Кузнецова Ю.П.

Мастера, начавшие свой путь в рамках «громкой» поэзии, также полны тревоги за судьбы мира, но в отличие от представителей «тихой» поэзии и в 1970-х — начале 1990-х годов продолжают высказываться набатно, обличающе. Их стиль — письмо, рассчитанное не на описание внутреннего состояния героя, а на гневное обличение.

Юрий Поликарпович Кузнецов (1941—2003) стал известен читателю в 1970-е годы. Интонация прямого обличения ему не присуща. Но и сдержанность «тихой» лирики поэта не устраивает. Мастер использует достижения обоих стилевых направлений: энергичен в высказывании и одновременно сосредоточен на осмыслении внутреннего мира современника. Недаром его поэзию критики именуют «органической лирикой». Отличительной чертой поэтического стиля Ю. Кузнецова стало широкое использование гиперболы. Так, в стихотворении «На краю» (сборник «После вечного боя» (1989)) лирический герой мучительно взывает к Всевышнему:

Боже мой, ты покинул меня

На краю материнской могилы.

Лирического героя тревожит вопрос: кто же защитит душу матери, если Бог потерял силу? Интенсивность словесных красок, тропов «работает» у Ю. Кузнецова на концентрацию тревоги за современность и за место личности в ней.

Творчество Евтушенко Е.А.

Евгений Александрович Евтушенко (род. в 1933 году) в 1980-е годы, развивая традиции В. Маяковского, открыто обличает мещанина нового времени, например, в стихотворении «Отечественные коалы».

В 1995 году Е. Евтушенко написал поэму «Тринадцать», которая заглавием и содержанием перекликается с поэмой «Двенадцать» А. Блока. Поэт повествует о Москве октября 1993 года, когда, как известно, кризис власти разрешался с помощью военной силы. Потрясает сюжет произведения... В яму с горячей водой, образовавшуюся вследствие аварии водопроводной системы, попала коляска с грудным ребенком. Трагедия произошла вроде бы случайно: засмотревшись на тапки, молодая мама забыла о коляске. Но поэт трактует трагическую историю как расплату за долгие годы неправедного пути страны.

Е. Евтушенко в 1990-х годах во многом преодолевает свою приверженность к «оттепельным» мифам, призывает к покаянию, к пониманию каждым, что и он сопричастен всем историческим событиям современности.

Подобная эволюция заметна и в творчестве Андрея Андреевича Вознесенского (1933—2010).

Творчество Вознесенского А.А.

Духовная опустошенность общества его потрясает. В 1986 году появилась поэма А. Вознесенского «Ров». В основу ее сюжета положен страшный факт: ров, в который гитлеровцы в годы войны сбрасывали расстрелянных мирных жителей, позже стал предметом корыстного интереса мародеров — ведь у кого-то из убиенных зубные коронки были золотыми; можно во рву отыскать и золотое колечко...

В поэме все новоявленные «золотоискатели» названы «новорылами», а чувство, приведшее их на место страдания, поименовано словом «алчь».

А. Вознесенский создает художественно-публицистическое произведение, как и Е. Евтушенко, наследуя традиции поэта-трибуна В. Маяковского.

Творчество Чичибабина Б.А.

Мотив активного служения обществу пронизывает поэзию Бориса Алексеевича Чичибабина (1923—1994). Б. Чичибабин прошел войну солдатом минометного взвода. После войны изведал лагеря. Там были написаны его первые стихи. «Оттепель» дала Б. Чичибабину новые возможности. Правда, в русло «громкой» поэзии он «не вписался», ибо всегда оставался самим собой, «сохранял лица необщее выраженье». Гражданственность, страстность звучания его стихов поистине ошеломляют. Многие исследователи именно поэтому его поэзию называют одической. Ода, как известно, — жанр «торжественный», хвалебный или оплакивающий. Однако в одах Б. Чичибабина нет праздничности, свойственной этому жанру с позитивным содержанием. Взор его лирического героя просветляется лишь тогда, когда сердцем он прикасается к вечному — к природе или любви.

Лирический герой поэзии Б. Чичибабина — патриот. Но его любовь к Родине мучительная, пронизанная сложностью, драматизмом чувствования (стихотворение «Тебе, моя Русь... »):

Тебе, моя Русь, не Богу, не зверю.

Молиться молюсь, а верить не верю.

Творчество Тарковского А.А.

Значимым явлением литературы 1970-х — начала 1990-х годов стало развитие философской лирики, духовный мир личности в которой чаще всего выступает самодостаточной реальностью. Тому есть объяснение: общество все более осознает основополагающую роль индивида в движении человечества к социальной духовной гармонии. Характерный пример такой поэзии — творчество Арсения Александровича Тарковского (1907—1989). В литературе этот мастер оставил значительный след, но публиковался не часто. Открытия художника слова философски насыщены, полны подтекстового, интуитивного содержания:

Дом без жильцов заснул и снов не видит.

Его душа безгрешна и пуста.

Образ «дома без жильцов» в одноименном стихотворении — несомненная метафора, обозначающая состояние души. Лирический герой А. Тарковского может и пустую душу объявить безгрешной. В данном случае — это не спор с этической традицией, а закономерное углубление взгляда на жизнь, ее сущность. Пустота души может существовать как синоним ожидания встречи с новой жизнью. Дом ведь пока пустует...

Творчество Самойлова Д.С.

Философической глубины исполнены многие стихотворения Давида Самойловича Самойлова (1920—1990), вошедшие в сборник «Горсть» (1989). Один из его разделов назван «Беатриче». Это название поэт объясняет следующим образом: «меня Беатриче — знак суровой, требовательной и неосуществленной любви».

Тревожное восприятие души современника как своего рода «результата» невоплотившейся любви характерно для поэзии Д. Самойлова («Желанье и совесть — две чаши... »):

Как жуткий пожар чернолесья.

Дымится нутро человечье.

Творчество Ахмадулиной Б.А.

Прощающая доброта свойственна лирической героине Беллы Ахатовны Ахмадулиной (1937 - 2010). В стихотворении «Здесь никогда пространство не игриво...» (1985) чарующая белизна черемухи противостоит тьме ночи. Героиня Б. Ахмадулиной живет именно «в среде черемух», в прекрасном мире духовной свободы, эстетической и этической независимости, лирического удаления от утилитарно понятых проблем общества. Поэтесса, рожденная «оттепелью», выступила со своим уникальным, отдаленно-таинственным проникновением в современность, несомненно, поклоняясь благородной отрешенности М. Цветаевой и А. Ахматовой.

Творчество Корнилова В.Н.

Сложность и противоречивость человеческого бытия заставляет поэтов вглядываться в явления, смысл которых, казалось бы, известен человечеству с незапамятных времен.

Владимир Николаевич Корнилов (1928—2002) — мастер, начавший свой путь в литературе еще в 1950-е годы, спрашивает:

Что такое свобода?

Это кладезь утех?

Или это забота

О себе после всех?

Вопрос задан в стихотворении, написанном в 1988 году, во время «перестройки». Оказывается, любому социальному переустройству должно предшествовать приближение каждого из нас к свету собственной души, к вершине подлинной свободы. Только поэзии под силу отличить свободу истинную от мелочной, поддельной.

Давид Самойлов

1. Колорит


Рябины лёгкое вино.

И синий звук. И жёлтый отзвук.

И всё во всём отражено.

И всё объединяет воздух.

И словно бы несовместимы

Сиена и ультрамарин.

Но где-то в глубине картины

Цвет слабой синькой растворим.

Не для того изобразила

Природа образец холста,

Чтоб ляпал на него мазила

Несовместимые цвета.

Она зовёт не к подражанью,

Создав воздушную среду,

А к озарённому дерзанью

И кропотливому труду.

И тут уж осень золотая

Легонько постучит в окно,

Колебля воздух и глотая

Рябины лёгкое вино.

2. Жить так: без жалоб и обид

На мир, который нас не любит.

И лишь велит, а не сулит,

И недовольно брови супит.

Ну а за что любить-то нас?

За что нас мир любить обязан?

Что дал ему наш жадный разум?

Мы отбираем, не чинясь.

Съедаем море, реки, лес,

Вонючий воздух выдыхаем.

Съедаем синеву небес,

Земную зелень пожираем.

Враждуем меж собой. И без

Самоубийства умираем.

3. Весёлой радости общенья

Я был когда-то весь исполнен.

Оно подобно освещенью –

Включаем и о нем не помним.

Мой быт не требовал решений,

Он был поверх добра и зла…

А огневая лава отношений

Сжигает. Душит, как помпейская зола.

4. Я написал стихи о нелюбви.

И ты меня немедля разлюбила.

Неужто есть в стихах такая сила,

Что разгоняет в море корабли?

Неужто без руля и без ветрил

Мы будем врозь блуждать по морю ночью?

Не верь тому, что я наговорил,

И я тебе иное напророчу.

5. Жалость нежная пронзительней любви.

Состраданье в ней преобладает.

В лад другой душе душа страдает.

Себялюбье сходит с колеи.

Страсти, что недавно бушевали

И стремились всё снести вокруг,

Утихают, возвышаясь вдруг

До самоотверженной печали.

6. Ты не добра.

Ко мне добра.

Ты не жестока.

Ты со мной жестока.

Хоть ты из моего ребра,

Но требуешь за око

Я очи отдал.

Новая заря

Прольётся на меня,

Как неживая.

Тогда себе найду поводыря.

И побредём мы,

Песни распевая.


7. Есть спор двух душ слиянных – о разъятье.

Спор двух неосторожных, жадных душ,

Спор о свободе, словно о проклятье, -

Двух душ слиянных, залетевших в глушь.

И оба мы живём под впечатленьем

Поэмы, не написанной пером.

То с просветлением, то с утомленьем

Поэмой этой дышим и живём.

В боренье том неистовом, но истом,

Слиянные навек, как два ручья,

Мы обращаемся к евангелистам:

Ведь верно – боль ценней небытия.

8. Финал

Любить, терзать, впадать в отчаянье,

Страдать от признака бесчестья

И принимать за окончание

Начала тайное предвестье.

Утратить волю, падать, каяться,

Решаться на самоубийство,

Играть ва-банк, как полагается

При одаренности артиста.

Но, перекраивая наново

Все театральные каноны,

Вдруг дать перед финалом занавес

И пасть в объятья Дездемоны.

9. Как я завидую тому,

В ком чувство гордости сильнее

Обид. Кто может, каменея,

Как древний истукан, глядеть во тьму.

Но сердце, подступивши к рубежу,

Окаменеть уже не может.

Его воображенье изничтожит…

Уже себе я не принадлежу.


10. В меня ты бросишь грешные слова.

От них ты отречешься вскоре.

Но слово – нет! – не сорная трава,

Не палый лист на косогоре.

Как жалко мне тебя в минуты отреченья,

Когда любое слово – не твоё.

И побеждает ум, а увлеченье

Отжато, как бельё.

Прости меня за то, что я суров,

Что повторяюсь и бегу по кругу,

За справедливость всех несправедливых слов,

Кидаемых друг другу.

11. Да, мне повезло в этом мире –

Прийти и обняться с людьми

И быть тамадою на пире

Ума, благородства, любви.

А злобы и хитросплетений

Почти что и не замечать.

И только высоких мгновений

На жизни увидеть печать.

12. Устал. Но всё равно свербишь,

Настырный яд, наперекор хотеньям.

Как будто душу подгрызает мышь.

Душа живёт под солнечным сплетеньем.

Казалось, что она парит везде

И незаметно нам её передвиженье.

И почему теперь я знаю, где

Её точнейшее расположенье?

И почему она

В иные времена

Как бы растворена в потоке ровной воли?

Как будто нет её. И лишь в минуты боли

Я знаю: есть душа и где она.

13. Забудь меня и дни,

Когда мы были вместе.

На сердце не храни

Ни жалости, ни мести.

Но вспомни об одном –

Как в это время года

Ходила ходуном

Ночная непогода.

И гром деревья тряс,

Как медная десница…

Ведь это всё для нас

Когда-то повторится.

14. Когда кругом цветут сады,

Душа, забывшись, отдыхает

От суесловья и вражды

И свежесть яблони вдыхает.

Она устала прозревать

Грядущее. Она устала

Прошедшее переживать,

Минувшее твердить с начала.

Она устала от оков

И, отдыхая, вновь готова

Поверить в свежесть облаков

И в святость образа людского.

15. Луна взошла. Спасибо ей!

Как редко мы

Благодарим за свет. Пролей

Сиянье среди тьмы!

Благодарю тебя, Луна,

За этот светлый час.

Ведь я не знал, что времена

Должны упасть на нас.


16. Милая жизнь! Протеканье времён.

Медленное угасание сада.

Вот уж ничем я не обременён.

Сказано слово, дописана сага.

Кажется, всё-таки что-то в нём есть –

В медленном, неотвратимом теченье, -

Может, о вечности тайная весть

И сопредельного мира свеченье…

Осень. Уже улетели скворцы.

Ветер в деревьях звучит многострунно.

Грустно. Но именно в эти часы

Так хорошо, одиноко, безумно.

17. Песня без слов

Хотелось бы сказать тебе:

«Радость моя!» -

Но радость мне не по годам.

Хотел бы сказать тебе:

«Сердце моё!» -

Но сердце тебе не отдам.

Хотел бы сказать тебе:

Счастье моё! –

Но счастьем я не дорожу.

Раскланяюсь молча

При встрече с тобой

И молча вослед погляжу.

18. Купаться в ключевой воде,

Вдыхать всей грудью воздух чистый

И взором на заре тенистой

Стремиться к молодой звезде.

Чего ещё? В траве лежать,

Всю ночь прислушиваясь к полю.

И руку медленно разжать,

Чтоб сердце выпустить на волю.

19. Я вас измучил не разлукой – возвращеньем,

Тяжёлой страстью и свинцовым мщеньем.

Пленён когда-то лёгкостью разлук,

Я их предпочитал, рубя узлы и сети.

Как трудно вновь учить азы наук

В забушевавшем университете!

Как длинны расстоянья расставаний!..

В тоске деревья… Но твоя рука.

И капор твой в дожде. И ночью ранней

Угрюмый стук дверного молотка…

20. Ждать не умею! Вмиг! Через минуту!

Ведь каждый миг я изменяюсь сам.

А нынче мне приснилось почему-то,

Что мы живём по солнечным часам.

А солнца нет. В душе темно, как в штольне.

И циферблат луны туманом скрыт.

И лишь на вильяндистской колокольне

Двенадцатый удар. Звонарь не спит.

21. Желанье и совесть – две чаши

Весов. Если нет равновесья,

Желанья бессовестны наши.

А совесть – сплошное увечье.

И в самоубийственном раже,

Как жуткий пожар черноречья,

Дымится нутро человечье.

22. Бабочка

Я тебя с ладони сдуну,

Чтоб не повредить пыльцу.

Улетай за эту дюну.

Лето близится к концу.

Над цветами по полянам,

Над стеною камыша

Поживи своим обманом,

Мятлик, бабочка, душа.

23. Владеть всем тем, что нам дано,

Чем человек богат и чуток!

Не опускаться до того,

Чтобы руководил рассудок!

А отдаваться тем, земным,

Слепым, глухим и безрассудным

Желаньям – тем, что мы храним

Наперекор понятьям скудным, -

Любви, сочувствию, слезам,

Прощенью, отвращенью к крови.

Всё это, относясь к азам,

Естественно в своей основе.

24. Ах, наверное, Анна Андреевна,

Вы вовсе не правы.

Не из сора родятся стихи,

А из горькой отравы,

А из горькой и жгучей,

Которая корчит и травит.

И погубит. И только травинку

Для строчки оставит.


Японские стихи

Прочитайте японские стихотворения. Какую картину вы представляли себе во время чтения? Как нужно читать стихотворение, чтобы слушатели представили себе его образы?


1) В аромате слив

Вдруг над горной тропой

Выплыл солнца лик. (Басё)

2) Возле хижины рыбака,

Замешавшись в груду креветок,

Тянет песню свою сверчок. (Басё)

3) На голой ветке

Ворон сидит одиноко…

Осенний вечер! (Басё)

4) Первый снег в саду!

Он едва-едва нарцисса

Листики пригнул (Басё)

5) Камнем бросьте в меня!

Ветку цветущей вишни

Я сейчас обломал (Кинаку)

6) Сливы аромат!

От лачужки нищего

Глаз не отвести… (Кинаку)

7) Туманится диск луны…

Два круга мерцают в тени ветвей:

Филин в мутных очках. (Кинаку)

8) Осенняя луна

Сосну рисует тушью

На синих небесах (Рансэцу)

9) В стране моей родной

Цветет вишневым цветом

И дикая трава! (Исса)

10) Так кричит фазан,

Будто это он открыл

Первую звезду. (Исса)

11) Чужих меж нами нет!

Мы все друг другу братья

Под вишнями в цвету. (Исса)

12) Стаял зимний снег.

Озарились радостью

Даже лица звезд. (Исса)

13) Снова весной прилети!

Дом свой родной, смотри, не забудь,

Ласточка, в дальнем пути! (Исса)

14) Где же светлячки?

Спасаясь от погони,

Скрылись на луне! (Рета)

15) Выпала роса,

И на всех колючках тёрна

Капельки висят. (Бусон)

16) Ливень грозовой!

За траву чуть держится

Стайка воробьев. (Бусон)

17) Над ручьем весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень (Тиё)

18) Вот бабочка слегка

Крылышками дрогнула.

Что грезится тебе? (Тиё)

19) За ночь вьюнок обвился

Вокруг бадьи моего колодца.

У соседа воды возьму! (Тиё)

20) Идешь по облакам,

И вдруг на горной тропке

Сквозь дождь – вишневый цвет! (Кито)

Основные моменты предыдущего урока:

1. Бог имеет 1 цель: при любых, хороших или плохих обстоятельствах люди будут любить Его.
2. 2 цель: чтобы смотрели на свои нечистоты глазами Божьими, что приводит к смирению.
3. 3 цель: чтобы обстоятельства не влияли на поведение и решения людей, и характер формировался Словом Божьим, а не обстоятельствами или желанием людей.
4. 4 цель: укрепить силу воли людей, чтобы поступали по духу, а не по эмоциям.
5. 5 цель: Бог взращивает христианина духовно сначала через эмоциональную чувствительность, когда человек ощущает Его присутствие эмоционально (душевная жизнь), потом убирает прикосновение к эмоциям, чтобы человек мог духом и волей иметь то, что раньше чувствовал эмоциями.
6. Исполнение воли Божьей НЕ ДОЛЖНО ОСНОВАВАТЬСЯ ТОЛЬКО НА ЭМОЦИЯХ.
7. Кто не умеет покорять свои чувства, тот не сможет одолеть обстоятельства.
8. Человек может не выполнить волю Божью из-за послушания своим эмоциям, а не интуиции духа.
9. Чувство действительно даровано человеку, чтобы почувствовать любовь Божию и Его присутствие; но если его любовь основана только на эмоциях, то человек любит не Бога, а приятное состояние своих чувств.
10. Эмоциональное поклонение показывает, что мы уважаем Божий дар больше, чем Бога дарующего этот дар!
11. Бог отнимает радостное чувство и позволяет страдать, чтобы они познали удовольствие в Нем Самом.
12. Сатана может легко подделать ощущения, приходящие от Бога.
13. Люди часто принимают сверхъестественное чувство за силу Духа Святого: радость и печаль, видения, сны, голоса, и даже выразительные чудные ощущения. Они не способны признать, что это все чаще всего бывает подделка злого духа.
14. Бог ведет духовно сильного человека чувствами ОЧЕНЬ РЕДКО, т.к. сатане легко подделать этот тип духовного руководства.

СОВЕСТЬ.
Сущность совести и где она находится.

Традиционно считается, что совесть человека находится в его духе.

Так ли это?

Надо обратить внимание, что во всей Библии слово «совесть» встречается только в Новом Завете, написанном в оригинале на греческом языке.

Интересен этимологический разбор слова «совесть».

Слово "совесть" (греч. ;;;;;;;;;;, лат. conscientia, франц. conscience, немец. Gewissen – от глаголов;;;;, scio и wissen).

Во всех европейских языках, древних и новых, слово «соВЕСТЬ» слагается из общей приставки со (;;;, con и ge), указывающей на совместность действия, и корня от глагола, означающего понятие ВЕСТЬ, ВЕДЕНИЕ или ЗНАНИЕ.

====
! Совесть - это такое знание, которое является ОБЩИМ для разных людей, т.е. ЗАКОНОМЕРНОСТЬ или ЗАКОН, одинаковый для всех.
===

Совесть осуждает человека, значит, она различает добро и зло, т.е. в совести ЗАПИСАН ЗАКОН, которому следует душа человека.

Куда Бог вкладывает Свой Закон? – в СОВЕСТЬ.


! Совесть – это область в человеке, куда записан ЗАКОН образа жизни человека.
==================================================

Почему совесть вложена в душу человека, а не в дух?

Потому что так говорит Слово Божье.

В тексте Писания в некоторых местах, судя по контексту, вместо слова «совесть» написано слово «сердце», имеющее значение в первоисточнике «душа»:

1Иоан.3:20 ибо если сердце наше ОСУЖДАЕТ нас, то [кольми паче Бог], потому что Бог больше сердца нашего и знает все <осуждает только совесть, т.е. получаем равенство: совесть = сердце (слово «сердце» (kardi/a) в первоисточнике имеет значение "душа")>.

Слово «сердце» (kardi/a) в первоисточнике имеет значения:

1 . физический орган; 2 . источник всего в человеке: мыслей, воли, желаний, чувств и страстей; перен. сердцевина, центр;

Смысловое значение контекста говорит о том, что речь идет не о физическом органе (сердце), а о «источнике» для мыслей, воли, желаний, чувств. Другими словами речь идет о духовном ИСТОЧНИКЕ в душе человека, т.е. о ДУШЕВНОМ источнике информации для РАЗУМА, Поэтому СОВЕСТЬ находится в сердце (в ДУШЕ) человека, а не в духе.

1Иоан.3:21 ...если сердце наше не осуждает нас, то мы имеем дерзновение к Богу

Осуждает только совесть, т.е. получаем равенство: совесть = сердце (слово «сердце» (kardi/a) или душа по контексту означает совесть, находящуюся в ДУШЕ, а не в духе).

Именно совесть верующего одобряет праведность и укоряет греховные действия, когда мы отходим от славы Божьей.

Прежде чем мы начали что-то делать, совесть начнет осуждать или одобрять наши стремления в соответствии с тем, какой закон записан в нее – это, по сути, наш образ жизни. В Библейской символике: ветхий человек – людское миропонимание, или новый человек – Божье мировоззрение:

Еф.4:
22 отложить прежний ОБРАЗ ЖИЗНИ ветхого человека <нужно удалить из совести человеческие привычки>,
истлевающего в обольстительных похотях <эти законы разрешают властвовать похоти и формируют «внутреннее законодательство человека»: «все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская», 1Иоан.2:16 >,
23 а обновиться духом ума вашего <здесь в контексте слово «ума» имеет смысл именно СОВЕСТИ, а не разума; слово "ума" имеет значение: ум, разум, интеллект, мышление, ОБРАЗ МЫСЛЕЙ, мнение, замысел, намерение; поэтому нужно обновить душу «внутреннее законодательство человека» (СОВЕСТЬ) ДУХОВНЫМ законодательством в соответствии со Словом Божьим и откровениями от Духа Святого. т.е. "обновиться духом">
24 и облечься в нового человека <записать и утвердить в совести новое духовное законодательство, и, самое главное, научиться жить по новому Божьему законодательству – это процесс>,
созданного по Богу, в праведности и святости истины <это новое законодательство основано на ИСТИНЕ и СОЗДАНО в соответствии с Божьей Конституции Небесного Царства; это законодательство будет формировать новый ОБРАЗ ЖИЗНИ праведного и святого человека>.

Так же действовали и ветхозаветные люди на основании «записанного» в совесть Закона Божьего:

Исх.35:21 И приходили все, которых ВЛЕКЛО к тому сердце <влекла и призывала СОВЕСТЬ, которая в сердце-душе>,
и все, которых располагал дух <а вот давал информацию Бог через ИНТУИЦИЮ духа, т.е. связь с Богом>,
и приносили приношения Господу для устроения скинии собрания и для всех потребностей ее и для священных одежд;

Пророчество для новозаветных людей, говорящее об изменении образа жизни в соответствии со Словом Божьим:

Иер.31:33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его <здесь слово «сердце» в первоисточнике переводится: сердце, ум, разум; сердце в евр. языке включает всего внутреннего человека: разум, волю, мысли, желания, эмоции, т.е. это ДУША; значит, совесть (внутреннее законодательство человека) находится в душе, т.к. законы записываются в совесть>
и буду им Богом, а они будут Моим народом.

Рим.2:15 они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их <закон записывается всегда в совесть, которая, как мы видим, находится в сердце (слово «сердце»: kardi/a – душа)>,
то обвиняющие, то оправдывающие одна другую

Евр.10:16 Вот завет, который завещаю им после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в сердца их, и в мыслях <разум - это душа> их напишу их…

Евр.8:10 Вот завет, который завещаю дому Израилеву после тех дней, говорит Господь: вложу законы Мои в мысли <разум - это душа> их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом.

==============================================
! Закон записан в сердце-душе, в его центре, т.е. в совести. Поэтому совесть находится в душе человека, а не в духе.
==============================================

Еще приведём доказательство, почему совесть вложена в душу человека, а не в дух.

Слово совесть в буквальном переводе с греческого языка, по своей общей и основной психологической форме, означает не что иное, как СОЗНАНИЕ (душа), а не ПОДСОЗНАНИЕ (дух):

Слово «сознание» в переводе с греческого:
sunei/dhsiv 1. сознание; 2. совесть (т.е. сознание и совесть – это одно и тоже слово).

Сознание - это и есть душа человека. Тесная связь совести с сознанием усматривается и в том, что во многих языках (напр. ГРЕЧЕСКОМ, на котором написан Новый Завет, латинском, французском и др.) употребляется одно и то же слово, как для обозначения понятия "сознание", так и для обозначения - "совесть".

==============================================
! Совесть = сознание (совесть – это часть души).
==============================================

Совесть сопоставляется всегда с чертой характера души, которая способна различать добро и зло:

1Тим.1:5 Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры <добрая совесть напрямую связана с сердцем, черта характера - доброта, а характер – это функция души>,

1Пет.3:21 Так и нас ныне подобное сему образу крещение, не плотской нечистоты омытие, но обещание Богу доброй совести, спасает воскресением Иисуса Христа <обещание доброй совести или обещание жить СВЯТО, т.е. изменить образ жизни души и стараться производить только добро>,

По всем оценкам и исследованиям данного вопроса совесть однозначно находится в душе, а не в духе.

==============================================
! Совесть – это часть души, а не духа человека, способная различать добро и зло.
==============================================

Совесть меняет образ жизни.

Выше мы выяснили, что совесть – это некая область в душе человека, куда записан ЗАКОН образа жизни. Значит, образ жизни зависит от ЗАКОНА, который записан в совесть, которая начинает диктовать людям правила жизни. Поэтому образ жизни человека может меняться в зависимости от ЗАКОНА, записанного в совесть.

Под воздействием Слова Божьего происходит «очищение» или ИЗМЕНЕНИЕ сердца (совести в душе):

Матф.23:
25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда <видимые внешне действия, одежда, показное смирение>,
между тем как внутри они полны хищения и неправды <в совести записано много НЕПРАВДЫ, т.е. сатанинский образ жизни - ЛОЖЬ>.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда <убери из совести утвердившийся образ жизни нечестивого мира, это можно ИЗМЕНИТЬ>,
чтобы чиста была и внешность их <тогда и внешне отобразится святой образ жизни, ИЗМЕНИТСЯ совесть или станет более святой>.
27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми <видимые внешне действия>,
а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты <совесть нечиста>;
28 так и вы по наружности кажетесь людям праведными <показное смирение>,
а внутри исполнены лицемерия и беззакония <в совести записаны беззакония – мирской образ жизни или «ветхий человек»>.

В Новом Завете Бог обещал вложить в сердца людей (в совесть) Свой Закон. Поэтому Он изменяет образ жизни людей через дарованного нам Духа Святого, который записывает через откровения в нашу совесть Новую Конституцию Царства Божьего, принесенную на землю Христом:

Иоан.14:26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам <новый ОБРАЗ ЖИЗНИ в соответствии с Конституцией Неба>.

Святой Дух освещает совесть человека светом Божьего закона:

Иоан.16:8 и Он, придя, ОБЛИЧИТ МИР о грехе и о правде и о суде <новое Небесное законодательство и судопроизводство Царства Божьего, Дух Святой знает все требования, поэтому будет обличать человека, записав в совесть закон Неба,который не совпадает с мирским образом жизни>.

Если грешник, будучи обличен в своих грехах и услышав Евангелие Божьей благодати, хочет принять Евангелие верою, то он увидит, как драгоценная Кровь Господа Иисуса Христа смоет все обвинения с его совести:

Деян.15:
8 и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам <приняв Христа, человек рождается свыше и получает дар Духа Святого, Который начнет работать с совестью человека>;
9 и не положил никакого различия между нами и ими, ВЕРОЮ ОЧИСТИВ сердца их <в первоисточнике слово «сердце» - kardi/a, т.е. душа, которая может очищаться верою в Бога, веруя в благие законы Божьи, эти законы по мере их познания записываются и утверждаются в совести>.

Когда совесть осуждает рожденного свыше - это значит, что он осуждаем Богом. Разве святость Божья имеет меньший стандарт, нежели наша совесть? Если совесть настаивает на том, что мы не правы, то мы на самом деле не правы в глазах Бога:

Иак.4:8 Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; ОЧИСТИТЕ руки, грешники, ИСПРАВЬТЕ СЕРДЦА … <в первоисточнике слово «исправьте» (a;gni/zw) имеет значение: очищать. ОСВЯЩАТЬ, т.е. нужно ИСПРАВЛЯТЬ сердце или очищать совесть>

Нельзя противиться совести и продолжать делать ей наперекор, наоборот, нужно прислушаться и подчиниться требованиям совести. Тогда человек начнет духовно расти и образ жизни начнет меняться в сторону святости («облечься в нового человека», Еф.4:24):

1Кор.5:7 Итак очистите старую закваску <«закваска» - это образ жизни, записанный в совести; он может быть святым или нечестивым; удалите из совести старый нечестивый образ жизни>,
чтобы быть вам новым тестом <чтобы стать новым Божьим творением (тестом, из которого Бог "вылепляет" новое), и поступать по новому законодательству Небес, в соответствии со Словом Божьим>,
так как вы бесквасны <т.е. став новым творением, освящены, имеете святость и закон Божий, записанный в совести>,
ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас <ибо Христос умер за нас, чтобы мы стали святыми и дела были тоже святыми>.

Совесть рожденного свыше человека постепенно меняется в сторону святости, меняются и мысли, тогда меняются и желания души: жить свято. А жизнь состоит из дел. Хорошие и святые желания приводят к святым делам:

Лук.6:45 Добрый человек из доброго СОКРОВИЩА сердца своего <из совести> выносит доброе <совесть – это СОКРОВИЩНИЦА сердца, т.е. ДУШИ человека, если там записаны добрые законы, то человек делает и добрые дела>,
а злой человек из злого СОКРОВИЩА сердца своего <из совести> выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его <это касается и слов, которые он произносит на людей, добрый говорит слова поддержки, злой – ругательства; человек должен прислушиваться к голосу совести – какие слова, такой и закон записан в его совести>.

Тогда и дела становятся добрыми и святыми:

Евр.9:14 то кольми паче Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя непорочного Богу, очистит СОВЕСТЬ нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному <образ жизни, записанный в совести, мотивирует людей совершать определенные дела, нечестивый образ жизни – мертвые дела; святой образ жизни – служение Богу и людям>

Нечестивые люди НЕ ЖЕЛАЮТ ПОДЧИНЯТЬСЯ Богу или ЖИТЬ по Его Слову, но настаивают на том, что они сейчас делают также хорошие и нужные дела по СВОЕМУ разумению, словно это открыл им Бог. Они считают, что поступают даже лучше, имеют обширный кругозор, более полезны обществу, имеют более ощутимое влияние на людей. Люди мирского образа жизни крайне уважают такого рода дела, даже не подозревая, что без послушания Богу – это все пыль, дела, которые сгорят, и не будут иметь НИКАКОЙ ЦЕННОСТИ в духовном мире:

2Пет.3:10 Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят <все земные дела, соделанные без Бога, на Небесах не зачтутся даже рожденным свыше, что же говорить о не рожденных свыше верующих или атеистах, являющихся мертвыми для Бога -

Большинство дел на земле Бог вообще не рассматривает как духовные. Он не смотрит ни на эффективность или уровень, и не на количество дел, а на суть желаний человека в плане послушания и подчинения Ему. И как бы ни было прекрасно намерение людей, оно не может достигнуть сердца Бога, если отвергнуто или проигнорировано откровение от Духа Святого в духе человека:

Откр.22:11 Неправедный пусть еще делает неправду; нечистый пусть еще сквернится <делая нечистые дела СОВЕСТЬ еще более оскверняется, т.е. нечестивый образ жизни укрепляется в совести, которая ПОСТЕПЕННО ПЕРЕСТАЕТ ОСУЖДАТЬ греховную жизнь, вплоть до понимания, что нечестие – это нормально, так и надо жить, ведь ВСЕ ТАК ЖИВУТ...>;
праведный да творит правду еще, и святый да освящается еще <делая святые дела по воле Божьей и Слову Божьему СОВЕСТЬ постепенно еще более освящается и человек более и более укрепляется в Боге, становясь верным Ему, что очень радует Отца>.

Совесть не требует служить Богу каким-либо эффективным способом, но она просто настаивает на нашей покорности Христу. В хождении по духу мы должны слушать указания совести. Не пытайтесь уйти от какого-либо внутреннего осуждения, а,наоборот, будьте внимательны к нему, потому что воля Бога направлена на наш духовный рост через позывы совести:

1Фесс.4:
3 Ибо ВОЛЯ Божия есть освящение ваше <изменение законодательства в СОВЕСТИ в сторону СВЯТОСТИ>,
чтобы вы воздерживались от блуда;
4 чтобы каждый из вас умел соблюдать свой сосуд в святости и чести <воля Бога состоит в том, чтобы люди очищали свою СОВЕСТЬ и явили святой образ жизни через свои дела>

Даете ли вы совести право проанализировать каждый из ваших грехов? Позволяете ли ей исследовать ваше реальное состояние? Хотите ли дать ей показать себе, как на нас смотрит Бог?

Если мы не желаем считаться с сигналами очищенной покаянием совести, то это говорит о том, что в нашей жизни не все отдано на крест (см. статью "Для чего и как нести свой крест?" - ). И мы не полностью покорены Богу, и не всецело следуете за Духом Святым, прислушиваясь к интуиции нашего духа. Это препятствует нам иметь совершенные взаимоотношения с Богом:

1Тим.4:
4 Ибо всякое ТВОРЕНИЕ Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением,
5 потому что освящается словом Божиим и молитвою <творение, душа освящается Словом Божьим и при чтении Писания, законы Божьи записываются в совесть>.

===============================================
! Совесть, в отличие от духа человека, может постепенно ИЗМЕНЯТЬСЯ и ОЧИЩАТЬСЯ Словом Божьим или ОСКВЕРНЯТЬСЯ мирским нечестивым образом жизни, который от сатаны.
===============================================

===============================================
! Совесть – это часть человеческой души, в которую записан нравственный закон образа жизни, признанный душою и обличающий изнутри поступки человека, одобряя или осуждая его; этот закон говорит ему, что правильно (добро) и что неправильно (зло) (см. статью "Дерево познания добра и зла" - ).
===============================================


Для внеклассного чтения.

Определение совести в разных источниках.

Википедия (https://ru.wikipedia.org/wiki/):
Совесть - способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых ею поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. Проявляется и в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, и в форме эмоциональных переживаний - чувства вины или «угрызений совести» то есть связывает воедино разум и эмоции
Совесть - это нравственность, справедливость, добро, честность, порядочность, мораль. Это способность личности самостоятельно формулировать собственные нравственные обязанности, реализовывать нравственный самоконтроль, требовать от себя их выполнения и производить оценку совершаемых поступков.

Библейский словарь:
совесть – это непосредственное ощущение человеческой души ее отношения к тому нравственному закону, который ею признан и неподкупно свидетельствует внутри человека, одобряя или осуждая его; отношение к тому закону, который говорит ему, что правильно и что неправильно.

Совесть `Современный толковый словарь`
Совесть понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть `Большой энциклопедический словарь`
СОВЕСТЬ - понятие морального сознания, внутренняя убежденность в том, что является добром и злом, сознание нравственной ответственности за свое поведение. Совесть - выражение способности личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков.

Совесть `Толковый словарь Ушакова`
совести, мн. нет, ж. Внутренняя оценка, внутреннее сознание моральности своих поступков, чувство нравственной и за свое поведение…

Совесть `Толковый словарь Даля`
ж. нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке; внутреннее сознание добра и зла; тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка; способность распознавать качество поступка; чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла; невольная любовь к добру и к истине; прирожденная правда, в различной степени развития.

Совесть `Большая Советская энциклопедия`
Совесть - категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку (См. Самооценка) совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности. С. проявляется как в форме рационального осознания нравственного значения совершаемых действий, так и в форме эмоциональных переживании (например, «угрызений С.»). В идеалистической этике С. истолковывалась как голос «внутреннего Я», проявление прирожденного человеку нравственного чувства и т.п. Марксистско-ленинская этика обосновывает общественно-исторический характер С. См. также Мораль, Этика.

Православный энциклопедический словарь
Совесть - врожденное Богом данное нравственное чутье <нравственность – это хараутеристика души>, побуждающее человека к истине и добру и отвращающее от зла и лжи.

Совесть `Исторический словарь`
-нравственное чувство, сознание и разумение человеческой души своих соб¬ственных поступков и побуждений (Рим 2.15). Совесть не есть голос Божий, как думают некоторые. Совесть человека есть его отношение к известным ему Божественным законам и она может быть сожженной и порочной (1Тим 4.2; Евр 10.22) и человек должен прилагать усилие, чтобы хранить ее чистой (1Пет 3.16,21). Слово «совесть» не встречается в Ветхом Завете.
Большинство источников определяют, что совесть – это часть души.
++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++++

Предыдущий: Урок 15. Дух, душа и тело. Душа 8 ч. Эмоции

Следующий: Урок 17. Дух, душа и тело. Душа 10 ч. Совесть

Основные моменты:

1. Во всей Библии слово «совесть» встречается только в Новом Завете.
2. Следовательно, совесть – это некая область в человеке, куда записан ЗАКОН образа жизни человека.
3. Закон записан в сердце-душе, в его центре, т.е. в совести. Поэтому совесть находится в душе человека, а не в духе.
4. Совесть = сознание (совесть = душа).
5. Совесть – это часть души, а не духа человека, способная различать добро и зло.
6. Образ жизни человека может меняться в зависимости от ЗАКОНА, записанного в совесть.
7. Святой Дух освещает совесть человека светом Божьего закона.
8. Человек начнет духовно расти и образ жизни начнет меняться в сторону святости, если он прислушается к совести.
9. Совесть рожденного свыше человека постепенно меняется в сторону святости, меняются и мысли, тогда меняются и желания души: жить свято.
10. И как бы ни было прекрасно намерение людей, оно не может достигнуть сердца Бога, если отвергнуто или проигнорировано откровение от Духа Святого.
11. Совесть не требует служить Богу каким-либо эффективным способом, но она просто настаивает на нашей покорности Христу.
12. Если мы не желаем считаться с сигналами совести, то это говорит о том, что в нашей жизни не все отдано на крест. И мы не полностью покорены Богу.
13. Совесть, в отличие от духа, может постепенно ИЗМЕНЯТЬСЯ и ОЧИЩАТЬСЯ Словом Божьим или ОСКВЕРНЯТЬСЯ мирским нечестивым образом жизни, который от сатаны.
14. Совесть – это часть человеческой души, в которую записан нравственный закон образа жизни, признанный ею и обличающий изнутри поступки человека, одобряя или осуждая его; говорящий ему, что правильно (добро) и что неправильно (зло).

Для чего и как нести свой крест? -

Дерево познания добра и зла -

Рецензии

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.