Упражнения про цели. Тренинг на формирование навыков целеполагания Тренинг целеполагание и достижение целей

В основе предлагаемой программы лежат психотехники, заимствованные из различных источников*. Не случайно, что большинство этих источников имеет американское происхождение. Это понятно, если учесть центральную для американцев ценность - достижение успеха, огромную важность субъективного ощущения собственной власти над жизнью, над своей судьбой.
Мы живем в другой стране - и не только «восточнее», под влиянием другой религии, культуры, традиции, но и после десятилетий тоталитарного режима, при котором способность самостоятельно ставить перед собой собственные цели, была одной из самых ненужных. И все-таки такая способность нужна и нам, и многие наши соотечественники - особенно молодые - тоже хотели бы чувствовать себя хозяевами собственной судьбы, тоже стремятся к успеху, к определенному уровню достижения. Об этом говорят исследования социологов, проведенные в последние годы.
В предлагаемой программе использованы психотехники, не имеющие прямого отношения к содержанию целей, ценностей; они ориентированы на то, чтобы помочь человеку осознать то, к чему он стремится, придать этим целям реальную побудительную силу.

Программа развития временной перспективы.
Предлагаемая программа может быть использована как пособие для саморазвития юношей и девушек. И тогда психолог будет выступать в качестве инструктора, консультанта, советчика, который в зависимости от общего контекста деятельности может либо последовательно вводить отдельные фрагменты программы, либо дать их сразу, а затем по мере необходимости обсуждать с молодыми людьми отдельные упражнения, возникающие вопросы, трудности. Но возможна и коллективная форма работы, как развернутая во времени (например, занятия могут проводиться раз в неделю), так и в виде «марафона», т.е. интенсивного многочасового тренинга, рассчитанного на один - два дня.
Существенным элементом всех нижеизложенных психотехник является фиксация на бумаге того, что так или иначе проигрывается во внутреннем плане, - обычно это какие-либо записи, иногда рисунки, которые должны делать старшеклассники, Десятилетия назад существовала целая культура ведения дневников. По существу, психология юношеского возраста в начале века и брала свое начало в изучении этих дневниковых записей. Но анализируя их содержание, не всегда обращалось внимание на важное психологическое значение этого занятия.

*Мольц М. «Я - это Я, или Как стать счастливым». 1994; Рейнуотер Д. «Это в наших силах»,1992.

А ведь именно фиксация на бумаге мыслей, фантазий, планов на будущее придавала этому занятию огромную развивающую силу. Сейчас культура ведения дневников практически ушла, но, возможно, именно специальный психологический тренинг сможет в какой-то степени восполнить образовавшийся пробел.

На первом, предварительном, этапе работы психологу необходимо сформировать у юношей и девушек соответствующую мотивацию для последующих занятий. Как показывает опыт, краткий рассказ о том, как важны целеполагание и временная перспектива, далеко не всегда бывает достаточным. Часто молодые люди, в особенности юноши, для которых подобный тренинг более важен, чем для девушек, первоначально весьма скептически относятся к необходимости тратить время на подобную работу.
Длительность и конкретность этого этапа зависит, с одной стороны, от самого психолога, его персоначьных приемов, возможностей и способностей убеждать юношескую аудиторию, а с другой - от того, в контексте какой более широкой деятельности будет происходить этот тренинг. Будет он частью систематических занятий по психологии, типа школьных уроков или кружка, или фрагментов каких-то психотерапевтических - индивидуальных или групповых - занятий. Однако в любом случае вначале полезно просто дать старшеклассникам определенную информацию о том, какую важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие, на первый взгляд кажущиеся эфемерными, образования, как жизненные цели, представления о будущем и т.п.
Подобная информация содержится, например, в книге Максуэла Мольца «Я -это Я, или Как стать счастливым» (M..I994). Знаменитая «психокибернетика» Мольца основывается на следующем тезисе: «Человеческий мозг и вся нервная система действует целенаправленно, в соответствии с принципом осуществления личностных целей. Они функционируют как великолепный, «направленный на заданную цель механизм», как своего рода внутренняя автоматическая система наведения, которая работает на вас, как «механизм успеха» или «механизм неутач». в зависимости от того, как ВЫ, оператор, управляете им и какие устанавливаете ему цели», (с.21). Стремление к позитивной цели - ключ к счастливой жизни. «Человек - существо, которое всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он, обычно, чувствует себя сравнительно счастливым» (с.98).
Почему концепция М. Мольца представляется особенно привлекательной для работы со старшеклассниками? Дело в том, что существует устойчивый стереотип, который связывает слова «цель», «план» со скучной, неинтересной и часто бесплодной работой по их достижению, когда, собрав всю свою волю и отодвинув все, что тебе в жизни приятно и интересно, ты должен в поте лица реализовывать этот план или цель. Мольц настаивает на прямо противоположном, на том, что в действительности достигнуть цели можно, лишь расслабившись, забыв про волевые усилия, которые только вредят. Если цель ясна и сильна, она будет действовать сама.

Можно предложить такую физическую метафору. Попросите юношей и девушек встать, поставить ноги на ширину плеч, руки вытянуть вперед параллельно полу. Затем повернуться всем корпусом назад и зафиксировать взглядом то место на стене, до которого удалось повернуться. Вернуться в исходное положение. Закрыть глаза. Представить себе, что в следующий раз вы сможете повернуть свой корпус значительно дальше. А затем, открыв глаза, попробовать вновь повернуться. Сравнивая то место в пространстве, в котором вы теперь оказались, с мысленной отметкой на стене, зафиксировавшей ваш прежний поворот, можно наглядно убедиться в реальной силе воздействия поставленной перед собой цели.
Итак, задача первого этапа работы - показать старшеклассникам чрезвычайную значимость определения собственных жизненных целей, убедить их в том, что предстоящий тренинг даст им в руки такие психологические «инструменты», которые позволят им стать в жизни не неудачниками, а победителями, научат пользоваться всеми своими лучшими, сильными сторонами для того, чтобы достигать этих целей.

Второй этап программы включает серию заданий, психотехник, которые имеют цель помочь юношам и девушкам ответить на, возможно, самый главный и самый трудный вопрос «Чего я хочу?», научить их формулировать свои цели, делать их действенными.
Итак, обратимся непосредственно к заданиям, которые необходимо выполнять последовательно.

1 .Инструкция к первому заданию такова:
Возьмите карандаш и бумагу. Устройтесь поудобнее, там, где вы чувствуете себя максимально комфортно. А теперь постарайтесь, не ставя себе никаких(!) ограничений, нарисовать свою будущую жизнь - так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти.

Начните со списка того,
о чем вы мечтаете,
кем хотите стать,
каким хотите стать,
где жить,
чем заниматься,
что иметь.

Сосредоточьтесь и в течение 10-15 минут заставьте свой карандаш беспрерывно работать. Где только можно, сокращайте слова и переходите к следующему желанию. Чувствуйте себя королем, дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы их выводите с поля, удаляете с ринга.
Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:
1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах, не пишите, чего бы вы не хотели, но только то, к чему вы стремитесь;
2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, как на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем более оно задействует ваш мозг для достижения цели;
3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигнете своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто будет вас окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что вы достигли того, к чему стремились;
4) важно формулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; не надо рассчитывать на то, что кто-то что-то сделает и тогда все будет хорошо; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;
5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерб другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим.

Эта пять правил необходимо будет помнить и учитывать и при дальнейшей работе.
На данном этапе возможно использование - в качестве дополнительного - такого эффективного приема, как рисунок. Психолог может предложить старшеклассникам представить всю свою будущую жизнь как художественный фильм, в котором каждый из них играет главную роль, являясь одновременно и сценаристом, и режиссером, и директором картины. Каждый волен выбирать, о чем будет этот фильм, какие будут действовать в нем персонажи, где будут происходить события. Начать работу над этим фильмом следует с того, чтобы нарисовать на бумаге портрет героя будущего фильма, или, иными словами, автопортрет. Но это должен быть не портрет себя сегодняшнего, а портрет такого человека, каким хотелось бы стать. Такой эскиз к фильму можно сделать и в технике коллажа, используя белую и цветную бумагу, старые газеты и журналы и т.п. Достоинством рисунка является не только то, что он непосредственно задействует сенсорику, но и то, что для большинства старшеклассников рисование - далеко не привычное рутинное занятие (некоторые признаются, что не рисовали с детства), а эмоционально заразительное, сбивающее привычные стереотипы действие, позволяющее максимально «растормозиться», снять барьеры, дать волю воображению.

2.На следующем этапе
следует просмотреть составленный ранее список, и по нарисованному портрету определить, в какой временной сетке работает каждый участник тренинга.
Хотите ли вы все то, о чем написали, иметь уже завтра или, напротив, ваши цели относятся к весьма отдаленному будущему? Соответственно в первом случае подумайте о дальнейшей перспективе, а во втором - о ближайших целях, планах, шагах. Важно иметь ясное представление и о первом шаге и о последнем.

3.Теперь из всего
того, о чем вы написали, выберите четыре самых важных на этот год цели. Выберите то, что в случае реализации, достижения цели доставит вам самое большое удовольствие, то, что вас больше всего волнует. Выпишите эти четыре цели. А затем напишите, почему вы точно уверены, что это для вас так важно. Дело в том, что вы можете добиться всего, чего угодно, если у вас есть для этого серьезные внутренние основания, уверенность в необходимости достижения определенной цели, результата. Эти основания отличают просто интерес от субъективной необходимости, обязательности это достичь. Если вы точно знаете, почему нечто так важно для вас, то вы найдете, как к этому прийти. В этом смысле «почему» намного важнее, чем «как».

4. Когда составлен список из четырех главных, ключевых целей,
необходимо вновь просмотреть их через призму сформулированных выше правил, иными словами, уточнить
1) сформулирована ли каждая цель в позитивных терминах, - (конкретна ли эта формулировка,
3) есть ли ясное представление о результате,
4) подконтрольно ли достижение этой цели вам лично и, наконец,
5) насколько сформулированная цель удовлетворяет этическим критериям. Если появится необходимость что-то исправить, надо эти исправления внести.

5. Цель этого упражнения
- составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.
Опишите, что у вас уже есть, - это могут быть какие-то
черты характера,
друзья, которые вас поддержат и вам помогут,
финансовые ресурсы,
уровень вашего образования,
ваша энергия, наконец,
время, которым вы располагаете, и т.п.

Ведь перед каждой конструктивной работой - собираетесь ли вы строить дом или лепить пельмени, надо точно знать, какие есть в наличие материалы и инструменты. Точно так же, для того, чтобы сконструировать такое видение будущего, которое наполнило бы вас силой и энергией, необходимо иметь ясное представление о том, что вы имеете.

6. Когда вы это сделали,
попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из вышеперечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это необязательно должно быть какое-то очень важное событие. Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще это была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешным?

7. А теперь
опишите, каким человеком вы должны были бы быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а может, напротив, более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку, стать высокого о себе мнения. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

8. Сформулируйте в нескольких тезисах,
что препятствует иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь, прямо сейчас.
Что конкретно вам мешает?
Что вас ограничивает?
Возможно, вы не умеете планировать ваше время. Или план есть, но вы никак не можете приступить к его реализации.
Может быть, вы делаете слишком много дел одновременно, а может быть, напротив, чрезмерно сосредоточены на чем-то одном и упускаете остальное?
Может быть, вы просто боитесь, что у вас ничего не получится?
Вспомните, бывало ли раньше в вашей жизни, что вы изначально представляли себе самый плохой исход какого-то дела и именно поэтому за него вообще не брались.
Наверное, у каждого человека есть способы ставить себе ограничения, свои личные, излюбленные стратегии, ведущие к поражению, но если мы это осознаем, то можем избавиться от этих ограничений.

9. На этом этапе
надо для каждой из четырех выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.
Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы сможете сделать по этому плану прямо сегодня. В конце концов, как говорит Д. Карнеги, все, что в принципе ты можешь сделать в жизни, ты можешь сделать только сегодня. Можно с этого и начать: подумав о цели, решить, что самое первое я должен сделать, чтобы ее достичь? В любом варианте вы должны составить пошаговый план достижения этой цели, который бы включал и сегодняшний день.
Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает сегодня иметь все то, к чему вы стремитесь (см. предыдущее упражнение). Возможно, ответом на этот вопрос будет что-то, над, чем уже сейчас можно работать, чтобы это изменить. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизиться к достижению вашей главной цели.
Итак, первый, очень важный шаг сделан. С помощью проведенных выше заданий каждый смог определить, чего же он хочет. Каждый описал как конечный результат, так и первые шаги к достижению желаемой цели; были определены, какие стороны личности того или иного конкретного человека помогают, а какие мешают ему достичь заветной цели.
Задача следующего шага - разработка собственно стратегии достижения успеха. На этом этапе можно воспользоваться некоторыми идеями нейролингвистического программирования Дж.Гриндера и Р.Бандлера, а именно попытаться смоделировать кого-то, кто уже достиг желаемой цели.

10. Психолог предлагает
каждому представить себе такого человека, который олицетворяет собой тот уровень достижений, ту область, в которой он хотел бы преуспеть. Моделями могут служить как хорошо знакомые люди, так и просто люди известные, добившиеся необыкновенных успехов.
Запишите имена 3-5 человек, которые уже добились того, к чему вы стремитесь. В нескольких словах опишите их личностные качества и поведение, которые привели к успеху.
После этого закройте глаза и представьте, что каждый из этих троих - пятерых собирается дать вам совет, как лучше всего достичь цели. Запишите основную идею того, что они скажут. Может быть, это о том, как избежать ложного пути, может быть, о том, как освободиться от своих собственных ограничений. Пишите то первое, что придет вам в голову. Даже если вы не знаете этих людей, они могут стать прекрасными советчиками.

А теперь проделайте следующее полезное упражнение.
Вспомните случай из своей жизни, когда вы переживали какой-то абсолютный успех. Закройте глаза и представьте себе это предельно ясно. Обратите внимание на то, где у вас помещается эта картинка: слева, справа, вверху, внизу, посередине. Обратите также внимание на размер, точность и качество этой картинки, на те движения, звуки, переживания, которые ее создают. Теперь подумайте о тех целях, которые вы записали. Создайте внутреннюю картину - что будет, если вы достигните этого результата. Мысленно поместите эту картинку туда же, где была предыдущая, и сделайте ее того же размера, яркости, раскрашенности. Постарайтесь сделать это как можно лучше. Заметьте, как вы себя при этом чувствуете. Скорее всего, вы уже сейчас ощутите себя по-другому, более уверенным в успехе, чем это было, когда вы впервые сформулировали вашу цель.

Это упражнение надо повторять как можно чаще, чтобы мозг мог создавать картину будущего успеха даже с большей легкостью, чем предыдущую. Ясная внутренняя картина и переживание «потребного будущего» чрезвычайно важны.

11. В ходе этого упражнения следует
как можно более подробно и ярко мысленно представить себе свой идеальный день. Это полезно потому, что временная перспектива, состоящая просто из совокупности множества разных целей, намного менее действенна с точки зрения достижения этих целей, нежели такая временная перспектива, которая включает в себя некоторое целостное представление о том, что все эти цели вместе означают.
Для создания такой целостной картины участникам тренинга надо предложить нарисовать свой идеальный день. Каждый должен задуматься и отчетливо представить себе, кто в этот чудесный (желанный, идеальный) день находиться рядом с ним, чем заняты участники этой картины. Необходимо вообразить себе этот день в мельчайших подробностях, начиная с момента пробуждения и заканчивая тем, что происходит, какие переживания имеют место вечером, перед самым сном. Представляя себе все это, каждый должен, взяв карандаш и бумагу, либо описать воображаемый идеальный день словами либо просто нарисовать соответствующую картину или картины.

12. В этом последнем упражнении надо
описать свое идеальное окружение. Акцентируйте значение места, не ставя себе при этом никаких ограничений.
Ощутите себя королем: там, где вы –
 в лесу,
 на берегу озера,
 в шикарном офисе или
 в своей квартире?

Что под рукой –
 компьютер,
 рояль,
 чашка кофе?

Какие люди вас окружают?

Полезно постоянно напоминать о том, что необходим четкий, ясный, сфокусированный сигнал, чтобы заработал механизм автоматического наведения на цель. Именно этим объясняется действенность вышеприведенных упражнений.
Опыт показывает, что сначала выполнять все эти упражнения довольно трудно, но потом это становится не только легче, но и занимательнее.

Конечно, проще просто жить, чем создавать, сознательно конструировать свою жизнь, однако надо понимать, что в жизни всякий успех - результат тяжелого труда. Необходимо также отдавать себе отчет в том, что если вы не задаете собственные программы достижения результатов, к которым стремитесь, то кто-то другой сделает это за вас, включит вас в свой план. И тут каждый волен выбирать. Всякому человеку полезно регулярно просматривать - опять же с карандашом и бумагой - свои жизненные цели и менять их, если что-то в жизни, в себе изменилось.
Иногда необходимо остановиться и подумать, а к тому ли я сегодняшний в действительности стремлюсь. Хорошо бы, конечно, для этого иметь специальную тетрадь и заглядывать туда хотя бы раз в полгода.

Программа тренинга «Целеполагание» – это последовательность этапов, которые помогут вам сформировать опыт и навыки правильной постановки целей, их четкой передачи, и эффективному контролю достижения.

Ценность и отличие данного тренинга в том, что он ориентируется как на постановку, и исполнение профессиональных (рабочих) целей и задач, так и на личные цели и интересы участников. Это в том числе поможет вам гармонично связать свои задачи на работе и истинные личные цели.

Программа тренинга построена на простых, но доказавших свою эффективность методиках, чтобы участники смогли применять их без значительных усилий в своей повседневной работе и жизни, и которые быстрее всего приведут к достижению ощутимых результатов.

Бонус. Вместе с материалами для работы на тренинге вы также получите диск с полезными и зарекомендовавшими себя инструментами для своей повседневной работы:

  • простую форму постановки задач сотрудникам и одновременного контроля за их исполнением,
  • схему достижений целей руководителем, в которой сможете использовать наиболее эффективные приемы именно для себя,
  • примеры построения системы KPI как одного из эффективнейших способов управления по целям,
  • самый полный на сегодняшний день перечень коэффициентов KPI для коммерческого отдела компании.

Цель семинара

  • Научить вас определять цели. От небольших до самых грандиозных. Научиться различать «правильные» и «свои».
  • Дать вам методики наиболее эффективной постановки целей сотрудникам и себе лично.
  • Научить инструментам, которые наиболее просто и быстро приведут к достижению цели.
  • Дать вам возможность избавиться от большого количества ненужных действий в работе и личной жизни, траты времени и бесполезных обязательств. Гармонично объединить ваши личные и профессиональные цели.
  • Вдохновить вас на новые, казавшиеся ранее нереальными, достижения и свершения.

Программа семинара

Постановка целей

  • Мечты, цели задачи. В чем разница? Чем большее время заняты мы?
  • 3 этапа целей.
  • Постановка целей по методу SMART.
  • Простая методика постановки целей для руководителя - КИРОВ. Повышение эффективности SMART задач.
  • Примеры постановки правильных краткосрочных и долгосрочных целей.
  • Достижимые или грандиозные цели ставить перед собой и сотрудниками?
Управление целями и задачами
  • Стержневой показатель цели. Управление через один показатель.
  • Ключевые показатели эффективности KPI (КПЭ). Система построения, правила расчета, примеры из реальной практики.
  • Правила выбора показателей эффективности.
  • Модель логических уровней (пирамида Дилтса) – модель для нашей работы и личной жизни, разобранных по полочкам.
  • Очистка личных целей от чужого и социального наслоения. Приходим к своим истинным целям.
Инструменты достижения целей
  • Цикл PDCA для управления целями.
  • Принципы постановки задач сотрудникам.
  • Дисциплина – скелет достижения целей.
  • Обратная связь высокого качества.
  • Как желание быть любимым начальником мешает достижению целей.
  • Правила записи и визуализации целей.
  • Чему не учат в Гарвардской бизнес-школе. Как лист бумаги с несколькими предложениями текста способен в корне изменить жизнь людей.
Дальнейшая работа после тренинга
  • Составление перечня мероприятий для каждого участника на ближайший месяц.
Практические упражнения
  • Постановка и формулировка целей.
  • Борьба с саботированием исполнения целей.
  • Связка рабочих и личных целей.
  • Какие цели исполняются, какие нет.
  • Предел масштаба цели.
  • Постановка грандиозных целей.
  • Формулировка критериев исполнения цели.
  • Препятствия к исполнению любого желания.
  • Преобразование отрицательных целей в положительные.
  • Тренировка обратной связи высокого качества.
  • Расчет и оценка деятельности по методике KPI.

Большинство современных людей активно пользуются интернетом. В этой «информационной сети» мы можем, с одной стороны, быстро и легко получить практически любую нужную нам для бизнеса информацию, а с другой стороны, надолго завязнуть в «интернетовской паутине», потерять много времени и так ничего толкового не найти.

От чего зависит результативность нахождения нужной и полезной информации в интернете?

Ответ простой: чтобы быстро найти необходимую информацию нужно ввести правильный поисковый запрос в поисковики Яндекс, Гугл и т.п. Другими словами «Правильный поисковый запрос-это правильно выставленная цель».

Точно также в Карьере и Бизнесе: от правильности поставленной цели зависит ее достижение не только каждым конкретным сотрудником, но и всей компании в целом.

Цели тренинга «Целеполагание. Как правильно ставить цели и легко достигать их с наименьшими затратами времени и Денег»:

  • задать правильное направление движения каждому сотруднику и всей команде;
  • научить планированию минимально-затратного и максимально-легко-достижимого пути к желаемым результатам;
  • создать высокую мотивацию к достижению намеченных краткосрочных и долгосрочных целей;
  • сформировать понимание зависимости между правильным целеполаганием, эффективным управлением временем и финансовым благополучием.

Зачем необходимо обучиться управленческому искусству «Целеполагание»?

Целеполагание - первичная фаза управления любым коммерческим предприятием, в которую входит постановка, как генеральной цели, так и совокупности целей (дерева целей) в соответствии с миссией Компании, стратегическими установками и характером решаемых задач.

Целеполагание является основной функцией руководителей разного уровня.

Целеполагание-объединяющий стержень всех стадий управленческой работы: информационной, организационной, регулирующей, координирующей, контрольной.

Целеполагание - это начальная точка в любой человеческой деятельности.

И, пожалуй, самым главным аргументом в пользу прохождения этого тренинга является следующий подтвержденный наукой «Психология Управления» и реальной практикой факт: главный залог прибыльности и результативности любого коммерческого предприятия заключен в наличии стратегических и реально достижимых целей организации, а также в способности руководителей разного уровня к их постановке.

Результатом этого тренинга станут умения:

  • планировать рабочее время с учётом ближних и дальних целей,
  • находить минимально-затратные и максимально-выгодные пути достижения различных целей;
  • правильное формулирование целей так, чтобы легко и быстро достигать их.

Что получит Компания в результате проведения этого тренинга?

Увеличение производительности труда сотрудников без повышения зарплат и увеличения временного ресурса.

Умение правильно ставить цели – один из важнейших навыков по-настоящему успешного человека.

«Успешные сотрудники=Успешная Компания» — вот формула успеха Стива Джобса (основатель компании «Apple»).

Формы проведения тренинга : очный «Корпоративный» , онлайн «Корпоративный»,онлайн «Персональный».

Хотите узнать подробнее об онлайн-формате этого уникального тренинга?
Нажмите на кнопку «Онлайн-тренинг»:

Тренинг ведет Раздольская Анна -психолог, сертифицированный бизнес-тренер и коуч-консультант.

Посмотрите видео и познакомьтесь с Анной прямо сейчас:

Программа очного и онлайн-тренинга «Целеполагание.Как правильно ставить цели,чтобы легко и быстро достигать их?»

Тема 1.Устройство человеческого сознания:

  • Психология целеполагания
  • Магия числа «7»
  • Наведения порядка в Разуме с помощью Пирамиды Дилтса
  • Фильтрация целей: проверка на истинность.

Тема 2.От мечтаний к достижению целей:

  • Условия целеполагания
  • Конфликты целей
  • SMART-технология постановки целей
  • Правила визуализации целей

Тема 3.Принятие эффективных управленческих решений:

  • Принцип Парето
  • Матрица Эйзенхауера
  • Матрица сравнений

Тема 4.Планирование деятельности:

  • Чувство времени-базис планировании
  • Формула успеха за день
  • Стратегическое планирование

Тема 5. Как правильно объяснять и ставить задачи своим сотрудника.

Ролевые игры по конкретным целям, согласованных с заказчиком.

Внимание! Бонус!

Тема 6.Эффективный самоменеджмент:

  • Методы самонастроя на работу
  • Способы увеличения КПД временного ресурса, позволяющие за меньшее время получать лучшие результаты.

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

Для него ни один ветер не будет попутным.

Сенека.

Предисловие

Выполняю просьбу коллег из Навашино. Размещаю материал о целеполагании. Но прежде… Однажды, на семинаре по профилактике асоциального поведения, участница семинара высказала негативное отношение к использованию интерактивных технологий в профилактике, сказав: "Ученики не хотят ничего делать, а вы тут игры предлагаете! И как это я разделю их на группы, они скажут, что не будут ничего делать?" Другая участница возразила: "Мне надо было разделить ребят на группы. Я купила конфет четырех видов (группы должно быть четыре). Мы сели пить чай, дети взяли конфеты, а после чаепития я попросила учеников собраться в группы по фантикам. Самим надо хотеть."

Немного теории

ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ - это определение, построение цели, обдумывание образа желаемого будущего. (Словарь по профориентации и психологической поддержке).

Постановка цели – необходимое условие осуществления деятельности человека, важнейшей характеристикой которой является наличие цели как осознанного образа будущего, который организует действия человека.

Механизм возникновения умения человека формулировать цели своего действия - сначала человек вынужден формулировать цели по требованию другого человека, потом он начинает их формулировать для себя; сначала человек обнаруживает, что действия других людей регулируются их целями, потом начинает подчинять свои действия определенной цели.

Л.С.Выготский утверждал, что в переходном возрасте происходит становление целевой воли, которая надстраивается над более ранним механизмом воли – аффектом.

Целеполагание подростков рассматривается как целостный сложно организованный процесс представленный:

· прогнозированием результатов деятельности, включающим целепорождение (образ цели) и целеобразование (мысленное моделирование цели и стратегии (методы и средства) ее достижения);

· деятельностью по достижению результатов – целереализацией (доведение мысленной модели до уровня ее практического использования) и целеосуществлением;

· опытом рефлексии, представленным целерефлексией (анализ модели и деятельности по ее реализации, определение ошибок) и целекоррекцией (проектирование путей коррекции и их реализация).

Потребность в осуществлении самостоятельного целеполагания формируется при организации ситуации заинтересованности с использованием приемов, являющихся составляющими методов эмпатии и смыслового видения. К таким приемам можно отнести обмен мнениями или тема-вопрос, составление словосочетаний, работа над понятием, подбор слов-ассоциаций, продолжение незаконченной фразы, ситуация яркого пятна, домысливание, вхождение в образ, обоснование сделанного правильного выбора, презентация своего мнения с помощью различных знаков, отсроченная догадка, удивление, метафорическая аналогия, поймай ошибку, проживание проблемной ситуации, парадокс.

Использование приемов способствует созданию эмоционального климата, особенностями которого являются ровные взаимоотношения между участниками образовательного процесса, осознание возможностей в достижении успеха и преодолении трудностей, положительные эмоции от столкновения с эмоциогенным материалом, способствующим активному включению в деятельность целеполагания.

Постановка целей

Существенной частью любой формы занятий, или оказания помощи подросткам, является определение целей работы. Привлекая подростка к постановке целей, педагог увеличивает мотивацию и уверенность подростка в себе. Подросток будет упорнее работать над целями, если это касается его собственных целей; если он видит и слышит, что действительно что-то изменяется; если он замечает, что может влиять на самого себя и на окружение.

Прежде чем формулировать цели, необходимо выяснить характер и величину проблем поведения, а также факторы окружающей среды, вызвавшие это поведение и способствующие его сохранению.

На что надо обращать внимание при постановке целей:

Цели можно обсуждать и оценивать. Формулируйте контролируемые конечные цели. На основе этого впоследствии можно будет судить, есть ли прогресс. Подростку и педагогу таким образом яснее, над чем точно они работают. Это увеличивает шансы на успех;

Различайте цели на короткое время и цели на более длительное время;

описывайте реальные цели. Старайтесь так ставить цели, чтобы их можно было достичь за короткое время. Это действует стимулирующе как на подростка, так и на педагога;

Описывайте цели по возможности в терминах увеличения компетенции. Задача педагога вместе с подростком найти позитивно сформулированные изменения или формы поведения, которых хочет достичь подросток;

Цели, которые могут быстро дать результаты, должны находиться в равновесии с целями, для достижения которых подростку надо потрудиться;

Лучше много четких целей, чем ограниченное количество глобальных;

Цели должны соответствовать интересам/правам ребенка.

В принципе, вначале цели согласовываются с тем, что является самым важным для подростка. Иногда интересы окружения перевешивают, и вначале поставленные цели отражают эти интересы. При установлении приоритетов важны следующие моменты:

Степень трудности (работайте по принципу от легкого к трудному);

Эффективность (способствуют ли они увеличению компетенции подростка);

Важность (насколько подростка беспокоят определенные проблемы);

Реализуемы ли цели и за какой срок;

Соответствие сильным сторонам подростка.

При выборе цели, над которой подросток сам хочет работать, педагог может воспользоваться разными вспомогательными средствами: карточками желаний, линией жизни, целевыми карточками.

ПРАКТИКА

Карточки желаний и линия жизни .

Карточки желаний и линия жизни - это увлекательные методы, имеющие отношение к планам подростка на будущее и его идеалам. К этим методам можно прибегать, если педагогу нужно получить больше информации о подростке. Планы на будущее и идеалы нередко дают толчок к определенным тренировочным упражнениям, таким как, например, поиски работы, поиски жилья, знакомство с симпатичной девушкой, выбор образовательного учреждения, занятий по интересам.

Сделать карточку желаний - это значит расспросить подростка о его желаниях на короткий и длительный период.

Что бы ты хотел изменить в своей жизни?

Что в данный момент должно быть по-другому, что должно быть по-другому долгое время?

Представь, что ты волшебник и все можешь. Какой бы ты хотел видеть свою жизнь?

Что бы ты хотел в ней изменить?

Каковы твои планы на будущее?

Ответы записываются в карточку желаний.

Некоторым подросткам трудно формулировать свои планы. У них нет планов на будущее, они не хотят изменять свою жизнь или не видят возможностей внести изменения в свою ситуацию. Чтобы как-то помочь им нарисовать в воображении картину будущего, можно с вызовом поставить на обсуждение линию их жизни.

Педагог проводит на доске горизонтальную линию и слева направо отмечает годы (например 0, нынешний возраст, 50 и 80 лет). Он заполняет эту линию последовательно в обратном направлении, спрашивая подростка, как он себе представляет свою жизнь в конкретном возрасте. Так, двигаясь в обратном направлении, педагог вместе с подростком далекие планы на будущее постепенно переводит на язык желаний более близкого времени.

Пример. "Элла, представь, что тебе 50 лет. Какой ты видишь свою жизнь в этом возрасте? Ты все еще живешь с родителями? Ты все еще ходишь в школу? И каждую субботу на дискотеку? Нет?.. Тебе это смешно?.. А как ты себе это представляешь?"

Пошаговое целеполагание:

1. Четкая формулировка цели;

2. Записать эту цель;

3. Продумать и записать план действий, для достижения цели;

4. Сделать шаг первый, по плану;

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем;

6. При достижении цели, обязательно отметить и поощрить себя

Подробнее о каждом шаге:

1. Четкая формулировка цели:

Главным и первостепенным является - определение цели, для этого нужно выделить время для себя, взять ручку и бумагу, сесть и записать витающие в голове мысли-желания, цели, чтобы было можно разобраться с приоритетной.

Потом возьмите и разделите лист бумаги пополам, вверху листа напишите все направления и сферы вашей жизни, которые влияют на ваше ощущения и понимание гармоничной жизни. Например - семья, здоровье, учеба, хобби, деньги, т.д., но напишите не более 8 сфер.

В нижней разделенной части - нарисуйте круг и разделите его на сектора, по сферам, которые вы написали выше, которые следует подписать. На каждую линию, которая очерчена сфера - нанесите деления от 0 до 10. Поставьте оценку удовлетворенности на сегодняшний день, по 10 бальной шкале, на соответствующей линии. Затем соедините линии, посмотрите, что получится. Получился ли у вас равномерный круг или колесо вашей жизни? Теперь осталось придумать конкретную формулировку цели, со сроками, в позитивном русле.

2. После этого, как цель определена, запишите её. Всё, что вы не записали -так и останется в голове - мечтой, где она будет также далека, как и звезда. Обязательно записать!

3. Следующий шаг целеполагания - продумать и записать план действий, для достижения цели. Понадобится календарный план, в который вы впишите план, и в дальнейшем все остальные планы также.

4. Есть план, привязанный к срокам и календарю, необходимо сделать первый шаг. До тех пор, пока человек его не сделает, имеется в виду, конкретное действие, то можно считать, что человек, к своей цели не идет, а все еще пытается стартовать. Здесь важно запомнить, что пусть будет несколько фальц -стартов, чем человек погрязнет в усовершенствовании плана до бесконечности.

5. Фокусировка внимания на своей цели и в дальнейшем

6. И наконец-то, когда цель будет достигнута, человеку обязательно нужно отметить и поощрить себя, чтобы закрепился положительный эффект. Коллаж мечты.

ТРЕНИНГ ПО РАЗВИТИЮ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Ткаченко Валентина Тихоновна

кандидат психологических наук, доцент

РВУЗ Крымский гуманитарный университет (г. Ялта)

Цель предлагаемого тренинга – развитие умения определять цели и действовать в соответствии с ними.

Тренинг проходит в три этапа:

1. Актуализация цели (целеанализ).

2. Овладение целью (целесинтез).

На первом этапе участникам группы предлагается выполнить рисунок "Мой портрет в лучах солнца" с заданием:

напиши свое имя, а вдоль лучей напиши все хорошее, что ты о себе знаешь.

Упражнение 1. Это упражнение используется для того, чтобы помочь подросткам понять, на что им следует направить свои усилия для достижения выбранных целей.

1. Раздать каждому участнику копию рисунка "Карта моих целей" (Рис. 1).

2. Объяснить назначение "Карты целей".

Например, таким образом: эта карта может помочь составить план достижения своих целей. Представьте себе, что цель – это место куда вы стремитесь. "Остановки" на карте – это те места, которые вам придется посетить на своем пути.

3. Разбить участников на пары и попросить их обсудить, что бы они хотели получить в результате изменения своего поведения. Пусть каждый запишет это вверху рисунка рядом со словом "цель".

4. Собрать группу участников и спросить каждого, какую цель он себе выбрал. Когда они будут рассказывать об этом, помогите им определить, какие остановки необходимо сделать на пути к главной цели. Попросите их нанести эти остановки на карту целей и обсудите способы, которыми они будут отмечать свое продвижение к финишу.

Упражнение 2. В этом упражнении участники стремятся проиграть свои жизненные планы.

Постарайтесь не ставя себе никаких ограничений, нарисовать свою будущую жизнь – так, как вы хотели бы, чтобы она сложилась, с теми дорогами, по которым вы хотели бы пройти, с теми вершинами, на которые вы хотели бы взойти. Начните со списка того, о чем вы мечтаете, кем хотите стать, каким хотите стать, где жить, чем заниматься, что иметь. Дайте волю своему воображению, отбрасывайте ограничения. Если какие-то сомнения, ограничения все же будут приходить вам в голову, представьте себе мысленно, что вы выводите их с поля, удаляете с ринга.

Записывая то, чего вы хотели бы в результате достичь, следуйте таким правилам:

1) формулируйте свои мечты в позитивных терминах;

2) будьте предельно конкретны: постарайтесь ясно представить себе, как это выглядит, как пахнет, как звучит, какое

на ощупь; чем сенсорно богаче ваше описание, тем лучше оно задействует ваш мозг для достижения цели;

3) постарайтесь составить ясное представление о результате: что именно будет, когда вы достигните своей цели, что вы будете тогда чувствовать, что и кто вас будет окружать, как это будет выглядеть, как вообще узнать, что ты достиг того, к чему стремился;

4) важно сформулировать такие цели, достижение которых в принципе зависит от вас; то, к чему вы стремитесь, должно принадлежать вам, исходить от вас, быть вашим;

5) спроецировав в будущее последствия ваших сегодняшних целей, подумайте, не нанесут ли они ущерба другим людям; ваши результаты должны приносить пользу и вам и другим

Упражнение 3. Цель этого упражнения – составить список необходимых для достижения целей ресурсов, которыми уже обладает каждый участник тренинга.

1) Опишите, что у вас уже есть – это могут быть какие-то черты характера, друзья, которые вас поддерживают и помогут, финансовые ресурсы, уровень вашего образования, вашей энергии на конец времени, которым вы располагаете, и т.д.

2) Попробуйте припомнить те случаи из своей жизни, когда вы чувствовали себя абсолютно успешным. Какие из перечисленных ресурсов вы тогда использовали максимально эффективно? Это может быть все, что угодно: от удачного ответа на уроке до вечера, проведенного с друзьями. Припомните 3-5 таких случаев. Запишите это, зафиксируйте на бумаге, что вы делали тогда, когда добились успеха, какие свои качества, возможности, ресурсы вы использовали. Что вообще эта была за ситуация, в которой вы чувствовали себя успешно.

3) А теперь опишите, каким человеком вы должны были быть, чтобы достигнуть своих целей. Может быть, следовало бы быть более собранным, дисциплинированным, а быть может более раскованным, спонтанным. Может быть, вы хотели бы научиться лучше распоряжаться своим временем или повысить свою самооценку. Подумайте и заполните такими записями о своей личности, как минимум, одну страницу.

4) Сформулируйте в нескольких тезисах, что мешает иметь все то, о чем вы мечтаете, к чему стремитесь прямо сейчас. Что конкретно вам мешает? Что вас ограничивает?

5) На этом этапе надо для каждой из выбранных целей составить черновик пошагового плана для ее достижения.

Начните с конечного результата, а потом шаг за шагом спланируйте весь путь вплоть до того, что вы можете сделать по этому плану прямо сегодня. Если у вас нет уверенности в том, каким должен быть этот план, спросите себя вновь, что же тогда мешает иметь все то, к чему вы стремитесь. Решив такую промежуточную задачу, вы сможете приблизится к__ достижению вашей новой цели.

Упражнение 4. В этом упражнении необходимо научиться строить перспективу движения. Для этого рассмотрите список и установите приоритет для каждой цели. В колонке справа от списка желаний пронумеруйте цели в зависимости от их важности для вас. Расстановка приоритетов важна для определения, какая цель имеет для вас сейчас наибольшее значение и заслуживает приложения немедленных усилий, а какой из маршрутов может подождать до лучших времен.

Важна не только сама расстановка приоритетов. Этот процесс заодно сэкономит ваше время, деньги и нервы, поскольку некоторые цели должны быть достигнуты раньше других.

Теперь рассортируйте оставшиеся цели то трем категориям: долгосрочные, промежуточные и ближайшие. Обратите внимание на то, что промежуточные и ближайшие цели протягивают день за днем цепочку к вашей долгосрочной, может быть, жизненной цели. Они определяют дела на каждый день и действия, которые вы можете совершить на этой неделе.

Ближайшей целью может быть все, требующее для достижения от одного дня до одного месяца.

Вашей промежуточной целью может быть все, требующее для достижения от месяца до полугода.

Долгосрочной целью может быть все, требующее для достижения от полугода до года

Теперь, перечислив ваши цели и установив их очередность, вы приступаете к составлению эффективного плана действий

Описание цели . Опишите свою цель в позитивных терминах, будьте предельно конкретны. Определение цели в самой простой и ясной форме поможет вам в точности узнать, чего вы на самом деле хотите. Четкое описание – ваш первый шаг на пути к успеху. Перечислите все препятствия, которые могут встретиться на пути к успеху, например, недостаток умений,

негативные предубеждения, ваши собственные внутренние сомнения и т.д. Первое правило при любых затруднениях – хорошо изучить проблему. Установив, в чем камень преткновения, вы сможете выработать стратегию.

Стратегия . Выйдите на релаксационное расслабление, используйте свое воображение и творческие способности для выработки стратегии преодоления каждого препятствия, которое может вам повстречаться.

Конечная дата. Определив и уточнив стратегию преодоления препятствий, выберите дату, к которой вы должны достичь намеченной цели. Назначьте разумные сроки – пощадите себя. Назначив дату уже сегодня, вы придадите себе импульс для движения вперед. Лучше установить временной диапазон, а не крайний срок. Рассчитывайте добиться успеха к назначенному времени, однако оставьте временной запас, чтобы при необходимости можно было подкорректировать сроки.

Личное вознаграждение . Распишите, какое вознаграждение и какие преимущества вы получите, когда достигните успеха. Предвкушение удовольствий поможет вам повысить мотивацию и обрести решимость, необходимую для поддержки горячего энтузиазма. Вы избавитесь от склонности откладывать и мешкать и сможете эффективнее придерживаться своего курса к успеху.

Установите пусковой механизм. Подберите пусковое слово, фразу или действие, которое будет напоминать вам о маршруте.

Текущий отчет . Время от времени отслеживайте уровень своего прогресса в достижении намеченной цели. При необходимости скорректируйте, например, временные рамки. Разбейте свой путь к успеху на отрезки так, чтобы можно было легко заметить и оценить прогресс. Когда достигните цели, отметьте эту дату. Празднуйте! Отмечайте свои успехи.

Сохраните заполненную таблицу успеха и просматривайте ее каждый раз, когда вам понадобится повысить уверенность в себе или повысить мотивацию, добиться нового успеха. Достигая цели, отмечайте события. И вспоминайте свои успехи. Все будет о-т-л-и-ч-н-о. Празднуйте и наслаждайтесь своими достижениями.

Анкета достижения успеха . Скопируйте эту анкету на чистый лист бумаги и держите ее в папке для ежедневной проверки вашего прогресса:

Установление маршрута

Препятствия

Стратегия

Предполагаемая дата завершения

Личное вознаграждение

Пусковой механизм

Текущий отчет

Дата завершения

Дневник целеустремленного человека . Заведите дневник, где будете фиксировать все случаи, когда вы достигли цели.

Записывайте, когда и что произошло, благодаря кому и чему цель была достигнута, какие черты вашего характера

способствовали этому.

Формируйте уверенность в себе, которая вырабатывается за счет успешного выпонения трудных задач. Начать можно и с небольших дел, постепенно поднимая планку. Первым делом надо, конечно, решить, чего вы хотите добиться Выберите три цели, которых вы хотели бы достичь в течение ближайшего месяца. Пусть эти цели будут конкретными и выполнимыми.

После того, как первый шаг успешно сделан, наградите себя комплиментом, походом в кино, мороженым – тем, что вы, по вашему мнению, заслужили.__ Затем приступайте к следующему шагу. И так далее, пока не будет достигнута главная цель.

Насладитесь ощущением успеха. Громко похвалите себя за сделанное дело. После этого обратитесь к следующей цели, можно также подразделить ее и приступить к выполнению. Все, чего вы хотите в жизни, может быть разбито на более мелкие задачи и осуществлено шаг за шагом.

Личная эффективность. Целеполагание. Вдохновляющее лидерство

  • Личная эффективность
  • Составляющие личной эффективности
  • Гармоничное развитие человека и его влияние на личную эффективность
  • 7 навыков высокоэффективных людей (С. Кови)
  • Проактивное и реактивное поведение. Коррекция и планирование действий
  • Как развивать компетенции для большей эффективности: разработка ролевой модели
  • Целеполагание
  • Миссия - важнейший фактор мотивации («Кто? Что? Почему? Как?)
  • Цель и мечта
  • Определение ценностей и ресурсов
  • Барьеры достижения целей. Установки и стереотипы, блокирующие успех
  • Взаимодействие со страхом. Защитные механизмы психики
  • Работа с личными убеждениями
  • Аффирмации: развитие позитивного мышления
  • Постановка целей по методу SMART
  • Постановка целей по методу GROW
  • Личные качества, влияющие на результат
  • Определение зоны личностного развития: план действий
  • Проектирование: техники эмоциональной стабилизации
  • Принципы жизни высокоэффективных людей
  • Вдохновляющее лидерство
  • Самодиагностика: вдохновляющий лидер
  • Спиральная динамика: определение своей роли и роли других
  • Создание доверительной атмосферы в коллективе
  • Взаимное уважение и доверие, их связь с бизнес результатами
  • Основы влиятельного поведения
  • Как ставить вдохновляющие цели
  • Оптимальное состояние сознания (поток)
  • Харизма лидера
  • Регулирование отношения к «сложным» людям
  • Постановка целей сотрудникам по SMART
  • Инструменты воодушевления сотрудников
  • Feedback: обратная связь по системе РОСТ и РОСТ+
  • Влияние на решения сотрудников («Влияние без авторитета»)

Управление переговорами: правила и приемы

  • Подготовка к переговорам: типы клиентов.
  • Особенности работы со сложными клиентами.
  • Борьба за выгоду, компромисс и уступка, правила торга.
  • Деловая игра: Цель — научиться достигать свои цели, сохраняя отношения с клиентом.
  • Приемы эффективного переговорщика в продажах.
  • Методы аргументации. От доказывания к аргументации.
  • Кейс : Переговорные поединки.
  • Работа с сопротивлением и претензиями, способы работы с критикой.
  • Давление и манипуляции в переговорах: манипуляторы и их мотивы.
  • Методы противодействия манипуляциям.
  • Позитивные и негативные эмоции в переговорах.
  • Как справиться со своими эмоциями, как нейтрализовать эмоции клиента.
  • Техника работы с эмоциями.
  • Внешняя и внутренняя агрессия, провокация агрессии как элемент давления.

Тайм-менеджмент

  • Цели и Ранжирование задач по приоритетам
  • Цели Тайм-менеджмента
  • Ключевые рабочие цели каждого участника
  • Как определить приоритеты в делах?
    • Метод «АВС»
    • Метод «Матрица Эйзенхауэра»
  • Организация рабочего времени
  • Принципы концентрации на главных задачах.
  • Правило Парето
  • Как присутствовать в настоящем моменте
  • Основы продуктивности
    • Причины непродуктивности и прокрастинации
    • Методы повышения продуктивности
  • Инструменты планирования рабочего времени
  • Горизонты планирования
  • Принцип 10/90
  • 7 шагов Недельного планирования
  • Принцип 60/20/20
  • Группировка схожих задач
  • Планирование на день по «Альпен» методу
  • «Кайросы» и «Хроносы» - потенциал для эффективности
  • Планирование «Жёстких» и «Гибких» задач
  • «Слоны», «Бифштексы» и «Лягушки» - планирование сложных и нелюбимых дел
  • Ситуационное планирование
  • Использование программного обеспечения как инструмента тайм-менеджмента
  • Основные похитители времени
  • Причины отвлечений
  • Основные похитители времени
  • Где найти время
  • Методы оценки затрат времени
    • Хронометраж
    • Метод аналогий
    • Нормирование труда
    • Описание бизнес процессов