Cочинение «Переправа через Неман (Анализ эпизода из романа Толстого «Война и мир»). Доппелькюмель это Переправа через энс краткое содержание

Во время написания романа «Война и мир», Л.Н. Толстой немаловажное внимание уделяет таким понятиям как нравственность и человечность. Описание военных событий 1812 года раскрывают истинную правду происходящего. Толстой ведет описание самого начала войны.

Переправа через Неман была продумана великим и всеми любимым французским полководцем - Наполеоном. Дабы подбодрить польскую армию и поднять их боевой дух, наряжает на себя польский мундир и начинает проповедовать воинственные наставления всем воинам в округе. Солдаты восторженно и преданно наблюдали за своим кумиром. Они были влюблены в полководца, поэтому, совершенно не раздумывая, следовали его идеям и приказам. Наполеон давно уже привык к такому все послушанию. Он считал себя повелителем мира, поэтому, всегда с пренебрежением и совершенным равнодушием относился к людям, к воинам, к населению.

Что же предлагает полководец? Он заставляет польскую армию перебираться через Неман, не отыскивая брода. И что самое интересное, такому приказу не стали перечить ни воины, ни польские полковники. Они были ослеплены желанием выслужиться и завоевать похвалу своего кумира.

За такое бессмысленное преклонение, польская армия понесла значительные потери, ведь во время переправы начали тонуть и воины и лошади. Они хватались друг за друга, кто-то смог вернуться назад, некоторым счастливчикам повезло доплыть до противоположного берега. И те, кто смогли выполнить приказ Наполеона, преодолев водную стихию, радостно махали ему. Однако самого полководца уже не было на прежнем месте. Получается, что воины погибли абсолютно напрасно. Отдавая такой приказ, Наполеон совершенно не думал о человеческих судьбах, о ценности людской жизни.

Толстой пишет о том, что за выполнение приказа польский полководец все-таки получил орден Почетного легиона от императора. Однако какова была его судьба. И примеры таких «бестолковых» военных стратегий неоднократно встречаются на страницах романа.

Л.Н. Толстой пытается дать четкую характеристику тем военных событиям, которые изначально были похожи лишь на захватническую стратегию Наполеона. Однако полководец не ожидал, что в скором времени война превратится в народную. Русские люди сплотились для того, чтобы прогнать врагов с родной земли, с любимой России. И результат сопротивления вознаграждает всех участников победой!

В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года.

Переправа через Неман - это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям», приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слов и выражений.

Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоящему на горе». С ним военные связывают свои мечты о покорении мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира…» Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону, не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору. Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним - само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман. Польский полковник, «красивый старый человек», просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода. Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать. Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

Отношение к Наполеону Толстой показывает и через описание внешности: «маленький человек в сером сюртуке», «недовольно взглядывая на тонувших улан», давно привык к тому, «что присутствие его… повергает людей в безумие самозабвения». У Толстого свой взгляд на эту личность, расходящийся со взглядами историков, для писателя это только маленький толстый человек, наделенный не талантом полководца, а манией величия. Бессмысленная гибель людей вызывает у автора боль и осуждение тех, кто не заботится о сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне: «Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».

Потрясающе звучит финал главы: за гибель людей польский полковник получает от императора орден Почетного легиона. Но Толстой знает итог деятельности Наполеона, и последняя фраза главы звучит так: «Кого хочет погубить - лишит разума».

В сцене переправы через Неман можно найти аналогии и в описании войны 1805 года, когда отряду, где служит Николай Ростов, приказано зажечь мост через реку Энс. Полковник Шуберт, командир отряда, приказывает всем гусарам бежать на мост, хотя приказ могли бы выполнить всего два человека. В результате французы начинают обстрел, гибнут люди. Но «наш Богданыч порядки знает», он знает, что чем больше людей задействовано, тем больше шанс получить награду. Никто не думает о сохранении жизни людей. Когда у полковника спрашивают про потери, он со счастливой улыбкой произносит: «Пустячок! Два гусара ранено, и один наповал». Толстой не случайно использует общие черты в описании этих двух сцен. Он хочет показать, что война 1812 года начинается как обычная захватническая война, и только потом, после пожара Смоленска, она станет войной народной, отечественной, когда русские проявят свои лучшие национальные качества и всех завоевателей постигнет одна участь - они будут изгнаны с русской земли.

Переправа через Неман (анализ эпизода из романа "Война и мир") (2 вариант)

«Война и мир» – одно из немногих в мировой литературе 19 века произведений, к которому по праву прилагается наименование романа-эпопеи. События большого исторического масштаба, жизнь общая, а не частная, составляют основу ее содержания. В ней раскрыт исторический процесс, достигнут необычайно широкий охват русской жизни во всех ее слоях. Вследствие этого так велико число действующих лиц, в частности, персонажей из народной среды. Толстой показал в своем произведении историю народа и путь лучших представителей дворянского класса к народу, что является идейно художественным стержнем романа.
Для исторического повествования Толстого одинаково важны и война, и мир, и грандиозные сражения и бытовые картины, как именинный обед, святочное катание. Но в общей концепции романа мир отрицает войну, потому что содержание и потребность мира – труд и счастье, свободное проявление личности, а содержание и потребность войны – разобщение людей, разрушение, смерть и горе.
Рассказать правду о войне, замечает сам Толстой в «Войне и мире», очень трудно. Его новаторство заключается в том, что он первый открыл подлинную героику войны, представил войну как будничное дело и одновременно как испытание всех душевных сил человека. И неизбежно случилось так, что носителями подлинного героизма явились простые, скромные люди, такие, как капитан Тушин или Тимохин, забытые историей генералы Дохтуров и Комовницын, никогда не говоривший о своих подвигах Кутузов. Толстой считал, что для художника, взявшегося описывать исторические события, нет и не может быть героев, а должны быть люди. Подойдя с этой меркой к деятелям 1812 года, он прославляет Кутузова и развенчивает Наполеона.
Наполеон – единственный образ в эпопеи обрисованный прямо сатирически, с использованием сатирических художественных средств. Почему же Толстой дает волю сарказму? Для него Наполеон – это прежде всего агрессор, претендующий на мировое господство. Он смешон и нелеп в своем убеждении, что история движется его волей, что все люди не могут на него не молиться.
Первая наша встреча с Наполеоном происходит 12 июня 1812 года – в день, когда он приказал своим войскам переходить реку Неман и тем самым начал войну с Россией. На первый взгляд это настоящий герой, любимец народа: «Войска знали о присутствии императора, искали его глазами, и когда находили на горе перед палаткой отделившуюся от свиты фигуру в сюртуке и шляпе, они кидали вверх шапки, кричали: «Да здравствует император!»
Но уже через несколько строк Наполеон предстанет совершенно другим, для которого жизнь человека ничего не значит. Когда польский уланский полковник спросил позволения переплыть реку, не отыскивая брода Наполеон не посчитал нужным отказаться от этого безумного поступка преданных ему людей. Он «не был недоволен этим излишним усердием». А уланы гордились тем, что они плывут и тонут «под взглядом человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали». Большинство из них прибились назад к этому берегу и продолжали кричать: «Виват!» но Наполеона уже не было, его больше не интересовало это «представление» и уж тем более ему было все равно сколько человек погибло, выражая ему свою восторженную преданность.
Все это не нравится Толстому – более того возмущает его. Наполеон допускает, чтобы люди бессмысленно погибали из преданности ему. Наполеон позволил себе привыкнуть к мысли, что он – почти божество: «Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его на всех концах мира, от Африки до степей Московии, одинаково поражает и повергает людей в безумные самозабвения». Наполеон совершенно уверен в том что он может и должен вершить судьбы других людей, обрекать их на гибель, делать их счастливыми или несчастными.
Такое понимание власти, по мнению толстого всегда приводит к преступлению, всегда несет зло, поэтому он ставит перед собой задачу развенчать Наполеона, разрушить легенду о его необыкновенности. Для Толстого Наполеон прежде всего – воплощение войны, а война есть «противное человеческому разуму и человеческой природе событие».

Уроки 8 - 10.

Тема: "Более всего я любил мысль народную". Тема народа в романе "Война и мир".

Л. Н. Толстой признавался, что в романе "Война и мир" он "старался писать историю народа". Тема народа и цель "писать историю народа" определили жанр "Войны и мира" - роман-эпопея.

Толстой хотел показать:

Главная задача писателя могла быть решена именно в романе-эпопее, т. к. эпопея воплощает в себе:

Толстой выбирает самые сложные моменты истории, чтобы показать силу народа, его облик в годину испытаний, в эпоху военных событий.

Развитие темы народа в романе "Война и мир"

Война 1805 - 1807 гг. Австрийские походы 1812 год. Бородино. Партизанская война

Завязка

Кульминация

Развязка

Со стороны России - это захватническая война, ее цели непонятны солдатам, поэтому Толстой показывает двойственность этой войны: Это освободительная война, цель которой - защита своей земли, поэтому здесь - единение всего народа, вылившееся в партизанскую войну, т. е. "движение самих масс".

Отсюда высокий дух патриотизма, героизм (курган Раевского, полк Андрея).

Героический дух русских солдат, способность к самоотверженности и подвигу (смотр в Браунау, переправа через Энс, Шенграбенская битва). Тяжелое положение армии, неразбериха среди командования, лицемерие штабных офицеров, военные амбиции (переправа через Энс, Шенграбенская битва, военный совет, Аустерлиц).

Работа с текстом. Анализ эпизодов.

  1. Война 1805 - 1807 гг.
  1. "Смотр под Браунау".

Объясните цели и задачи этой войны. Зачем Россия принимает участие в ней?

Сравните сцены "Вечер у А. П. Шерер" и "Смотр под Браунау". Как меняется интонация, позиция автора?

Почему сценой "Смотра под Браунау" вводит Толстой тему народа?

В чем особенности поведения Кутузова? Почему он так активно показывает невозможность русской армии продолжать войну?

Какая внутренняя связь существует между Кутузовым и солдатами? Как это показано? Почему из многих солдат Кутузов выделяет Тимохина?

Сравните поведение Тимохина и Долохова во время разговора с Кутузовым. Какой смысл выявляет это сопоставление?

Почему так детально "выписывает" Толстой сцену, изображающую солдат, поющих песню? Проанализируйте ее и определите, какие слова говорят об отношении автора и о высоком духе русской армии.

  1. "Переправа через Энс".

Почему в развитии военной темы переправа через Энс - вторая?

Сравните эту сцену с "Вечером у А. П. Шерер" и найдите общее и отличное. Где здесь "мир Курагиных", а где простой человек, готовый жертвовать собой?

Кто виноват в неразберихе во время поджога моста?

Как ведет себя эскадрон Василия Денисова, а как штабные офицеры - Несвицкий, Жерков? Как раскрываются их цели?

  1. Сопоставительный анализ двух сражений:

Вопросы и задания для анализа фрагментов

"Шенграбенское сражение"

"Аустерлицкое сражение"

Как понять слова Кутузова перед Шенграбенским сражением: "Еще впереди много, много всего будет. Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть, я буду его благодарить"? Аустерлицкое сражение было дано вопреки мнению Кутузова. Что дало ему право сказать: "Я думаю, что сражение будет проиграно"?
Как подводит нас писатель к восприятию Шенграбенского сражения? Кем и как задумано Аустерлицкое сражение? Как развивался его ход?
Как показан дух защитников в Шенграбенском сражении? Почему часто повторяются слова "веселый", "веселее"? Почему Толстой так пишет о подготовке Аустерлицкого сражения: "И чувство энергии, с которым выступали в дело войска, начало обращаться в досаду и в злобу на бестолковые распоряжения"?
Зачем в сцене трехдневного перемирия автор показывает мирный разговор русских и французских солдат? Как на ход Аустерлицкого сражения влияет природа?

"Шенграбенское сражение"

"Аустерлицкое сражение"

Как ведут себя во время сражения Долохов, Жерков, штаб-офицер? Чем их поведение отличается от поведения Тушина и Тимохина? Почему подчеркивается невоенная, неказистая внешность Тушина, неприметность Тимохина? Как ведут себя во время сражения Николай Ростов, Андрей Болконский? Почему Толстой "заставляет" князя Андрея совершить подвиг здесь, во время обреченного сражения, а не во время Шенграбенской битвы?
Почему Багратион выиграл сражение? Багратион ли его выиграл, по мнению Толстого? Как ведут себя участники сражения на военном совете после окончания боя? Сравните поведение этих же людей во время боя и на военном совете. Почему Аустерлицкое сражение проиграно, ведь солдаты и офицеры те же?

Выводы

Решающее сражение в кампании 1805 - 1807 годов. Шенграбен - это судьба русской армии, а, значит, проверка нравственной силы русских солдат. Путь Багратиона с четырехтысячной армией через Богемские горы имел целью задержать армию Наполеона и дать русской армии возможность собрать силы, т. е., по сути, сохранить армию. Аустерлиц - "сражение трех импе-
раторов". Цель его - закрепить достигнутый успех. Но на самом деле Аустерлицкое сражение стало эпохой "срама и разочарования для всей России и отдельных людей, и торжество Наполеона-победителя".
Цель сражения благородна и понятна солдатам. Цель сражения не понята солдатами.
Героизм, подвиги Неразбериха среди солдат; бессмысленный подвиг князя Андрея.
Победа Поражение.
  1. В ойна 1812 года.

Трагические и героические страницы русской армии:

  1. От Немана до Смоленска;
  2. Смоленское сражение;
  3. Бородинское сражение.

Поэт Яков Полонский так увидел начало войны 1812 года, описав его в стихотворении "Переправа через Неман":

Вот Руси границы, вот Неман. Французы
Наводят понтоны; работа кипит...
И с грохотом катятся медные пушки,
И стонет земля от копыт.
Чу! бьют барабаны... Склоняют знамена;
Как гром, далеко раздается: "Vivat!"
За кем на конях короли-адъютанты
В парадных мундирах летят?
Надвинув свою треугольную шляпу,
Все в том же походном своем сюртуке,
На белом коне проскакал император -
С походной трубою в руке.
Чело его ясно, движенья спокойны,
В лице не видать сокровенных забот.
Коня на скаку осадил он и видит -
За Неманом туча встает...

И думает он: "Эта темная туча
Моей светозарной мечты не затмит!"
И мнится ему в то же время, - сверкая,
Из тучи перст Божий грозит...
И, душу волнуя, предчувствие шепчет:
"Сомнет знамена твои русский народ!"
"Вперед! - говорят ему слава и гений. -
Вперед, император! Вперед!"
И лик его бледен, движенья тревожны,
И шагом он едет, и молча глядит,
Как к Неману катятся медные пушки
И стонут мосты от копыт.

Совсем по-другому видит эту сцену Толстой.

Вопросы и задания для работы с классом:

  1. Сравните два эпизода - "Переправа через Энс" и "Переправа через Неман". Что можно сказать о поведении русских солдат и польских улан?
  2. В чем своеобразие смоленских сцен? Докажите, что именно в Смоленске начинает рождаться единение всех русских людей перед опасностью. Как ведут себя жители города?
  3. О чем говорит тот факт, что русские войска оставили Смоленск? Кто в этом виноват? Как дрались русские солдаты под Смоленском?
  4. Как можно объяснить бунт богучаровских мужиков, отказавшихся ехать с княжной Марьей?
  5. Почему решающий бой был дан только на Бородинском поле? Какую мысль проводит Толстой, рассуждая о расположении войск?
  6. По карте, показывающей, по мнению Толстого, истинное расположение войск, объясните, зачем он изменяет диспозицию, усложняя положение русских. (Русские сражались, почти не имея укреплений и выгодных положений).
  7. Зачем Толстой показывает войну глазами Пьера, человека невоенного?
  8. Что видит Пьер, выезжая из Можайска? О чем говорит вид ополченцев, кавалеристов-песельников?
  9. Какой смысл вкладывает Толстой в слова солдата: "Всем народом навалиться хотят, одно слово - Москва! Один конец сделать хотят"?
  10. О каком чувстве говорит Толстой: "Он [Пьер] оглянулся на Кутузова и на его свиту, чтобы сверить свое впечатление с другими. Все точно так же, как и он, и, как ему казалось, с тем же чувством смотрели вперед, на поле сражения. На всех лицах светилась теперь та скрытая теплота чувства, которое Пьер замечал вчера"?
  11. Центральное место Бородинской битвы - курган Раевского. Как ведут себя защитники кургана Раевского?

Старший артиллерийский офицер - любопытно;

Несколько солдат с веселыми и ласковыми лицами;

Молоденький круглолицый офицерик - строго;

Старый унтер-офицер - смеясь;

Краснорожий широкий солдат - оскаливая крепкие белые зубы .

Найдите слова и выражения, выявляющие общее настроение защитников кургана Раевского.

слышался веселый говор и шутки;

с хохотом прибавлял другой;

смеялся другой солдат;

послышался хохот;

слышались веселые крики;

смеялся краснорожий шутник;

смеялся другой на ополченцев;

передразнивали мужиков;

разгоралось общее оживление.

Какой смысл выявляется при выявлении ключевых слов эпизода? О каких качествах русских людей это говорит?

Найдите ключевые слова в следующих отрывках:

"Как из придвигающейся грозовой тучи, чаще и чаще, светлее и светлее вспыхивали на лицах всех этих людей (как бы в отпор совершающегося) молнии скрытого, разгорающегося огня..."; "...он был поглощен в созерцанье этого, все более и более разгорающегося огня, который точно так же (он чувствовал) разгорался в его душе ".

"Грозовая туча надвинулась, и ярко во всех лицах горел тот огонь, за разгоранием которого следил Пьер".

Сравните описание кургана Раевского с описанием Бородинской битвы в стихотворении М. Ю. Лермонтова "Бородино".

возвеличить русский народ;

показать, что он - победитель и вершитель исторических событий,

показать его патриотизм и героизм - "Да, были люди в наше время".

Опять широкий план - ход сражения;

Выводы. Толстой показывает войну двояко:

Изображая ужасы войны, например, на перевязочных пунктах:

"Несколько десятков тысяч человек лежало мертвыми в разных положениях и мундирах на полях и лугах";

"На перевязочных пунктах на десятину места трава и земля были пропитаны кровью".

"Собрались тучки, и стал накрапывать дождик на убитых, на раненых, на испуганных, и на изнуренных, и на сомневающихся людей. Как будто он говорил: "Довольно, довольно, люди. Перестаньте... Опомнитесь. Что вы делаете?"

Изображая героизм народа, произнося гимн народу-победителю: "... победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородином".

  1. Партизанская война - это война самого народа. Изображение Толстым "дубины народной войны".

Сравните отношение к войне и поведение во время угрозы России в салонах Шерер, Элен, Ростопчина с поведением простого народа.

Опишите военные действия двух партизанских отрядов, показанных в романе (Денисова и Долохова).

Как в образе Тихона Щербатого олицетворяется русский народ? Какие черты русского народа показаны в нем?

Как бойцы отряда относятся к пленным? Почему жалеют французского барабанщика?

Как с настроением русских людей связаны слова Кутузова: "Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их и пожалеть можно. Тоже и они люди"?

Вывод. Партизанское движение - это суть патриотизма русского народа.

Урок можно завершить строками из стихотворения В. Жуковского "Бородинская годовщина":

Уроки 111 - 112. "Нет величия там, где нет простоты, добра и правды".
Кутузов и Наполеон.

Говоря о роли личности в истории, Толстой пишет: "Человек сознательно живет для себя, но служит бессознательным орудием для достижения исторических, общечеловеческих целей... Чем выше стоит человек на общественной лестнице, тем с большими людьми он связан, тем больше власти он имеет на других людей, тем очевиднее предопределенность и неизбежность каждого его поступка". Таким образом, Толстой проводит мысль о том, что, чем ближе личность к естественной жизни, тем больше от нее зависит, чем дальше, тем меньше. С этих позиций автор рассматривает Кутузова и Наполеона. Рассматривать эти образы лучше в сопоставительном плане. Более полно раскрыть тему поможет сравнение с образом Александра I.

Вопросы и задания для обсуждения:

  1. А) Вспомнив сцену смотра в Браунау, докажите, что Кутузов - народный полководец, что он близок народу. (Обращает внимание на простых солдат, на их обмундирование, не случайно смотр проходит в походной одежде).

    Б) Сравните эту сцену со смотром в Ольмюце, где участвует государь. ("С раннего утра начали двигаться "щегольски вычищенные и убранные войска", "...Все чувствовали, что совершается что-то нешуточное, значительное и торжественное, каждый генерал и солдат чувствовал свое ничтожество, сознавая себя песчинкой в этом море людей", "нога государя с узким острым носком сапога", "рука государя в белой перчатке").

  2. А) Обращаясь к разработке военных действий, докажите, что Кутузов, прежде всего, думает о солдатах. (Цель Шенграбенской битвы, предвидение, понимание тяжести испытания для отряда Багратиона: "Еще впереди много: много всего будет... Ежели из отряда его придет завтра одна десятая часть: я буду бога благодарить"; поведение Кутузова во время чтения диспозиции Аустерлицкой битвы; его слова перед Аустерлицем: "Я думаю: что сражение будет проиграно).

    Б) Сравните поведение Наполеона накануне Аустерлица. ("Как по войскам читали приказ Наполеона, сам император верхом объезжал свои бивуаки". "Я сам буду руководить вашими батальонами... но если победа будет хоть одну минуту сомнительна, вы увидите вашего императора, подвергающегося первым ударам неприятеля").

  3. А) Сопоставьте состояние полководцев накануне и во время Аустерлицкой битвы. О чем оно говорит? ("Здоровый, веселый, свежий, в том счастливом расположении духа... "; "на холодном лице его был тот особый оттенок самоуверенного, заслуженного счастья" - Наполеон. "Кутузов в это утро казался изнуренным и раздражительным"; "сердито сказал"; "желчно засмеялся"; "желчно вскрикнул" - Кутузов.)

    Б) Сравните с ним настроение императора Александра. ("Он несколько разрумянился, прогалопировав эти три версты, и, остановив лошадь, отдохновенно вздохнул". Его свита: " ... все богато одетые, веселые молодые люди на прекрасных, выхоленных, свежих, только что слегка вспотевших лошадях". Почему между Кутузовым и Александром такие натянутые отношения?)

  4. А) Сравните Кутузова и Наполеона во время Аустерлицкой битвы. (Горечь Кутузова от бегства солдат; Наполеон, рассматривающий убитых и раненых).

    Б) Сравните поведение Александра и Наполеона во время пребывания в Тильзите.

  • А) Проследите, как в войне 1812 года растет единство Кутузова с народом. (Назначение Кутузова в тот момент, когда война приобрела народный характер - после Смоленска; слова об ополченцах, которые готовы умереть; сцена молитвы на Поклонной горе ("миром"); речь Кутузова, обращенная к солдатам после изгнания французов.)

    Б) Сравните отношения Наполеона с солдатами его армии в сцене переправы через Неман. (Бессмысленная храбрость, приведшая к гибели людей. "Виват!" - также восторженно кричали поляки, расстраивая фронт и давя друг друга, для того чтобы увидеть его". "Гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали". "Для него было не ново убеждение в том, что присутствие его во всех концах мира... одинаково поражает и повергает людей в безумие самозабвения" .)

    В) Сравните поведение русских воинов в сцене переправы через реку Энс. (Храбрость гусарского эскадрона и неразбериха в штабных кругах).

    Г) Сравните поведение Александра и народа в сцене, где он разбрасывает бисквиты. ("Петя сам себя не помня, стиснув зубы и зверски выкатив глаза, бросился вперед, работая локтями и крича "ура!", как будто он готов был и себя и всех убить в эту минуту, но с боков его лезли точно такие же зверские лица, с такими же криками "ура!". "Государь велел подать себе тарелку бисквитов и стал кидать бисквиты с балкона. Глаза Пети налились кровью.)

  • Понаблюдайте, как показаны полководцы накануне и во время Бородинской битвы.
  • Кутузов

    Наполеон

    "Сидел, понурив седую голову и опустившись тяжелым телом";

    "он не делал никаких распоряжений, а только соглашался или не соглашался на то, что предлагали ему";

    "он знал и старческим умом понимал, что руководить сотнями тысяч человек, борющихся со смертью, нельзя одному человеку, и знал, что решает участь сражения... та неуловимая сила, называемая духом войска";

    "общее выражение лица Кутузова было сосредоточенное, спокойное внимание и напряжение, едва превозмогавшее усталость слабого и старого тела";

    "но физические силы оставляли старика. Несколько раз голова его низко опускалась, как бы падая, и он задремывал";

    "с трудом жевал жареную курицу".

    "Он, пофыркивая и покряхтывая, поворачивался то толстой спиной, то обросшей жирной грудью под щетку, которою камердинер растирал его тело";

    "но лицо его, хоть опухшее и желтое, выражало физическое удовольствие";

    перед портретом сына "сделал вид задумчивой нежности. Он чувствовал, что то, что он скажет и сделает теперь, - есть история";

    "известие о том, что русские атакуют левый фланг французской армии, возбудило в Наполеоне этот ужас";

    "подобного ужаса, такого количества убитых на таком малом пространстве никогда не видали еще и Наполеон, и никто из его генералов".

  • Сравните понимание происходящего Кутузовым и Наполеоном. (Кутузов отступает, идя к победе, берет на себя решение судьбы армии и страны. Во время совета в Филях единственно своей волей приказывает отступление. Ожидание известия о бегстве французов - это его интуитивное предчувствие победы. Наполеон же "играл роль доктора, который мешает своими лекарствами", его "страшный размах руки падал волшебно-бессильно". Захват Москвы Наполеоном - это путь к его поражению. Приезд Лористона с просьбой о мире, бегство Наполеона и полный разгром французской армии - итог войны).
  • А) Сравните описание внешности Кутузова и Наполеона.
  • Кутузов
    (глазами князя Андрея)

    Наполеон
    (глазами Балашева)

    " Кутузов еще пополнел, обрюзг и оплыл жиром. Но знакомый ему (Андрею) белый глаз и рана, и выражение усталости в лице и фигуре его были те же... Он, тяжело расплываясь и раскачиваясь, сидел на своей бодрой лошадке".

    "Он вынул левую ногу из стремени, повалившись всем телом и поморщившись от усилия, с трудом занес ее на седло, облокотился коленкой, крякнул и спустился на руки к казакам и адъютантам, поддержавшим его".

    "Твердые, решительные шаги".

    "Он был в синем мундире, раскрытом над белым жилетом, спускавшимся на круглый живот, в белых лосинах, обтягивающих жирные ляжки коротких ног, и в ботфортах... одна прядь волос спускалась книзу над серединой широкого лба. Белая пухлая шея его резко выступала из-за черного воротника мундира; от него пахло одеколоном. На моложавом полном лице его с выступающим подбородком было выражение милостивого и величественного императорского приветствия".

    "Он вышел, быстро подрагивая на каждом шагу и откинув несколько назад голову. Вся его потолстевшая, короткая фигура с широкими толстыми плечами и невольно выставленным вперед животом и грудью имела тот представительный, осанистый вид, который имеют в холе живущие сорокалетние люди".

    Б) Сравните, как принимает Наполеон Балашева и как Александр - Мишо. (Наполеон - "милостиво и величественно". "Его не интересовала нисколько личность Балашева. Видно было, что только то, что происходило в его душе, имело интерес для него". Признак "великого человека" - дрожание левой ноги. "Но Наполеон не дал ему говорить. Ему, видно, нужно было говорить самому одному".

    Александр - "вспыхнув, быстро проговорил государь". "Государь тяжело и часто стал дышать, нижняя губа его задрожала, и прекрасные голубые глаза мгновенно увлажнились слезами"; "строго нахмурившись"; "успокоенно и с ласковым блеском глаз"; "с ласковым и величественным жестом"; "подняв свои прекрасные, кроткие и блестящие чувством глаза к небу"; "глаза горели блеском решимости и гнева"; "изобразил как свои чувства, так и чувства русского народа, которого он считал себя уполномоченным").

    Вывод. Толстой, сопоставляя Кутузова, Наполеона и Александра, показывает, что Кутузов - народный полководец, близкий к солдатам, несущий в себе естественность, истинную любовь, патриотизм, умение думать об армии, а не о себе. В нем - величие, простота, добро и правда.

    Наполеона отличает лицемерие, себялюбие, искусственность, театральность, неумение думать о других. Это все сближает Наполеона с высшим светом России (сравните вечер у А. П. Шерер - та же театральность), и с русским императором Александром. Поэтому-то Александр так не любит народного полководца Кутузова. (Сравните - письмо государя Кутузову после сдачи Москвы).

    Урок 113. "Какая сила управляет всем?" Истинное и ложное в романе
    "Война и мир".

    Урок может быть проведен в форме семинара.

    "Роман "Война и мир" - это народно-героическая эпопея, главная мысль которой: народ - носитель нравственности. Из этого суждения и вытекает философская позиция Толстого.

    I. Народ - источник нравственности. Отсюда своеобразие толстовского взгляда на простого человека, противоречивое изображение мужицкого мира. Сравните: крестьяне в имении Пьера и у Болконского в Богучарове. Богучаровский бунт. Тихон Щербатый и Платон Каратаев.
    II. Проверка основных взглядов на народ войной, т. е. событием, требующим особой нравственной силы.

    Теория войны:

    Сравните: Поведение в Шенграбенской битве Тимохина, Тушина, Долохова, Жеркова, штабс-офицера, Андрея. Вспомните Аустерлицкую битву, смотр в Браунау.

    Сравните поведение героев во время Бородинской битвы с их поведением на вечере у А. П. Шерер (защитники кургана Раевского, Андрей, Пьер, Берг, Друбецкой).

    III. Взгляд Толстого на войну как на ужасное, противоестественное дело. Уверенность в том, что люди могут договориться без войны. Показ войны со временем менялся. Толстой вносит что-то новое. Сравните: поле боя после сражений (Аустерлиц, Бородино), разговор русских и французских солдат.

    Сравните:

    Сравните Кутузова - Наполеона - Александра. (Кутузов руководит "духом армии", составляющим "главный нерв войны", а Наполеон выполняет роль доктора, "мешающего своими лекарствами" .

    Кутузов велик, т. к. в нем "простота, добро и правда", чего нет в Александре и в Наполеоне. Наполеон ничтожен, т. к. отрекся от "правды, добра и всего человеческого").

    Сопоставить Шенграбенское, Аустерлицкое сражение и битву на Бородинском поле.

    Личность и народ.

    Шенграбен

    Аустерлиц

    верное решение Кутузова, цель которого спасение армии неверное решение, вопреки воле Кутузова победа поражение русских и победа Наполеона

    Бородино

    Кутузов

    Наполеон

    близок к народу, чувствует дух армии далек от своих солдат, думает только о себе, не чувствует духа армии Победа поражение

    Выводы:

    1. Народ - воплощение нравственных идеалов.
    2. Война - проверка глубины патриотизма и силы духа.
    3. Война - ужасное, противоестественное событие.
    4. Движущая сила истории - народ.
    5. Только личность, близкая к народу, может влиять на события.
    6. Человек, Народ, История - толстовские мерки мира.

      Урок 114. "Так что же нам делать? Позднее творчество Толстого.
      "Воскресение", "Анна Каренина", "Хаджи Мурат".

      После романа "Война и мир" Толстой идет дорогой тревожных раздумий и поиска ответов на тревожащие его вопросы, где самым главным остается вопрос "Что делать?"

      Он пробует ответить следующим образом:

    7. Нужно изменить мир изначально, с детского возраста, занимаясь педагогической деятельностью.

      В январе 1872 года Толстой пишет: "Пишу я эти последние годы азбуку и теперь печатаю. Рассказать, что такое для меня этот труд многих лет - азбука, очень трудно... Гордые мечты мои об этой азбуке вот какие: по этой азбуке будут учиться два поколения русских всех детей, от царских до мужицких, и первые впечатления поэтические получат из нее, что, написав эту азбуку, мне можно будет спокойно умереть".

      Азбука, четыре книги в помощь начальной школе, открытая Толстым в Ясной Поляне школа - вот педагогическая деятельность писателя.

    8. Нужно понять эпоху, в которой "все переворотилось и только укладывается".

    В 1873 году начинает писать роман о 70-х годах - "Анну Каренину".

    Вопросы, поставленные в романе:

    В романе дан широкий показ русского общества:

    Но в центре образ Анны Карениной, давший название роману.

    Развитие сюжета - в столкновении Анны с окружающим миром.

    Анна

    Общество

    Прекрасная женщина, с тонкой душой, не понимающая пустую светскую жизнь. Главное для Анны - искренность, настоящая любовь. Встреча с Вронским - пробуждение. Она жертвует всем: мужем, сыном, блестящим положением в обществе. Охлаждение Вронского - смерть для Анны. "Я хочу любви, а ее нет. Стало быть, все кончено... Отчего не потушить свечу, когда смотреть больше не на что". Общество, окружающее Анну, не принимает ее любви, отрытой любви. Здесь можно поступать, как хочется, но тайно, скрытно. Внешнее приличие, но внутренняя безнравственность. Каренин, муж Анны, - один из "столпов" высшего дворянства.

    Нельзя отнести к этому холодному светскому обществу Алексея Вронского. "Страшно богат, красив, большие связи, флигель-адъютант, и вместе с тем - очень милый, добрый малый. Но более, чем просто добрый малый... он и образован, и очень умен", - говорит Стива Облонский. Любовь к Анне изменяет его, он понимает, что жил не так, ищет цели жизни. Его жизнь - это трагедия человека, не нашедшего цели в жизни. Тяжело переживая смерть Анны, едет на войну в Сербию, ищет смерти.

    Противостоит этому миру и Константин Левин, проповедующий патриархальный уклад жизни, отрицающий городскую культуру и цивилизацию, столичную жизнь с ее ложью, суетой и развратом. Цель Левина - жизнь в деревне, сближение с крестьянами. В этом он находит удовлетворение, хотя остается барином. (Автобиографичность Левина).

    Выводы:

    1. Поняв эту эпоху и это общество нужно уйти от него, если невозможно что-то изменить. Предчувствие назревающей катастрофы. В 1881 г. пишет: "Революция экономическая не то, что может быть, а не может не быть. Удивительно, что ее нет".

      Кризис 80-х годов - разрыв с дворянством, длительная и сложная полоса исканий. 1879-1881 г. - "Исповедь": "Со мной случилось то, что жизнь нашего круга - богатых, ученых - не только опротивела мне, но и потеряла всякий смысл. Все наши действия, рассуждения, науки, искусства все это предстало мне в новом значении. Я понял, что все это - одно баловство, что искать смысла в этом нельзя". Отрицание государства, церкви, собственности, даже своего творчества, потому что главное, по Толстому, - нравственное перерождение.

      "Только кажется, что человечество занято торговлей, договорами, войнами, искусством; одно дело для него важно и одно только дело оно делает: оно уясняет себе нравственные законы, которыми оно живет. Но это уяснение нравственного закона есть не только главное, но единственное дело всего человечества". (Трактат "Так что же нам делать?")

      Отказ писать вызывает тревожные отклики других писателей. И. С. Тургенев пишет Толстому: "Друг мой, вернитесь к литературной деятельности!.. Друг мой, великий писатель русской земли, внемлите моей просьбе!"

    2. Невозможно жить вне общества, поэтому, видя его несовершенство, нужно показать это. В 1891 г. - "Стал думать о том, как бы хорошо написать роман, освещая его теперешним взглядом на вещи". Таким романом стало "Воскресение". Это протест Толстого против существующего мира: здесь мрачные казематы, тюрьмы, пересылочные пункты, разоренные деревни, равнодушный суд, карьеристы судьи, церковь, освящающая насилие.

      В романе показаны политические ссыльные, но автор явно не на стороне революционеров.

    3. Нужно уйти не от общества, а из общества. "И опять молюсь, кричу от боли. запутался, завяз, сам не могу, но ненавижу себя и свою жизнь" (1896 г.).

    900-е годы - ряд статей, заставивших правительство вздрогнуть. Толстой стал опасен. "Два царя у нас: Николай II и Лев Толстой. Кто из них сильнее? Николай II ничего не может сделать с Толстым, не может поколебать его трон, тогда как Толстой, несомненно, колеблет трон Николая и его династии", - писал редактор "Нового времени" Суворин. Священный Синод отлучает Толстого от церкви.

    Но не это гнетет Толстого. Трагедия в нем самом, в его разочаровании в человеке. В "Хаджи Мурате" (1904 г.) мы находим мысли о разрушительной силе человека в описании "татарина". Запутавшийся Хаджи Мурат ищет выход и не может найти. Может Толстой сопоставлял себя с героем, показывая его поэтически (сказки, песня Ханефи, песня матери, пение соловьев). Примирение с этим миром для Толстого невозможно: "Жизнь, окружающая меня, становится все безумнее и безумнее: еда, наряды, игра всякого рода, суета, шутки, швыряние денег, живя среди нищеты и угнетения, и больше ничего. И остановить это, облегчить, усовестить нет никакой возможности. И мне ужасно, ужасно тяжело. Зачем не дали мне хоть перед смертью пожить хоть год, хотя месяц собственной мне жизнью, вне той лжи, в которой я не только живу, но участвую и утопаю". 28 октября 1910 года темной, сырой осенней ночью 82-летний писатель в сопровождении врача Маковицкого тайно и навсегда покидает Ясную Поляну. По пути заболел и на станции Астапова вынужден был остановиться. 7 ноября Льва Николаевича Толстого не стало. Есть в яснополянском парке, на краю оврага, одинокая могила. На ней нет ни креста, ни памятника, только невысокий холм, покрытый дерном. Великий бунтарь нашел здесь успокоение. Лев Николаевич Толстой, остался наедине с природой, которую так любил.

    Уроки 115 - 116. "И в этом Толстой - лучший среди лучших".
    Особенности творчества Л. Н. Толстого.

    Особенности романа "Война и мир" определяются жанром произведения. Роман-эпопея предполагает несколько аспектов изображения жизни:

    Исходя из этого, можно выделить особенности творчества Толстого:

    1. Историзм. Сам Толстой писал: "Везде, где в моем романе говорят и действуют исторические лица, я не выдумывал, а пользовался материалами, из которых у меня во время моей работы образовалась целая библиотека". Работая "в историческом роде", он, по его собственным словам, старался быть до мельчайших подробностей верным действительности. Толстой показывает величие и героизм правдиво, а не опираясь на легенды и анекдоты. Неправы были те, кто упрекал писателя в обесславливании героического для России времени (генерал А. Норов, князь П. Вяземский).

      А). На уроке можно провести интересную исследовательскую работу, доказывающую истинный подход к историческим событиям, сравнивая ход войны 1812 года в романе и в исторических документах.

    Документы

    Роман

    От Немана до Смоленска

    Русское командование знало о скоплении французских войск на берегу Немана. Наполеон вечером 9 (21) июня посылает приказ - выдвинуться к Неману. Организация переправы возлагалась на корпус Даву. "Россия, - писал Наполеон, - увлекается роком! судьба ее должна исполниться... Перейдем Неман, внесем войну в русские пределы".

    Переправа основных сил началась 12 (24) июня, левым крылом вперед. Вильна была занята 16 (28) июня без боя.

    Русские не ожидали начала войны. 12 (24) июня Александр I устроил для литовского шляхтства бал в имении Бенигсена. Ночью во время бала было получено сообщение о начавшейся переправе французов.

    Александр I послал к Наполеону генерала А. Д. Балашева. Но напрасно.

    Войска отходили тремя колоннами, уничтожая за собой переправы.

    В романе эта ситуация описывается исторически точно. Мы видим и переправу через Неман, и корпус Даву, и разведку Мюрата, описывается и бал в Вильно, и сообщение о переправе французов через Неман, полученное во время бала, и посольство Балашева, и отход русских войск тремя колоннами. Но Толстой пытается объяснить причины, приведшие к войне, опираясь на мнения историков и противопоставляя им свои взгляды.

    Документы

    Роман

    Смоленское сражение.

    Отступлению от Смоленска предшествовало крупное столкновение отряда русских войск с передовыми кавалерийским корпусами французов под селом Красным. Русскими командовал Неверовский (27-я дивизия, часть кавалерии и артиллерии, отряды Оленина и Лесли - около 7,2 тыс. человек при 14 орудиях). Французы имели 3 кавалерийских корпуса под командованием Мюрата (15 тыс. человек).

    Русские смогли задержать французов на целые сутки, сорвав замысел Наполеона внезапного выхода к Смоленску. В ночь со 2 (14) на 3 (15) августа VII корпус Раевского выступил навстречу отряду Неверовского и соединился с ним. Теперь 15 тыс. человек и 76 орудий должны были противостоять всей армии Наполеона.

    Городские жители и крестьяне губернии начали формировать ополчение. В короткое время удалось собрать более 12 тыс. человек.

    Сражение началось 4 (16) августа около 7 часов утра. "Два раза, - писал Наполеон, - храбрые войска Нея достигали цитадели и два раза, не поддержанные свежими силами, были оттесняемы удачно направленными русскими резервами". Вечером Ней сделал еще одну попытку овладеть городом, но был отбит. Все атаки французов в этот день были отбиты. Обстрел города из 150 французских орудий также не дал результатов.

    В Смоленске 5 (17) августа оставалось 20 тыс. войск при 180 орудиях против 185 тыс. французов при 300 орудиях. Французы решили брать город штурмом, но атака Нея в 3 часа, Даву - в 5 часов были отбиты. Наполеон приказал открыть огонь из 200 орудий, чтобы сжечь город. За два дня русские потеряли 9,6 тыс. человек, французы 20 тыс. человек. Продолжать оборону было опасно, и Барклай де Толли приказал начать отход в ночь с 5 (17) на 6 (18) августа. К утру город был оставлен войсками и жителями.

    Вот как Толстой описывает сражение под Смоленском: "...Французы натыкаются на дивизию Неверовского и подходят к самым стенам Смоленска. Надо принять неожиданное сражение в Смоленске, чтобы спасти свои сообщения. Сражение дается. Убиты тысячи людей с той и с другой стороны, Смоленск оставлен вопреки воле государя, и всего народа. Но Смоленск сожжен своими жителями, обманутыми своим губернатором... Наполеон идет дальше, мы отступаем.

    Мы видим и слышим в романе оборону Смоленска. То гул артиллерии, то обстрел самого города, то раненых - все это говорит о жестоком сражении и о силе русских. Мы видим, как войска покидают город и как жители уходят с ними, сжигая свои дома.

    Алпатыч приехал в Смоленск 4 августа, по дороге "встречал и обгонял обозы и войска. Подъезжая к Смоленску, он слышал дальние выстрелы". "Всю ночь мимо постоялого двора двигались по улице войска". "С восьми часов к ружейным выстрелам присоединилась пушечная пальба". "С разных сторон слышались свисты, удары ядер и лопанье гранат, падавших в городе. Но звуки эти почти не слышны были и не обращали внимания жителей в сравнении с звуками пальбы, слышимыми за городом. Это было бомбардирование, которое в пятом часу приказал открыть Наполеон по городу".

    Толстой считает, что сражение могло быть выиграно, если бы не предубеждение некоторых военачальников. Свое мнение он вложил в слова и мысли Андрея Болконского.

    Документы

    Роман

    Бородинское сражение.

    24 августа (5 сентября) в 12 часов дня французы подошли к Бородинской позиции, Наполеон увидел невыгодную сторону позиции. Решено было захватить плацдарм с Шевардинским редутом, где было 12 батарейных орудий, еще 24 стояли возле, а также 8 тыс. человек пехоты и 4 тыс. - конницы.

    Редут был захвачен, потом отбит и те и другие потеряли около 6 тыс. человек. С наступлением темноты необходимость оборонять редут отпала и Кутузов приказал оставить его. Но сражение за редут помогло понять замысел Наполеона - ударить по левому флангу.

    25 августа (6 сентября) шла энергичная перестрелка. 26 августа (7 сентября) с пяти часов начались военные действия. Сражение шло за Бородино у C еменовских флешей (8 атак). Большую роль сыграли казаки Платова и Уварова. На первый взгляд, исход сражение как будто не был решен, т. к. обе стороны сохранили свое положение, но Кутузов вырвал у Наполеона инициативу и вынудил отказаться от поставленной цели.

    В романе читаем: "Двадцать четвертого было сражение при Шевардинском редуте, двадцать пятого не было пущено ни одного выстрела ни с той, ни с другой стороны, двадцать шестого произошло Бородинское сражение".

    Л. Н. Толстой считает, что Бородинское сражение произошло совсем по-другому: "Бородинское сражение не произошло на избранной и укрепленной позиции с несколько только слабейшими со стороны русских силами, а Бородинское сражение, вследствие потери Шевардинского редута, принято было русскими на открытой, почти не укрепленной местности с вдвое слабейшими силами против французов, т. е. в таких условиях, в которых не только немыслимо было драться десять часов и сделать сражение нерешительным, но немыслимо было удержать в продолжение трех часов армию от совершенного разгрома и бегства".

    Б) Можно сравнить исторические личности, выведенные в романе. Особенно интересна эта работа с теми героями, которые в романе показаны под другими фамилиями, но узнаваемы. Например, Денис Давыдов и Василий Денисов. Герой романа, будучи гусаром, ведет такую же жизнь, как и Давыдов. Здесь Толстой точно передает характер и стиль жизни Давыдова: вольнолюбивый гусар, любящий поиграть в карты и вообще покутить, но верный товарищ, не умеющий кривить душой, человек пылкий, испытывающий тягу к военной жизни. Кто это - Денисов или Давыдов? Они оба легко попадают в любовные сети, любят пылко и страстно, выражая свои чувства в стихах.

    Волшебница, скажи, какая сила
    Влечет меня к покинутым струнам;
    Какой огонь ты в сердце заронила,
    Какой восторг разлила по перстам!

    Ситуации влюбленности очень похожи, но Толстой делает своего героя более лиричным и душевным. Денисов - это обобщенный образ гусара, а Давыдов - это жизненное воплощение обобщенного образа гусара.

    Денисов - Кутузову; они командиры, которые своей смелостью и осторожностью показывают пример.

    Давыдов пишет:

    Начальник, в бурке на плечах,
    В косматой шапке кабардинской,
    Горит в передовых рядах
    Особой яростью воинской...

    Оба поменяли одежду гусара на крестьянскую. "Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая-чудотворца". Так же одевался и Давыдов. Оба брали в отряд крестьян (например, Тихон Щербатый), гуманно относились к пленным. (В романе сцена с французским барабанщиком; Давыдов в обращении с пленными следовал словам Суворова, своего кумира: "С пленными поступать человеколюбиво и стыдиться варварства".

    Таких параллелей, указывающих верность Толстого историческим деталям, можно найти великое множество.

    В) Можно сравнить и самую загадочную страницу истории - масонство - в романе и в реальной жизни. Обряд приема в масоны Пьера полностью совпадает с обрядами в масонских ложах. А вот идеи, скорее всего, различаются. Идеи масонства в романе можно выразить словами: возроди себя духовно. Эта цель становится ясной после разговора Пьера Безухова со старым масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым, где Толстой приписывает масону мысль, что Бог "не постигается умом, а постигается жизнью". Это не сочетается с 258 статьей французской ложи "Великий Восток", которая гласит: "Никто не может быть допущен к посвящению и пользоваться правами, связанными с преимуществом масона, если он не имеет достаточных и приличных средств к существованию". Масоны не помогли Пьеру.

  • Сопоставление или противопоставление.
  • Противопоставляются:

    Два состояния: мир и война.
    Различные слои общества: народная Россия и великосветское общество, причем противопоставление это и в мирное, и в военное время.
    Передовое дворянство и светская аристократия.
    Отдельные герои: Наташа - Элен, Пьер и Андрей - Анатоль и Долохов.
    Полководцы: Кутузов - Наполеон.
    Кутузов и Александр I.
    События: вечер у А. П. Шерер и именины у Ростовых.
    Поведение на войне: Тушина, Тимохина - Долхова, Жеркова.

    Сопоставляются:

    1. " Диалектика души", умение глубоко показать внутренний мир героя.
    Именины (т. 1, ч. 1, гл. VIII, XVII).
    Возвращение Николая (т. 2, ч. 1, гл. I).
    Бал у Йогеля (т. 2, ч. 1, гл. XII). Разговор о подводах для раненых (т. 3, ч. 3, гл. XVI).
    Свидание с Андреем в Мытищах (т. 3, ч. 3, гл. XXX -XXXII).
    После смерти Болконского (т. 4, ч. 4, гл. I -III).
    Встреча с Пьером (т. 4, ч. 4, гл. XV -XVII).

    В) Внутренний монолог.

    1. Пейзаж. Сын Толстого писал, что "отец, как очень немногие, любил и чувствовал красоту лесов, полей, лугов, неба. Он, бывало, говорил: "Природа бесконечно разнообразна; каждый день отличается от предыдущего, каждый год бывает неожиданная погода".

      А) Своеобразие показа природы в романе: реалистичность, точность, выразительность, поэтичность.

      Б) Связь природы с героями, их переживаниями.

      Например, князь Андрей на поле Аустерлица, раненый, открывает для себя высокое небо (т. 1, ч. 3, гл. XVI, XIX); лунной ночью в Отрадном чувствует желание жить (т. 2, ч. 3, гл. II); две встречи с дубом на пути в Отрадное помогают понять изменения в его душе (т. 2, ч. 3, гл. I, III).

      Можно найти такие фрагменты и у других героев, но у Толстого связаны с природой только положительные герои:

      Наташа Ростова весенней лунной ночью в Отрадном (т. 2, ч. 3, гл. II); в сцене охоты (т. 2, ч. 4, гл. III); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X -XI).

      Николай Ростов в сцене поджога моста (т. 1, ч. 2, гл. VIII); в святочную ночь (т. 2, ч. 4, гл. X -XI).

      Пьер Безухов в плену (т. 4, ч. 2, гл. XI).

      В) Природа и война. Во время Аустерлица - мешает, войска не могут ориентироваться, что вызывает страшную неразбериху. Сцена дается в восприятии князя Андрея (т. 1, ч. 3, гл. XIV- XV). Накануне Бородинской битвы "было ясно, светло, росисто и весело"; после битвы "стояла теперь мгла сырости и дыма", что подчеркивает драматизм ситуации (т. 3, ч. 2, гл. XXX, XXXIX). У Толстого в военных сценах никогда не бывает радостной природы.

      Г) Показ природы в движении.

      Выводы. Природа связана с жизнью людей, их деятельностью, помогает понять психологию героев, показана в развитии, изображается реалистически. Мир, где царит единство человека и природы, гармоничен. Война - разрушение этого мира.

    2. Особенности языка романа. В толстовском повествовании преобладают сложные синтаксические конструкции. Это отражение сложной мыслительной деятельности, сложной внутренней жизни. Для стиля писателя характерна сила и выразительность, богатство и разнообразие лексики, средств художественной изобразительности (эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и пр.), индивидуальность языка каждого героя.

    Уроки 117 - 118. "Ах, война, что ты сделала, подлая!" . Тема войны
    в современной литературе.

    Поэт Н. И. Гаген-Торн так сказал о войне:

    Поэтому урок внеклассного чтения по книгам о войне можно начать, опираясь на Толстого. Именно Толстым были заложены принципы и особенности изображения войны. Вся последующая литература - это развитие толстовских традиций. Поэтому закономерно и урок по современной литературе о последних войнах провести именно после изучения творчества Толстого. Война у Толстого представлена многопланово и разнообразно:

    Отдельные сражения (Шенграбен, Аустерлиц, Смоленск).
    Поворотные битвы (Бородино). Поворотные битвы (А. Чаковский. "Блокада").
    Поведение человека на войне (В. Быков. "Дожить до рассвета"; Б. Васильев. "В списках не значился").
    Жизнь в тылу (В. Закруткин. "Матерь человеческая").
    Плен (В. Логинов. "В подполье Бухенвальда").

    На уроке можно взять один из аспектов и рассмотреть те произведения, которые прочитаны учащимися, сопроводив урок чтением стихов о войне и военными песнями.

    Вот стихи о войне У. Рижинашвили:

    На уроке можно остановиться на повести Б. Васильева "В списках не значился", обсудив следующие вопросы:

    1. Почему повесть так называется?
    2. Как показана война Б. Васильевым?
    3. Что символизирует образ лейтенанта Плужникова?
    4. Почему немецкий офицер отдает ему честь?
    5. С какой целью написана повесть? О чем она? Что хотел сказать автор?

    Самое главное в толстовском подходе к изображению войны у современных авторов это:

    О войне надо писать правду.
    Война - это ужас, кровь, страдания и смерть. Она противоестественна.
    Изображение внутреннего состояния человека на войне.
    Воспоминания, сопоставление настоящего и прошлого.

    Эти направления можно изучить, обращаясь к различным произведениям:

    1. Ю. Бондарев. "Горячий снег".

      Как показана правда о войне в этом произведении?

    2. Б. Васильев. "А зори здесь тихие".

      Как показана противоестественность войны?

      В чем особенности изображения героев повести?

    3. В. Быков. "Сотников".

      Как в повести показан внешний и внутренний героизм?

      Почему в повести мало чисто военных событий?

    4. В. Быков. "Карьер" - мотив памяти.

    Тема памяти звучит и в стихах М. Головченко "Баллада о нетающем снеге":

    В атаке на землю упал солдат,
    Сраженный фашистской пулей.
    Деревья над ним в синеве стоят,
    Как в траурном карауле.
    А где-то девчонка с письмом в руках
    О встрече давно мечтает.
    Но снег, белый снег у него на щеках
    Не тает, не тает, не тает.
    Пусть эти слова, как клятва, звучат,
    Чтоб молодость их запела:
    Тебя я всегда буду помнить, солдат,
    И снег этот белый, белый.
    Ночами туда, где взрывы гремят,
    Где бьется огонь пожарищ,
    Из леса к своим пробивался солдат,
    И был вместе с ним товарищ.
    Бессильно обвис на уставших руках.
    Но раненых кто бросает?
    Не видит он только, что снег на щеках
    У друга не тает, не тает.
    Гранитные плечи сильны и круты,
    И золотом грозные даты.
    Сюда, к обелиску, приносят цветы
    Седые теперь солдаты.
    Снежинки дрожат на живых лепестках,
    И память страницы листает.
    А снег, белый снег на гранитных щеках
    Не тает, не тает, не тает.

    Можно также обсудить произведения о войнах последних лет в Афганистане и Чечне. Например, повесть С. Алексиевич "Цинковые мальчики":

    В заключение могут прозвучать песни и стихи о войнах наших дней. Эмоциональный итог урока в словах А. Злобина из книги "Самый далекий берег":

    В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» большое внимание уделяется взглядам автора на проблемы, в первую очередь, нравственные, связанные с войной 1812 года.

    Переправа через Неман - это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям», приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона,

    Это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слов и выражений.

    Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку в сером сюртуке, стоящему на горе». С ним военные связывают свои мечты о покорении мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира…» Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону,

    Не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору. Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним - само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман. Польский полковник, «красивый старый человек», просит позволения переплыть реку, не отыскивая брода. Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать. Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут в этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали».

    Отношение к Наполеону Толстой показывает и через описание внешности: «маленький человек в сером сюртуке», «недовольно взглядывая на тонувших улан», давно привык к тому, «что присутствие его… повергает людей в безумие самозабвения». У Толстого свой взгляд на эту личность, расходящийся со взглядами историков, для писателя это только маленький толстый человек, наделенный не талантом полководца, а манией величия. Бессмысленная гибель людей вызывает у автора боль и осуждение тех, кто не заботится о сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне: «Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в обшлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!», восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми».

    Потрясающе звучит финал главы: за гибель людей польский полковник получает от императора орден Почетного легиона. Но Толстой знает итог деятельности Наполеона, и последняя фраза главы звучит так: «Кого хочет погубить - лишит разума».

    В сцене переправы через Неман можно найти аналогии и в описании войны 1805 года, когда отряду, где служит Николай Ростов, приказано зажечь мост через реку Энс. Полковник Шуберт, командир отряда, приказывает всем гусарам бежать на мост, хотя приказ могли бы выполнить всего два человека. В результате французы начинают обстрел, гибнут люди. Но «наш Богданыч порядки знает», он знает, что чем больше людей задействовано, тем больше шанс получить награду. Никто не думает о сохранении жизни людей. Когда у полковника спрашивают про потери, он со счастливой улыбкой произносит: «Пустячок! Два гусара ранено, и один наповал». Толстой не случайно использует общие черты в описании этих двух сцен. Он хочет показать, что война 1812 года начинается как обычная захватническая война, и только потом, после пожара Смоленска, она станет войной народной, отечественной, когда русские проявят свои лучшие национальные качества и всех завоевателей постигнет одна участь - они будут изгнаны с русской земли.

    На вопрос переправа через энс, анализ эпизода (война и мир) помогите пожалуйста заданный автором Владислав Варков лучший ответ это Переправа через Неман - это начало войны. В армии Наполеона находились польские войска, им и предстояло начать войну с Россией. Именно поэтому, чтобы вызвать у них прилив любви к своей особе, Наполеон надевает польский мундир и, «неожиданно для всех и противно как стратегическим, так и дипломатическим соображениям-, приказывает наступление. Толстой с иронией описывает Наполеона, это выражается не только в описании внешности, но и в использовании в этой главе французских слое и выражений.
    Польское войско со слепым преклонением относится к Наполеону: «На всех лицах этих людей было одно общее выражение радости о начале давно ожидаемого похода и восторга и преданности к человеку а сером сюртуке, стоящему на горе. » С ним военные связывают свои мечты с покорением мира: «Ежели меня сделают губернатором Индии, я тебя сделаю министром Кашмира... » Сам же император давно привык к этому и тяготится выражением любви к себе. Он садится на берегу реки, смотрит в подзорную трубу на другую сторону, не замечая, как счастлив паж, на чьей спине лежит труба, чтобы было удобно императору Наполеон не замечает этого, так как убежден в собственной значимости, преклонение других людей перед ним - само собой разумеющееся. Он приказывает переправиться через Неман. Польский полковник, «красивый старый человек» -росит позволения переплыть реку, не отыскивая брода. Желание выслужиться перед Наполеоном оказывается сильнее заботы о собственной жизни и жизни своих подчиненных. С душевной болью Толстой показывает, как полковник, опытный, заслуженный воин, унижается перед Наполеоном, причем не ради какой-то определенной награды, а просто из чувства восхищения императором, и он счастлив, что ему удается это сделать. Он заставляет солдат погибать совершенно бессмысленно: «Уланы цеплялись друг за друга, сваливались с лошадей, лошади некоторые тонули, тонули и люди, остальные старались плыть кто на седле, кто держась за гриву. Они старались плыть вперед на ту сторону и, несмотря на то, что за полверсты была переправа, гордились тем, что они плывут и тонут а этой реке под взглядами человека, сидевшего на бревне и даже не смотревшего на то, что они делали» .
    Бессмысленная гибель людей вызывает у автора боль и осуждение тех, кто не заботится о сохранении человеческой жизни, и он пишет о них с гневом и иронией, тем самым заставляя читателя задуматься о том, что такое война, какова цена человеческой жизни на войне: «Человек сорок улан потонуло в реке, несмотря на высланные на помощь лодки. Большинство прибилось назад к этому берегу. Полковник и N несколько человек переплыли реку и с трудом вылезли на тот берег. Но как только они вылезли в об шлепнувшемся на них, стекающем ручьями мокром платье, они закричали: «Виват!» , восторженно глядя на то место, где стоял Наполеон, но где его уже не было, и в ту минуту считали себя счастливыми» .
    К сцене переправы через Неман можно найти аналогии и в описании войны 1805 года, когда отряду, где служит Николай Ростов, приказано зажечь мост через реку Энс, Полковник Шуберт, командир отряда, приказывает всем гусарам бежать на мост, хотя приказ могли бы выполнить всего два человека. В результате французы начинают обстрел, гибнут люди. Но «наш Богданыч порядки знает» , он знает, что чем больше людей задействовано, тем больше шанс получить награду. Никто не думает о сохранении жизни людей. Когда у полковника спрашивают про гютери, он счастливей улы «Пустячок! Два гусара ранено, и один наповал» . Толстой не случайно использует общие черты в описании этих двух сцен. Он хочет показать, что война 1812 года начинается как обычная захватническая война, и только потом, после пожара Смоленска, она станет войной народной, отечественной, когда русские проявят свои лучшие национальные качества и всех завоеват