Григорий чудотворец неокесарийский епископ. Икона григория чудотворца. Возвращение в лоно Церкви

Икона Образ Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Молитва святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу

О пречестная и священная главо и благодати Святаго Духа исполненная, спасово со отцем обиталище, великий архиерее, теплый наш заступниче, святителю Григорие! Предстоя у престола всех Царя и наслаждаяся светом единосущныя Троицы и херувимски со ангелы возглашая песнь трисвятую, великое же и неизследованное дерзновение имея ко всемилостивому Владыце, моли спастися паствы Христовы людем, помози во бранех отечеству нашему, и покори вся противныя нам враги, мирное и безмятежное жительство наше устрой: благостояние святых церквей утверди: архиереи благолепием святительства украси: монашествующия к подвигом добраго течения укрепи: град сей и вся грады наши и страны добре сохрани, и веру святую непорочну соблюсти нам умоли: мир весь предстательством твоим умири, от глада и пагубы избави ны, и от нападения иноплеменных сохрани, старыя утеши, юныя настави, безумныя умудри, вдовицы помилуй, сироты заступи, младенцы возрасти, плененныя возврати, немощствующия исцели, и везде тепле призывающия тя и с верою притекающия к тебе и усердно припадающия и молящияся тебе от всяких напастей и бед ходатайством твоим свободи. Моли о нас всещедраго и человеколюбиваго Христа Бога нашего, да и в день страшнаго пришествия его от шуияго стояния избавит нас, и радости святых причастники сотворит со всеми святыми во веки веков. Аминь.

Тропарь святителю Григорию, епископу Неокесарийскому, Чудотворцу

Тропарь, глас 8:
В молитвах бодрствуя, чудес деланьми претерпевая,/ тезоимение стяжал еси исправления,/ но молися Христу Богу, отче Григорие,// просветити души наша, да не когда уснем в смерть.

Свя-ти-тель Гри-го-рий ро-дил-ся в г. Неоке-са-рии (се-вер Ма-лой Азии). В юно-сти он учил-ся в Алек-сан-дрии у зна-ме-ни-то-го учи-те-ля, пре-сви-те-ра . Вер-нув-шись в Неоке-са-рию, Гри-го-рий уда-лил-ся в пу-сты-ню, где в по-сте и мо-лит-ве стя-жал вы-со-кое ду-хов-ное со-вер-шен-ство и да-ры про-зор-ли-во-сти и про-ро-че-ства. Епи-скоп Фе-дим из кап-па-до-кий-ско-го го-ро-да Ама-сии, узнав о св. Гри-го-рии, ре-шил по-ста-вить его епи-ско-пом в Неоке-са-рии. Пе-ред хи-ро-то-ни-ей свя-той Гри-го-рий уси-лен-но мо-лил-ся, про-ся Бо-га и Бо-жию Ма-терь от-крыть ему ис-тин-ный об-раз по-кло-не-ния Свя-той Тро-и-це. Во вре-мя мо-лит-вы ему яви-лась Пре-чи-стая Де-ва Ма-рия с апо-сто-лом Иоан-ном Бо-го-сло-вом, ко-то-рый на-учил свя-то-го, как до-стой-но сле-ду-ет ис-по-ве-до-вать тай-ну Пре-свя-той Тро-и-цы. Свя-той Гри-го-рий за-пи-сал все, что от-крыл ему Иоанн Бо-го-слов. На этом ве-ли-ком Бо-же-ствен-ном От-кро-ве-нии бы-ло ос-но-ва-но уче-ние о свя-той Тро-и-це, впо-след-ствии раз-ви-тое от-ца-ми Церк-ви - , .

Скон-чал-ся око-ло 266-270 г.

См. также: в изложении свт. Димитрия Ростовского.

Молитвы

Тропарь святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, глас 8

В моли́твах бо́дрствуя, чуде́с де́ланьми претерпева́я,/ тезоиме́ние стяжа́л еси́ исправле́ния,/ но моли́ся Христу́ Бо́гу, о́тче Григо́рие,/ просвети́ти ду́ши на́ша,// да не когда́ у́снем в смерть.

Перевод: В молитвах бодрствуя (от греч. γρηγορέω - бодрствую) и чудеса творя, ты стал именоваться по делам своим. Но молись Христу Богу, отче Григорий, просветить души наши, да не умрем во грехах наших.

Кондак святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому, глас 2

Чуде́с мно́гих прие́м де́йство,/ зна́меньми ужа́сными де́моны устраши́л еси́,/ и неду́ги отгна́л еси́ челове́ческия, всему́дре Григо́рие:/ чудотво́рец же имену́ешися,// зва́ние от дел прие́м.

Перевод: Получив дар многих чудотворений, своими удивительными демонов устрашал ты и болезни человеческие изгонял, молись же Христу Богу, премудрый Григорий, именующийся чудотворцем по делам своим.

Молитва святителю Григорию Чудотворцу, епископу Неокесарийскому

О, пречестна́я и свяще́нная главо́ и благода́ти Свята́го Ду́ха испо́лненная, Спа́сово со Отце́м обита́лище, вели́кий архиере́е, те́плый наш засту́пниче, святи́телю Григо́рие! Предстоя́ у Престо́ла всех Царя́ и наслажда́яся све́том единосу́щныя Тро́ицы и херуви́мски со а́нгелы возглаша́я песнь трисвяту́ю, вели́кое же и неизсле́дованное дерзнове́ние име́я ко всеми́лостивому Влады́це, моли́ спасти́ся па́ствы Христо́вы лю́дем, помози́ во бране́х оте́честву на́шему, и покори́ вся проти́вныя нам враги́, ми́рное и безмяте́жное жи́тельство на́ше устро́й: благостоя́ние святы́х церкве́й утверди́: архиере́и благоле́пием святи́тельства украси́: мона́шествующия к по́двигом до́браго тече́ния укрепи́: град сей и вся гра́ды на́ши и страны́ до́бре сохрани́, и ве́ру святу́ю непоро́чну соблюсти́ нам умоли́: мир весь предста́тельством твои́м умири́, от гла́да и па́губы изба́ви ны, и от нападе́ния иноплеме́нных сохрани́, ста́рыя уте́ши, ю́ныя наста́ви, безу́мныя умудри́, вдови́цы поми́луй, си́роты заступи́, младе́нцы возрасти́, плене́нныя возврати́, немощству́ющия исцели́, и везде́ те́пле призыва́ющия тя и с ве́рою притека́ющия к тебе́ и усе́рдно припа́дающия и моля́щияся тебе́ от вся́ких напа́стей и бед хода́тайством твои́м свободи́. Моли́ о нас всеще́драго и человеколюби́ваго Христа́ Бо́га на́шего, да и в день стра́шнаго прише́ствия Его́ от шу́ияго стоя́ния изба́вит нас, и ра́дости святы́х прича́стники сотвори́т со все́ми святы́ми во ве́ки веко́в. Ами́нь.

Каноны и Акафисты

Кондак 1

Избранный чудотворче и изрядный угодниче Христов, догматов творец предивный и ересей искоренителю неленостный, многоцелебный источниче и молитвенниче о душах наших, святителю Григорие, яко имеяй дерзновение ко Господу, от всяких нас бед свободи зовущих:

Икос 1

Ангел земный и человек небесный был еси, святителю Григорие, от начала жития твоего чистоту души и тела возлюбив и Христу любовию усердно последовав, совершенства духовнаго достигл еси. Тем же изряднейшего жительства, аки молнией, сияя светом, ныне свету великому предстоя, поминай нас, усердно чтущих тя и воспевающих тако:

Радуйся, Евангелия Христова верный последователю; радуйся, заповедей Иисусовых ревностный исполнителю, радуйся, благочестия стено необоримая; радуйся, звездо, сияющая благодати Божией зарею.

Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, дар чудотворения свыше получивый.

Радуйся, крепкое кормило церкве Христовой; радуйся, непоколебимый столпе православия, радуйся, правило веры благочестивыя; радуйся, образе кротости духовныя.

Радуйся, апостольских преданий хранителю; радуйся, тайн Божиих истинный строителю, радуйся чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 2

Видя нечестивии юноши александрийстии непорочное и целомудренное житие твое, святителю Григорие, ненавистию, от диавола вселяемою, распаляшеся, научиша жену некую оклеветати тя пред всеми, просити плату за блудодеяние. Ты же от чрева матерня даже до блаженной кончины твоея не познав греха плотскаго и сохранив девство неоскверненное, с кротостию и незлобием молил еси друга твоего подати просимое, поющи Богу, единому верному на небесех свидетелю: Аллилуиа.

Икос 2

Разум и сердце имея грехом омраченныя, прияла блудница, иже в Александрии, мзду неправедную, с нею же и казнь лютую, вошел бо в ню бес страшный, начав мучити пред всеми, так что сия дщерь велиарова трепетала всем телом, скрежетала зубы своими и вопила безудержно. Ты же, святителю Григорие, сотворив о ней теплую молитву ко Господу, отгнал еси духа злобы поднебесныя. Мы же, дивящеся сему, вопием ти тако:

Радуйся, воине Христов непобедимый;

Радуйся, рабе Божий благий и верный.

Радуйся, цвете нетления; радуйся, венче воздержания.

Радуйся, целомудрия украшение; радуйся, ангелов сожителю.

Радуйся, смирения совершенное зерцало; радуйся, ему же и беси повинуются.

Радуйся, иго Христово благое и легкое носивый; радуйся, скорби многия благодушно претерпевый.

Радуйся, им же сатана посрамися; радуйся, им же Христос прославися.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 3

Сила божественныя премудрости осени тя, святителю Григорие, егда купно с другом твоим Фирмианом из Каппадокии остави мирское учение и философию элаинскую и нача постигати Христианстии истины и тайны божественнаго писания, тем же и нас, великий учителю, небеснаго рая ныне проходя нетленные пажити, поминай у престола Божия, да и мы просветимся светом евангельского богопознания, поюще: Аллилуиа.

Икос 3

Имеяй в сердце своем огонь любве Божественныя, святителю Григорие, в родной град твой Неокесарию пришел еси, идеже вси людие просиша тя быти им судией и градоправителем. Ты же, избегая сетей гордости и пустой славы человечестей, место сие остави и в пустыню удалися, пребывая в трудех и подвизех, их же един Господь сердцеведец ведает. Мы же, смирению твоему и пустыннолюбию дивящеся, вопием ти тако:

Радуйся, ангелонравный человече; радуйся, подвигов источниче неоскудный, радуйся, светильниче во тьме сияющий; радуйся, лампадо Божественнаго света.

Радуйся, пустыннолюбивая горлице; радуйся, сладкопесненная свирель.

Радуйся, многослезный молитвенниче; радуйся, ратоборче доблий, врага поведивый.

Радуйся, псалмопении немолчными Бога славивый; радуйся, коленопреклонения многая совершивый.

Радуйся, постом и сухоядением плоть свою изнуривый; радуйся, ветхаго в себе человека всецело духу покоривый.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 4

Бурю мирскаго жития и тяжелоносные страстей волны прешед, обрел еси, святителю Григорие, тихое и безмятежное пристанище, в пустыню вселився, Христу неленностно поработал еси, возлюбив пост и молитву, поя непрестанно Богу: Аллилуиа.

Икос 4

Слыша блаженный Федим, епископ Амасийский, ангелоподобное житие твое, святителю Григорие, восхоте призвати тя от пустыннаго уединения к служению церковному в святительстем образе, ты же, провидев сие намерение и недостоинство свое помышляя, сокрыся во глубину пустынную. Тот же, движимый духом Святым и ревностию по церкви Христовой распаляясь, совершиша посвящение дивное, без тебя хиротонисав тя во епископа града Неокесарийскаго. Мы же, дивящеся сему, вопием ти:

Радуйся, архиерею Бога вышняго; радуйся, служителю благоговейный алтаря Господня.

Радуйся, неусыпный делателю винограда Христова; радуйся, плоды сладкие от делания твоего ему принесый.

Радуйся, славы Божией ревнителю; радуйся, наставниче, всех к небеси приводяй.

Радуйся, уневестивый Христу души многия; радуйся, пастырю добрый, за овцы своя душу положивый.

Радуйся, грешных милостивый заступниче; радуйся, бедствующих скорый помощниче.

Радуйся, верных прибежище граде; радуйся, святителей удобрение.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 5

Боготечной звезде подобен был еси, святителю Григорие, небо церковное украшая и светом истиннаго богопознания озаряя, егда воле Божией покоряяся, приял еси епископское поставление во град Неокесарию и абие восстал еси противу злых еретиков Павла и Савеллия Самосатских, проповедавших ложно о таинстве Пресвятей Троицы, ты же верныя научая подобающе воспевати триединому Богу: Аллилуиа.

Икос 5

Видя безумных еретиков, о Пресвятей Троице неправедно учащих, ты, святителю Григорие, прилежно моляше Господу Богу и Пречистей Его Матери об открытии православным христианом догматов истинных, тем же сподобился еси явления чуднаго — Пресвятыя Богородицы со апостолом Иоанном Богословом, от них же и научен быв тайнам богопознания, записав, предал еси их всем верным в назидание. Мы же, небесныя глаголы сии принимающе с любовию, прославляем тя, великий таинниче, и вопием ти тако:

Радуйся, Божией премудрости созерцателю и проповедниче, радуйся, истиннаго богословия златословесный учителю.

Радуйся, Пресвятыя Троицы благоволением осененный; радуйся, Пречистыя Богородицы милостями ущедренный.

Радуйся, Божия разума исполненный; радуйся, благодатию Святаго Духа озаренный.

Радуйся, омрачивый пагубное лжеучение; радуйся, поправый еретическое злочестие.

Радуйся, апостольских преданий ревностный блюстителю; радуйся, адаманте веры православныя.

Радуйся, усердный наставниче благочестия; радуйся, в самом себе храм триипостасному Божеству устроивый.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 6

Проповедник светоносный триединаго Бога, святителю Григорие, явился еси, наученный от самой Пресвятей Богородицы и апостола Иоанна Богослова, како во Святую Троицу истинно веровати, непрестанно взывал еси: Отцу Слова Живаго, Премудрости Ипостасной Силы и Образу Вечнаго: Аллилуиа.

Икос 6

Возсия заря истиннаго богопочитания граду Неокесарии, во тьме идолопоклонения пребывающему, с пришествием твоим, святителю Григорие, множество бо идолов и им служащих обрет в язычестих капищах, молил еси Господа, да призрит на создания своя, просветит люди погибающия и обратит я на путь спасения. Сего ради вернии научишася воспевати ти:

Радуйся, искоренителю демонскаго служения; радуйся, насадителю истиннаго богопочитания.

Радуйся, божественною силою идолы поправый; радуйся, тьму неверия разгнавый.

Радуйся, славо веры православныя; радуйся, церкви Христовы утверждение, радуйся, прелесть демонскую посрамивый; радуйся, неверныя боговедением просветивый.

Радуйся, щите, охраняяй благочестие; радуйся, мечу, посецаяй нечестие.

Радуйся, верных удобрение; радуйся, неверных посрамление.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 7

Хотяще некогда нечестивии жители неокесарийстии совершити языческий праздник Зевсу, не взирая на увещания твоя, святителю Григорие, наведоша на ся гнев Божий и наказание страшное, губительную язву смертоносную, яко смешавшия радости безумия с плачем, веселию же превратишуся в горе и несчастие. Познав же людие свое заблуждение, просишя тя остановити болезнь лютую молитвою твоею к Богу, его же ты Единаго почитал еси владыкою над всеми и воспевал ему: Аллилуиа.

Икос 7

Новаго тя чудотворца исповедует Христова церковь, святителю Григорие, силою бо Божией, в тебе действующей, больныя исцеляеши, прокаженныя очищаеши, демоны прогоняеши. Ты бо еси всем воистину помощник, свободитель, питатель и врач. Сего ради вопием ти тако:

Радуйся, деснице чудотворная Иисусова; радуйся, языче Христов, словом исцеляяй.

Радуйся, дерзновение велие ко Господу стяжавый; радуйся, чудотворения дар свыше получивый.

Радуйся, преславный в бедах заступниче; радуйся, превеликий в напастех защитниче.

Радуйся, исцелений источниче; радуйся, люте страждующим помощниче.

Радуйся, бесов прогонителю; радуйся, многоцелебный кладезю неизчерплемый.

Радуйся, избавление от печали; радуйся, подаяние благодати.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 8

Странное чудо явися, святителю Григорие, егда брата два, езеро от отца в наследство получиста и не могущема има разделити его между собою, восстаста друг противу друга. Ты же молитвою твоею ко Господу изсушил еси оное, дабы не иссякла есть любовь братская, научая верныя в мире друг со другом воспевати Богу: Аллилуиа.

Икос 8

Весь воистину православный мир почитает тя, святителю Григорие, великаго чудотворца, ибо молитвою твоею ко Господу и водружением жезла твоего течение реки изменил еси, сохранив земли плодородие; призвав же имя Иисусово, гору подвигнул еси, дая место для воздвижения храма Божия. Мы же, дивящеся сему, вопием Ти:

Радуйся, сосуде благодати Божией; радуйся, неизсякаемый источниче чудес.

Радуйся, истинный исправителю душ человечестих; радуйся, сварливых братъев вразумление.

Радуйся, яко тобою зависть попираем; радуйся, яко тобою благонравное житие исправляем.

Радуйся, над стихиями благодатию Божией владычествуяй; радуйся, уставы земли верою твоею пременяяй.

Радуйся, речныя устремления жезлом твоим укротивый, радуйся, земли плодоносие молитвою твоею даровавый.

Радуйся, усердный храмоздателю; радуйся, человеколюбивый пастырю словесных овец.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 9

Всякое естество ангельское удивися дару прозорливости твоея, святителю Григорие, егда узрел еси в простом угольщике Александре, муже богоугодном и благочестивом, будущаго епископа града Команы, и тако сокровище потаенное открыл еси, украшением церкви Христовой ставшее. Сего ради и мы со безплотными лики вопием Богу: Аллилуиа.

Икос 9

Ветии многовещаннии недоумеют изобразити силу Божию, в тебе действующую, святителю Григорие, егда трое иудеев восхотешя над тобою посмеятися, единаго от нечестивцев своих при дороге обнаженнаго, яко мертва, положивше, рыдающу же над ним и просящу у тебя одежды покрытии наготу его. Ты же, покрыв его, воистину бездыханным сотворил еси, искусителей посрамляя и мертвым погребати своего мертвеца оставляя, мы же, прославляюще тя, святителю, сице вопием:

Радуйся, духом прозорливости озаренный; радуйся, духом страха Божия напоенный.

Радуйся, будущая, яко настоящая, ведый; радуйся, дальняя, яко близ сущая, прозревая.

Радуйся, небоязненный истины проповедниче; радуйся, ревностный лжи посрамителю.

Радуйся, беззаконных словом обличения, яко гром, поражаяй; радуйся, нечестием ослепленных, яко молния, посецаяй.

Радуйся, к наказанию безумных иудеев Бога приклонивый; радуйся, сквернаго хульника жизни лишивый.

Радуйся, яко тобою попрано бысть глумление; радуйся, яко тобою пожерта бысть зависть.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 10

Спасти хотяй души словесных овец твоих, святителю Григорие, яко пастырь добрый, восстал еси противу волка хищнаго, нечестиваго гонителя Декия, иже понуждаше христиан к поклонению идолам и преда их мучениям и злой смерти. Ты же, отеческой любовию движимый, призывал еси верных укрытися от мучителей, дабы обессилев в страданиях не отпали от Бога истиннаго, ему же до времени в дебрех и расселинах гор воспеваху: Аллилуиа.

Икос 10

Стены горнего Иерусалима прияшя тя, святителю Григорие, по отшествии твоем от земных к небесным. Паства же твоя плакаше о тебе, яко о своем отце чадолюбивом, мы же зряще тя погребаема и теплаго предстателя на небеси имети тя уповая, с рыданием купно и надеждою вопием ти:

Радуйся, великий угодниче, жизнь по Бозе возлюбивый; радуйся, веру, надежду и любы даже до конца сохранивый.

Радуйся, отче чадолюбивый, в начале епископства во граде Неокесарии имевый лишь семьнадесят христиан и их млеком евангельских заповедей вскормивый; радуйся, трудолюбивая пчело, весь град медом Христовой веры усладивый и пред кончиною твоею лишь семьнадесят язычников в горечи заблуждений оставивый.

Радуйся, лучу солнца правды, теплотою Божественныя любве нас согреваяй; радуйся, свечо многосветлая, светом истиннаго богопознания нас озаряяй.

Радуйся, бисере честный, сердца наша увеселяяй; радуйся, камень драгий, люди православныя украшаяй.

Радуйся, небесных сил собеседниче; радуйся, всех святых сонаследниче.

Радуйся, яко тобою бездну милосердия Божия призываем; радуйся, яко тобою спасение вечное получити уповаем.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 11

Пение благодарственное Пресвятей Троице принесошя люди неокесарийстии, егда обретошя честные и многоцелебные мощи твои, святителю Григорие, аки спасительный источник, дивные чудеса содевающий, и поставишя их в церкви соборней, поя богу: Аллилуиа.

Икос 11

Светоподательнаго светильника, просвещающаго души и телеса, явил тя Господь, святителю Григорие, людем православным во всей вселенней, ибо молитвами твоими пособствуеши, не точию в Неокесарии сущим, но и в пределех отечества нашего пребывающим, и московский князь Василий Темный свобожден бысть чудно из татарскаго плена не иным чем, но помощию твоею и предстательством, посему и воздвиже церковь во имя твое на месте, с него же узре стены кремлевстии, на нем же и ныне прославляешися и слышиши таковая:

Радуйся, небес пресельниче и жителю; радуйся, земли молитвенниче и предстателю.

Радуйся, людям православным поможение; радуйся, рода христианскаго возвышение.

Радуйся, лествице, Богом утвержденная, ею же восходим к небеси; радуйся, покрове, Богом зданный, им же покрываются мнози.

Радуйся, из уз пленения изымаяй; радуйся, от мятежа и браней соблюдаяй.

Радуйся, многих от погибели исхитивый, радуйся, безчисленных неврежденно сохранивый.

Радуйся, яко тобою от вечныя смерти свовождаемся; радуйся, яко тобою безконечныя жизни сподобляемся.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 12

Благодать, данную ти от Бога, сведуще, с любовию восхваляем тя, святителю Григорие, помышляя, яко не могуще по достоянию изобразити величие и славу твою. Моли же о нас, чадах твоих духовных, да милостив будет Господь и к нам, грешным, да облагодатит и нас ходатайством твоим, не от града Неокесарии, но от российских предел вопиющих ему: Аллилуиа.

Икос 12

Поюще богоугодное житие твое, святителю Григорие, благодарим дивнаго во святых своих Христа Бога нашего, даровавшего тя вселенстей церкви, яко столп неподвижен и утверждение истинной веры. Ты же прими от нас словеса сия:

Радуйся, житие твое земное благочестно скончавый; радуйся, от небеснаго Царя венец славы получивый.

Радуйся, озаривый вселенную светом добродетелей твоих, радуйся, яко видя добрыя дела твоя, человецы Отца небеснаго прославляют.

Радуйся, за ны пред престолом Божиим молящийся; радуйся, от Бога милости нам непрестанно просящий.

Радуйся, всякаго притекающаго к тебе под кров твой и заступление приемляй; радуйся, яко никто же от тебе тощь и неутешен отъиде.

Радуйся, яко от мощей твоих чудеса многия содеваются; радуйся, яко милость Божия от них непрестанно изливается.

Радуйся, чудотворче Григорие, неокесарийская похвало, церкви Христовой украшение.

Кондак 13

Святителю Христов и чудотворче Григорие, приими сие моление наше, от любве тебе приносимое, и испроси нам у всещедраго Бога, ему же ныне предстоиши на небеси, избавление от многоразличных бед и напастей, наипаче же вечныя смерти, оставление прегрешений наших и наследование царствия небеснаго, да иде же вечно вкупе с тобою нам воспевати ему: Аллилуиа.

(Этот кондак читается трижды, затем икос 1 и кондак 1)

(~213 – после 270)

На пути к священству

Григорий Неокесарийский (Чудотворец) происходил из знаменитой, обеспеченной семьи; являлся потомком греческих поселенцев.

Точная дата его рождения неизвестна. Считается, что он появился на свет около 213 года, в Неокесарии Понтийской. Согласно преданию, первоначально он именовался Феодором, а имя Григорий, вероятно, получил при Крещении.

Отец Феодора, далёкий от православного мировоззрения, воспитывал сына, как язычник язычника. Будучи человеком не бедным, он стремился дать ему хорошее светское образование. Между тем, в четырнадцатилетнем возрасте Феодор лишился отца, и многое в предполагавшейся карьере стало зависеть от его близких и от него самого, но главное, от Премудрого Бога.

Какое-то время Феодор учился в школе грамматика, потом — в школе ритора, затем погрузился в юриспруденцию; готовясь стать адвокатом, изучал законы и право, и, конечно, использовавшийся в то время язык законов — латинский. Желая познать основы римского права, он предполагал было отправиться в Рим. Но по Промыслу Божьему его жизнь сложилась не так, как когда-то задумывал он и язычник-отец.

Сопроводив в Кесарию сестру, муж которой получил от властей должность советника при наместнике Палестины, Феодор, прибывший туда вместе со своим братом, Афинодором, имел возможность продолжить образование в Берите, где в то время располагалась известная в регионе юридическая школа.

Но здесь произошло то, о чём никто из близких даже и не предполагал. В тот период в Кесарии Палестинской действовала богословская школа, организованная стараниями знаменитого христианского учителя а. Освоившись по прибытии, Феодор вместе с братом, то ли целенаправленно, то ли из любопытства, захотел услышать проповеди а.

Вскоре состоялась их встреча (есть мнение, что этому поспособствовал епископ Фирмилиан). Встреча переросла в личное знакомство, которое повлияло на судьбу Феодора самым решительным образом. Феодор, услышав пылкие, красноречивые наставления, проникся к у симпатией и уважением, а , в свою очередь, предложил взять его к себе в ученики. За Феодором последовал и его брат, Афинодор.

Существует предание, что текст этого краткого изложения догматов веры Григорий получил прежде возведения на Неокесарийскую кафедру. Однажды, когда он пребывал в молитве и богомыслии в безлюдной пустыне, к нему подошли два необычных человека: благообразный старец и светоносная Жена. По слову Жены, её спутник и преподал Григорию Символ, который, впоследствии, он внедрил в Неокесарийской общине. Под явившейся Женой издревле разумеется Богородица, а под старцем — Евангелист Иоанн Богослов.

Библиотека “Халкидон”

___________________

Житие преподобного отца нашего Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского

Память святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского празднуется Православной Церковью 17/30 ноября

Святой Григорий происходил из славного и великого города Неокесарии от родителей-язычников. В молодых годах он потерял их. Занявшись изучением Еллинской премудрости , начал он уразумевать и совершеннейшую премудрость, которая состоит в познании Единого Истинного Бога; из творений познавал он Творца и старался благоугождать Ему незлобием и целомудренной жизнью. Ознакомившись со святым евангельским учением, он немедленно стал последователем его и, приняв крещение, старался жить по заповедям Христа, в чистоте и нестяжательности, отказался от всей суеты мирской, богатств, гордости, славы и временных наслаждений. Отказавшись от угождения плоти, Григорий пребывал в великом воздержании, умерщвляя свою волю, и оберегал чистоту своего девства так строго, что в течение всей жизни, от чрева матери до блаженной кончины своей, не познал плотского греха и сохранил себя от скверны, чтобы быть угодным Единому Чистому и Безгрешному, от Безгрешной Девы рожденному, Христу Богу. Предавшись Ему от юности, с помощью Его он преуспевал от силы к силе, от добродетели к добродетели, и проходил путь жизни беспорочно; за то возлюбил его Бог и люди добрые,

а злые ненавидели.

Когда он, будучи еще юношей, изучал в Александрии философию и врачебное искусство вместе со многими юношами, стекавшимися туда от всех стран , то целомудренная и непорочная жизнь его возбудила ненависть его сверстников. Будучи невоздержанны и порабощены страстями, они жили нечисто, входя в дома блудниц, как было в обычае у языческих юношей, а святой Григорий, как юноша христианский, уклонялся от этого пагубного пути, избегал нечистоты и ненавидел беззаконие,- как крин среди терния , так среди нечистых светился он своей чистотой. Многие знали о его чистой и непорочной жизни, и за то многие достойные философы и граждане весьма почитали его и славили; сверстники же, не будучи в состоянии смотреть на юношу, который воздержанием и чистотой превосходил не только юношей, но и старых, замыслили распространить худой слух между людьми, будто и он жил так же нечисто, как и прочие, и тем помрачить ту добрую славу, которой по справедливости он пользовался между людьми. Они научили какую-то блудницу, чтобы она оклеветала и разнесла худую молву о неповинном и чистом сердцем отроке. Однажды, когда святой на виду всех беседовал с достойными философами и первейшими учителями, блудница, наученная сверстниками святого, приступила к нему, бесстыдно прося

у него должной платы за совершенный будто бы с нею плотский грех. Это слышали все и удивились: одни соблазнились, считая это за истину, а другие, зная чистоту и непорочность Григория, не дали веры словам бесстыдной блудницы и отгоняли ее. Она же, громко крича, докучала святому, чтобы он отдал плату за совершенное любодеяние. О, как совестно стало святому Григорию, когда такие бесстыдные и несправедливые нарекания женщины, явно грешной, услышал он в присутствии столь многих честных людей. Как чистая девица, покраснел он в лице; однако, будучи незлобивым и кротким, не сказал блуднице ничего жесткого, нимало не показал гнева, не стал оправдываться или представлять свидетелей своей неповинности, но кротко молвил одному из своих друзей:

Дай скорее ей плату, сколько требует, чтобы она ушла от нас, не докучая нам более ”.

Друг тотчас отдал ей, сколько она хотела, искупая неповинного Григория от стыда. Бог же, верный на небесах Свидетель, открыл эту неправду следующим образом. Он допустил духа нечистого к бесстыдной и льстивой блуднице, и когда она приняла в руки неправедную мзду, то сейчас приняла и лютую казнь, ибо бес напал на нее и начал ее мучить пред всеми. Блудница упала на землю, вопила страшным голосом, трепетала всем телом, скрежетала зубами и приходила в

оцепенение, испуская пену, так что все предстоявшие исполнились великого страха и ужаса,- видя столь скорое и лютое отмщение за неповинного юношу. И не перестал мучить ее бес до тех пор, пока святой не сотворил о ней прилежной молитвы к Богу и тем отогнал от нее беса. Это послужило началом чудес юного Григория, добродетелям которого дивились и старцы.

У Григория был благоразумный и добронравный друг по имени Фирмиан, родом из Каппадокии. Открыв ему свою заветную мысль - оставить все и служить единому Богу, Григорий нашел, что и Фирмиан имеет ту же мысль и желает идти тем же путем. По взаимному совету оба они оставили мирскую философию, оставили языческие училища и начали учиться христианской премудрости и тайнам Божественного Писания. В то время среди учителей Церкви Христовой славился знаменитый Ориген . Пришедши к нему вместе с другом своим Фирмианом, святой Григорий стал учиться у него и, пробыв у него довольно времени, возвратился на родину свою, в Неокесарию. Граждане неокесарийские и все знавшие его, видя его великую премудрость, хотели, чтобы он был среди сограждан в почете и принял на себя обязанности судьи и градоправителя. Но Григорий, избегая гордости, пустой славы человеческой и тех многочисленных сетей, которыми враг опутывает мир, оставил свой отечественный город и, поселившись в пустыне, жил в глубоком уединении, для одного Бога,- в каких подвигах и трудах, о том знает лишь один “создавший все сердца” наши и “знающий все дела” наши .

Когда святой Григорий пребывал в пустыне и упражнялся в богомыслии, узнал о нем блаженный Федим, епископ Каппадокийского города Амасии , и захотел извести его из пустыни на служение Церкви Христовой, поставить его святителем и учителем, ибо он провидел в нем благодать Божию и то, что он будет великим столпом Церкви и утверждением веры Святой. Григорий также имел дар прозорливости и, узнав, что епископ хочет взять его из пустыни на служение Церкви, скрывался от него, считая себя недостойным такого сана, и переходил в пустыне с места на место, чтобы не быть найденным. Блаженный Федим прилежно искал его и с мольбой призывал к себе из пустыни, но, не будучи в состоянии разлучить пустыннолюбца с его пустыней и привести в Амасию для хиротонисания, совершил дело, по-видимому, странное и необычное. Движимый Духом Божиим и распаляемый ревностью по Святой Церкви, он не затруднился тем, что не пришел к нему Григорий и что между ними лежит немалое расстояние - от города Амасии до той пустыни, в которой жил Григорий, было три дня пути; не затруднился епископ Федим таким расстоянием между ними и посвятил Григория, находящегося вдали от него, в епископы Неокесарийской церкви. Устремив взор к Богу, он сказал:

Всеведущий и Всемогущий Боже, призри в час сей на меня и на Григория, и сотвори действенным посвящение благодатию Твоею ”.

Об этом свидетельствует святой Григорий Нисский, описывая житие сего святого ; подтверждение этому есть и в минейном каноне, повествующем об этом так:

Божий предстатель, ревностию распаляем, помаза тя, Федим, не пришедша, отче, Богу всяческая ведящему благочестно уповав, и честному твоему житию надеявся, богоглаголиве Григорие ” .

Так сотворил блаженный Федим Григорию необычное посвящение, и святой Григорий, хотя против желания, повиновался принять церковное управление: ибо как мог он противиться воле Господней? Прежде же всего прибегнул он к молитве, прося помощи свыше на таковое дело.

В то время начинала распространяться ересь Савеллия и Павла Самосатских . Святой Григорий был по поводу ее в недоумении и прилежно молил Бога и Божию Матерь об открытии ему истинной веры. Когда однажды ночью он молился о том особенно прилежно, явилась ему Пречистая Дева Мария, сияющая как солнце, с Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. Указывая рукой Своей на Григория, Пречистая повелела Иоанну Богослову научить его, как подобает веровать в тайну Святой Троицы. И по повелению Божией Матери святой Григорий был научен святым Иоанном Богословом, в течение малого времени, великим Божиим Тайнам и почерпнул из неисчерпаемой глубины премудрости Божественное знание. Слова откровения, сказанные Иоанном Богословом, были следующие:

Един Бог, Отец Слова Живого, Премудрости Ипостасной , Силы и Образа Вечного, Совершенный Родитель Совершенного, Отец Сына Единородного. Един Господь, Единый от Единого, Бог от Бога, Образ и Изображение Божества, Слово действенное, Премудрость, объемлющая состав всего существующего, и творческая Сила всей твари, Истинный Сын Истинного Отца, Невидимый, Нетленный, Бессмертный и Присносущный Сын Невидимого, Нетленного и Присносущного Отца. И Един Дух Святой, Который имеет существо от Отца. И Един Дух Святой, Который имеет существо от Отца и явлен людям чрез Сына, Совершенный Образ Совершенного Сына, Жизнь, Причина всего живого, Источник Святой, Святыня, подающая освящение, в котором открывает Себя Бог-Отец, Иже над всеми и во всем, и Бог-Сын, Иже чрез всех, Троица совершенная, славою, вечностью и царством, неразделяемая и неотчуждаемая. Итак, в Троице нет ничего сотворенного, или служебного, или привнесенного, как бы прежде не бывшего, а впоследствии привзошедшего. Итак, ни в чем у Сына не было недостатка пред Отцом и у Святого Духа пред Сыном, но непременна и неизменна есть всегда та же Троица ”.

После сего видения святой Григорий записал своей рукой слова, сказанные ему святым Иоанном Богословом, и это писание его было хранимо в Неокесарийской церкви в течение многих лет .

После того святой Григорий направился в Неокесарию. Тогда вся Неокесария пребывала во тьме идолопоклонства; великое множество идолов и храмов идольских было в этом городе. Ежедневно приносились многие жертвы идолам, так что весь воздух был полон смрада, исходившего от закалываемых и сожигаемых в жертву животных, и лишь всего 17 человек верующих было в столь многолюдном городе.

Когда святой Григорий шел в Неокесарию, на пути ему пришлось проходить мимо одного идольского храма. Был вечер, и надвигался сильный дождь; по необходимости святому и спутникам его пришлось войти в этот идольский храм и в нем заночевать. В храме том было много идолов; в них жили бесы, которые являлись своим жрецам и беседовали с ними. Проведя так ночь, святой Григорий сотворил обычные свои полуночные и утренние песнопения и молитвы и знаменовал крестным знамением воздух, оскверненный бесовскими жертвами. Устрашившись крестного знамения и святых молитв Григория, бесы оставили свой храм и идолов и исчезли. Утром святой Григорий с друзьями своими двинулся в дальнейший путь, а идольский жрец вошел и храм, по обычаю своему, желая принести жертву бесам, но не нашел бесов, ибо они оттуда бежали. Не являлись ему бесы и тогда, когда он стал приносить им жертвы, - как прежде они обыкновенно являлись; и недоумевал жрец, по какой причине его боги оставили храм свой. Усердно молил он их, чтобы возвратились они на свое место, а они издалека вопили:

Не можем мы войти туда, где был в прошлую ночь странник, который шел из пустыни в Неокесарию!

Жрец, слыша это, поспешил за Григорием, настиг его, остановил и с гневом стал кричать на него, упрекая его в том, что он, будучи христианином, дерзнул войти в храм богов их, и что боги из-за него возненавидели это место и удалились; грозил ему судом царским, намереваясь тотчас насильно вести его к мучителям.

Святой Григорий, кроткими и мудрыми словами утоляя гнев жреца, сказал наконец:

Бог мой так Всемогущ, что и бесам повелевает, и мне дал такую силу над ними, что они и против воли послушают меня ”.

Жрец, услышав это, укротил свой гнев и умолял святого, чтобы он повелел богам языческим возвратиться в их храм. Святой, вырвав из своей книжки небольшой листок, написал на нем такие слова: “Григорий, сатане: войди” - и подал этот листок жрецу, повелевая ему положить его на алтаре скверных богов его. И тотчас возвратились бесы в храм и беседовали с жрецом, как и раньше. Жрец ужаснулся, удивляясь божественной силе святого Григория, с помощью которой он словом повелевает бесами, и те слушают его; поспешил снова за ним, настиг его, когда тот еще не дошел до города, и спрашивал, откуда имеет он такую силу, что языческие боги боятся его и слушают его повелений. Святой Григорий, видя, что сердце жреца восприимчиво к вере, начал поучать его о Едином Истинном Боге, все создавшем Словом Своим, и передал ему тайну святой веры. В то время как они, беседуя, держали путь, жрец стал умолять святого Григория, чтобы он для видимого удостоверения веры своей показал какое-либо чудо. И вот увидели они громадный камень, который, как казалось, никакая сила не могла сдвинуть с места; но Григорий именем Христовым повелел двинуться ему с места своего, и камень двинулся и перешел на другое место, куда хотел жрец. Страх объял жреца при виде этого преславного чуда, и исповедал он:

Един есть истинный и всесильный Бог, Григорием проповедуемый , и нет иного, кроме Его ,- и тотчас уверовал в Него, и распространил весть о сем событии всюду так быстро, что в Неокесарии народ узнал о чудесах Григория и о власти его над бесами раньше, чем сам Григорий пришел туда . О приходе же его узнал весь город, и множество народа вышло навстречу ему, желая увидеть его, так как слышали, что он словом передвинул великий камень на другое место и что богам их повелевает, и они слушают его .

Входя в первый раз в великий город при необыкновенной для него обстановке, святой Григорий не изумился такому множеству народа, собравшемуся ради него, но, идя как бы по пустыне, смотрел только на себя и на дорогу, не обращаясь ни к кому из собравшихся около него. И это самое показалось народу еще выше и удивительнее чуда, произведенного святым над камнем. Григорий входил в город, отовсюду теснимый сопровождающими, как будто весь город уже почтил его святительство. Но, освобождая себя от всякого житейского бремени, святой не обращал на то внимания. Когда он вошел в город, ему для успокоения нигде не было даже дома, ни церковного, ни собственного, и спутники его пришли в смущение и беспокойство, где им пристать и у кого найти себе кров. Но учитель их, богомудрый Григорий, успокаивая их и вместе как бы укоряя за малодушие, говорил:

Что это вы, как будто находящиеся вне покрова Божия, беспокоитесь, где можно вам успокоить ваши тела? Ужели для вас малым домом кажется Бог, хотя о Нем мы и живем, и движемся, и есмы? Или тесен для вас кров небесный, что вы ищете, кроме сего, другого жилища? Да будет забота у вас о том лишь одном доме, который есть собственность каждого, который созидается добродетелями и воздвигается в высоту; о нем одном мы должны заботиться, чтобы такое жилище не было неустроено у вас...

Когда святой Григорий поучал так своих спутников, находившийся при этом один именитый и богатый гражданин, по имени Мусоний, видя, что у многих одно и то же желание и забота, как бы принять сего великого мужа в свои домы, предупреждая прочих, обратился к Григорию с просьбой остановиться у него и почтить своим входом его дом. Другие просили святого о том же, но он, исполняя просьбу первого, остановился в доме Мусония. Когда Григорий вступил в Неокесарию, то нашел там только 17 человек верующих; весь же город поклонялся бездушным идолам и служил бесам. Тогда Григорий стал молить Бога в тайне сердца своего: да призрит (Он) на создание Свое и такое множество заблудших и погибающих людей, да просветит и обратит на путь спасения. Пребывая в доме Мусония, святой Григорий стал учить неверующих познанию Истинного Бога. Слушавших слово его сначала было малое число, но, прежде нежели окончился день и зашло солнце, их столько присоединилось к первому собранию, что они составили уже толпы народа.

Помощь Божия настолько споспешествовала ему, что и одного дня не проходило без приобретения для Церкви Христовой душ человеческих. Множество людей, с женами и детьми, собиралось в дом Мусония к святому Григорию слушать учение его и видеть бывающие от него чудесные исцеления : ибо он отгонял от людей духов лукавых, исцелял всякие болезни, и день ото дня верующие присоединялись к Церкви, и умножалось число их. В непродолжительное время на средства людей, уверовавших в Господа, Григорий создал дивную церковь; святому отдавали на строение церковное все,

что имели, и открывали свои сокровищницы, дабы брал он, сколько требуется, на благолепие дома Господня, на питание сирот и служение больным. Так возрастало в Неокесарии Слово Божие, вера святая распространялась, многобожие идольское разрушалось, приходили в запустение мерзкие их храмы, сокрушались идолы, а Имя Единого Всесильного Бога и Господа нашего Иисуса Христа было величаемо и прославляемо среди Неокесарии, и силою Божией через святого Григория совершались предивные и страшные чудеса. Следующее чудесное видение, по свидетельству святого Григория Нисского, особенно способствовало утверждению Церкви Христовой в Неокесарии и умножению там числа верующих.

В городе, согласно древнему обычаю, совершался некоторый всенародный языческий праздник в честь одного местного божества; на этот праздник стекалась почти вся область, так как сельские жители праздновали вместе с городом. Во время праздника театр был переполнен собравшимися, все стремились ближе к сцене, желая лучше видеть и слышать, отчего поднялся сильный шум и смятение, вследствие чего у народа исторгся общий вопль, - все взывали к чествуемому божеству, чтобы оно дало ему простор. “Зевс! -

восклицали неверные,- дай нам место”. Услыхав эту безрассудную молитву, святой Григорий послал одного из своих прислужников сказать, что скоро будет дан им простор даже более того, о каком они молятся. Эти слова его оказались печальным приговором: вслед за этим всенародным празднеством в городе распространилась губительная язва, с веселыми песнями смешался плач, так что веселье для них превратилось в горе и несчастье, а вместо звуков труб и рукоплесканий город оглашался непрерывным рядом плачевных песней. Болезнь, появившись в городе, распространилась быстрее, чем можно было ожидать, опустошая дома подобно огню, так что храмы наполнились зараженными язвой, бежавшими туда в надежде исцеления; около источников, ключей и колодцев толпились томимые жаждой в беспомощной болезни; но и вода была бессильна угасить болезненный жар. Многие же сами уходили на кладбища, так как оставшихся в живых недостаточно было для того, чтобы погребать умерших. И это бедствие поражало людей неожиданно, но как будто какой призрак приближался сначала к дому, где имела появиться зараза, а затем уже следовала гибель. После того как для всех, таким образом, стала ясной причина болезни, что призванный ими демон злобно исполнил их просьбу, доставив городу, посредством болезни, этот злосчастный простор,- все они обратились к святому Григорию, умоляя его остановить распространение болезни силой проповедуемого им Бога, Которого Единого они теперь исповедуют истинным, владычествующим над всеми, Богом. И, как скоро являлся призрак тот, предвещая появление язвы в доме, у подвергшихся такому бедствию оставалось одно средство спасения, - чтобы вошел в тот дом святой и молитвой отразил проникшую в дом болезнь. Когда же молва об этом от тех, которые в числе первых спаслись от язвы таким образом, очень скоро распространилась между всеми, то было оставлено все, к чему прежде прибегали по своему неразумению: оракулы, очищения, пребывание в капищах идольских, так как все обратили взоры свои к великому святителю и каждый старался привлечь его к себе для спасения своего семейства. Наградой же для него от спасенных было спасение душ, ибо когда его благочестие было засвидетельствовано таким опытом, то для познавших на самом деле силу веры не было причины медлить принятием таинства Христова. И , в какой мере во время здоровья они недуговали своими помыслами относительно восприятия таинства, в такой мере телесной болезнью укрепились в вере. Когда, таким образом, обличено было заблуждение идолопоклонства, все обратились к имени Христову: одни, будучи приведены к истине приключившеюся им болезнию, другие - прибегши к вере во Христа, как к предохранительному врачевству против язвы .

После этого всеобщее благоговейное уважение к святителю Григорию еще более укрепилось в Неокесарии. Жители как самого города, так и его окрестностей, пораженные апостольскими чудесами святого, верили, что все, что он ни говорит и делает, делает и говорит Божественною силою. Посему и в спорных житейских делах никакого другого судилища не знали выше его, но всякий спор и все неудоборазрешимые запутанные дела разрешались его советами. Отсюда, через благодатное влияние святого Григория, водворились в городе справедливость и мир, и никакое зло не нарушало взаимного согласия.

Дна брата, получив по смерти отца в наследство много имения; мирно разделили его между собой. Но у них было одно большое озеро, о котором они сильно спорили, ибо тот и другой хотел всецело владеть им. Судьей себе избрали они чудотворца Григория. Придя к ним на озеро, он приложил много усилий, чтобы помирить их, но не имел никакого успеха; оба брата были упорны, и один другому не хотел уступить своей части в озере. После многих раздоров

и распрей они уже хотели вступить друг с другом в битву, ибо у того и другого было много сторонников, и святой едва мог отговорить их в тот день от сражения. Настал вечер, все разошлись по домам, отложив сражение до утра, а святой остался при озере один и, всю ночь проведя в молитве, повелел озеру Именем Господним, чтобы оно высохло все, так, чтобы не осталось ни одной капли воды, ни даже влаги, и чтобы земля стала удобной к паханию и сеянию . И совершилось по слову святого ; внезапно неизвестно куда - скрылась вода, и земля стала суха. Утром оба брата с множеством вооруженных людей пришли к озеру, чтобы посредством битвы завладеть им, и не нашли ни одной капли воды на том месте, где было озеро: земля оказалась настолько высохшей и покрытой растениями, как будто там никогда и не было воды. Пораженные таким чудом, братья невольно примирились между собой; все же люди прославляли Бога . Таков был праведный суд, сотворенный чудотворцем: где не могло быть мира между братьями, а предстояла брань , так уничтожил он самый повод к брани, иссушив озеро водное, чтобы не иссякла любовь братняя.

В стороне той протекала река, по имени Ликос . В весеннее время она выступала из своих берегов и, широко разливаясь, потопляла близлежащие селения, поля, огороды и сады, причиняя гибель посевам и большой ущерб людям. Люди, жившие по берегам той реки, услышав о святом Григории, Неокесарийском чудотворце, что он имеет власть над водами (ибо он повелел великому озеру - и оно высохло), собрались все от мала до велика и, пришедши к святому, припали к ногам его, умоляя, чтобы он умилосердился над ними и укротил разлив реки: ибо тогда эта река необычно наполнилась водой и потопила много селений .

Святой сказал им:

Сам Бог положил предел рекам, и они не могут иначе течь, а только так, как Бог им повелел ”.

Они же с еще большим усердием умоляли святого. Видя скорбь

их, святой, встав, пошел с ними к той реке и, пришедши на те берега , в которых течет самый поток речной, когда река бывает не наводнена, там водрузил жезл свой, сказав:

Христос мой тебе повелевает, река, чтобы не переходила ты пределов своих и не разливала своих вод далее, но текла бы стройно в этих берегах своих ”.

Тотчас тот, водруженный святым, жезл возрос в великий дуб,

а воды собрались в свое русло между берегами, и с того времени река та никогда не выливалась из берегов, но, когда увеличивались воды и приближались к дубу, немедленно возвращались обратно и не потопляли трудов человеческих .

Святой чудотворец пожелал создать церковь на одном красивом месте близ горы. Когда он стал полагать основание, место оказалось тесным, а сделать его пространнее нельзя было, так как мешала гора. Тогда святой стал на молитву и, помолившись, повелел

горе именем Иисуса Христа двинуться и отступить от места своего, насколько нужно было для распространения церкви,- и тотчас потряслась гора, двинулась и отступила дальше, делая место достаточным для пространного основания церкви. Такова была вера этого угодника Божия, что и горы переставляла! Много неверных, видя это чудо, обращались к Господу и принимали крещение от святого. Слава о нем повсюду распространилась по причине великих чудес, являемых от него Божией силой, которой он был исполнен.

Слух о таких чудесах распространился по всей стране, и все

уверовали, что они производятся силой веры во Христа, и пожелали быть общниками сей веры, свидетельствуемой сими чудесами. Посему из одного соседнего города по имени Команы явилось к святителю посольство с просьбой утвердить у них церковь и поставить им достойного епископа. Святой Григорий исполнил их прошение и пробыл у них несколько дней, утверждая их в вере и благочестии. Когда же наступило время избрания епископа, святой, к удивлению всех, указал, как на достойного сей высокой чести одного благочестивого и богоугодного мужа по имени Александр , который ранее был простым угольщиком. Таким образом, святой Григорий- чудотворец явился благодетелем городу, обнаружив сокровенное у жителей Команы сокровище, которое стало украшением Церкви .

Когда святой Григорий возвращался оттуда, некие неверующие

иудеи захотели посмеяться над ним и показать, что он не имеет в себе Духа Божия. Они сделали так: на пути, где должно было идти святому, иудеи положили одного из своей среды, как бы умершего, нагим, а сами стали над ним рыдать. Когда чудотворец шел мимо них, они начали молить его, чтобы он оказал умершему милость и покрыл тело его одеждой. Он снял с себя верхнюю одежду и, отдав им, пошел дальше . Иудеи стали радостно насмехаться и ругаться над святым, говоря: “Если бы он имел в себе Духа Божия , то узнал бы, что лежит человек не мертвый, а живой”,- и стали звать своего товарища, чтобы он встал. Но Бог воздал им за такое поругание, сотворив товарища их на самом деле мертвым . Они , думая, что он уснул, толкали его в ребра, чтобы пробудить, и громко взывали над ним, но ответа не было , ибо он уснул вечным сном. Видя его мертвым, они стали рыдать уже на самом деле; так смех обратился для них в плач, и похоронили мертвые мертвеца своего .

На дальнейшем пути в одном месте той страны составилось

под открытым небом благочестивое собрание верующих, и все удивлялись поучениям святого Григория , но один мальчик вдруг стал громко восклицать, что святитель не от себя говорит это, но кто-то другой, стоящий близ него, произносит слова. Когда, по распущению собрания, привели к нему мальчика, чудотворец сказал присутствовавшим, что отрок одержим злым духом, и тотчас же, сняв омофор и приложив к дыханию уст своих, возложил его на юношу. Тогда юноша стал биться, кричать, бросаться на землю, метаться туда и сюда: как то бывает с бесноватыми. Святой возложил на него руку - и припадки юноши прекратились: бес оставил его, и он, пришедши в прежнее состояние, уже не говорил более, что видит кого-то говорящего около святого Григория, и получил совершенно исцеление .

Когда, в царствование нечестивого Декия

, началось гонение на христиан и вышло царское повеление повсеместно принуждать христиан к поклонению идолам, а неповинующихся мучить и губить, тогда святой Григорий дал совет своей пастве, чтобы всякий, кто не имеет силы и дара Божия претерпевать лютые муки , укрылся; дабы кто-либо, дерзновенно отдавшись мучителям, не испугался бы потом при виде страшных мук и, чувствуя себя не в состоянии вынести их, не отпал бы от Бога. “Лучше,- говорил Григорий,- укрыться на короткое время и ждать Божия призыва и помощи к подвигу мученическому”. Подавая верным такой совет, он и сам, взяв одного из диаконов своих, удалился в пустыню и скрывался там от неверных. Мучители, посланные от царя, придя в город Неокесарийский, прежде всего искали Григория как представителя всех христиан и пастыря словесных овец в той стране. Кто-то из неверных, узнав, что он скрывается в оной горе, возвестил об этом воинам и довел их до той горы; они же поспешно двинулись на гору, как псы, стремящиеся за добычей на охоте, и как волки, которым нужно похитить овцу . Святой Григорий, видя, что воины приближаются и что нельзя бежать и укрыться от них, воздел руки свои к небу, вручая себя защите Божией, и диакону своему повелел сделать то же. Оба стояли с простертыми дланями и молились: а воины по всей горе прилежно искали святого и не нашли, ибо не могли его видеть даже и тогда, когда несколько раз проходили мимо. После многих поисков они возвратились без успеха и, сходя с горы, говорили тому, кто их привел:

Никого не нашли мы на этой горе, только видели два дерева, стоящие неподалеку одно от другого ”.

А тот, поняв, что здесь было чудо, оставив их, сам пошел на гору и, найдя святого с диаконом, стоящих на молитве, припал к ногам Григория, высказывая желание быть христианином, чего и сподобился, и из гонителя сделался рабом Христовым и стал скрываться с прочими христианами.

Однажды, вознося обычные свои молитвы к Богу, святой Григорий смутился и в страхе долгое время стоял молча, как бы смотря на некоторое умилительное зрелище. Когда же прошло достаточно времени, он просветился лицом и, исполнившись радости,

начал громким голосом благодарить Бога и петь торжественную песнь, взывая:

Благословен Господь, Который не дал нас в добычу зубам их!

Диакон спросил его:

Какая причина, отче, такой перемены с тобой, что теперь являешься ты радостным?

Святой отвечал:

Я видел, чадо, дивное видение: малый юноша боролся с великим диаволом и, одолев его, поверг на землю и победил ”.

Диакон же не понимал значения сказанного. Тогда святой снова сказал:

Ныне некий христианский юноша, но имени Троадий , был приведен на суд мучителя, после многих тяжких мук за Христа был убит и, торжествуя, восходит на небо. Я сначала был смущен, ибо боялся, чтобы муки не одолели его и чтобы он не отвергся Христа, а теперь радуюсь, видя, что он окончил подвиг мучения и восходит на небо ”.

Диакон, слыша это, дивился тому, что святой видит вблизи то, что происходит далеко. Потом он стал умолять своего богоносного учителя, чтобы он позволил ему посмотреть своими глазами

и узнать о происшедшем и не запрещал ему побывать на том самом месте, где совершилось это дивное событие. На предостережения Григория, что опасно идти на убийц, диакон с верой отвечал, что он, несмотря на то, смело решается, надеясь на помощь его молитв.

Поручи меня Богу,- говорил он святому,- и никакой страх врагов не коснется меня ”.

И когда Григорий своей молитвой ниспослал ему как бы некоего спутника, помощь Божию, диакон с уверенностью совершил путь, не укрываясь ни от кого из встречавшихся. Пришедши к вечеру

в город и утомившись от путешествия, он почел необходимым облегчить свое изнурение омовением в бане. В том месте обитал некий демон, пагубная сила которого действовала на приближавшихся сюда во время ночной темноты и умерщвляла многих, отчего в эту баню не ходили и не пользовались ею после захождения солнца. Подошедши к бане, диакон просил приставника отворить ему дверь и позволить совершить в бане омовение; но тот уверял его, что никто из осмелившихся мыться в этот час не выходил невредимым, но что после вечера здесь всеми овладевал демон и что многие по незнанию уже подверглись неисцелимым болезням, возвращаясь, вместо ожидаемого облегчении, с плачем и воплем. Но диакон еще более утвердился в своем намерении, и приставник, уступая его непреклонному желанию, отдал ему ключ, сам удалившись на далекое расстояние от бани. Когда диакон, раздевшись, вошел в баню, демон употреблял против него различные страхи и ужасы , показывая всевозможные призраки в виде огня и дыма, зверей и людей. Но диакон, защищая себя крестным знамением и призывая имя Христово, без вреда для себя прошел первое отделение бани. Когда же он вошел во внутреннюю часть, окружен был еще более ужасными видениями . Но он тем же оружием рассеял и эти действительные и кажущиеся страхи . Наконец, когда он уже выходил из бани, демон пытался задержать его, силой заключив двери . Но помощью знамения креста дверь была отворена. Тогда демон возопил к диакону человеческим голосом, чтобы он не считал своей ту силу, которой избавился от гибели, ибо его сохранил невредимым глас того, кто вверил его охранению Божию. Спасшись таким образом, диакон привел тем в изумление приставников той бани. После сего он рассказал им о всем, что с ним случилось, узнал, что доблестные подвиги мучеников совершились в городе именно так, как предвозвестил о том святой Григорий-чудотворец, и возвратился к своему наставнику, оставив для людей как своего времени, так и последующего, общее охранительное средство, состоящее в том, чтобы каждый поручал себя при посредстве священников Богу .

Когда окончилось гонение, Григорий возвратился на свою кафедру и, собрав паству свою, стал снова водворять нарушенный порядок

. Прежде всего он установил праздновать памяти святых мучеников, пострадавших во время бывшего гонения. Слава Христова распространялась, а бесовское многобожие погибало стараниями святого Григория, который не оставлял благовествования Христова до самой кончины своей, учением и чудотворениями приводя к Богу жителей Неокесарии и окрестностей ее, и привел ее к истинной вере, от жертв идольских очистил, бескровною жертвою освятил. На закате дней своих он, вместе с братом своим Афинодором, епископом Понта, присутствовал на Соборе против Павла Самосатского. Наконец, достигнув глубокой старости, приблизился он к блаженной кончине. При кончине своей спросил он предстоявших:

Сколько еще неверующих в Неокесарии ?”

Ему отвечали:

Только семнадцать держатся идолопоклонения; весь же город верует во Христа ”.

Святой сказал:

Когда я пришел в Неокесарию на епископство, я столько же нашел христиан - 17 всего, а весь город был бесовский; ныне же, при отшествии моем к Богу, остается столько неверных, сколько вначале нашлось верных, весь же город Христов ”.

Сказав это, он предал душу свою в руки Богу

. Так богоугодно провел жизнь свою святой Григорий-чудотворец Неокесарийский и благочестиво скончался. Его святыми молитвами да подаст Господь и нам принять добрую кончину .

Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином.

Для продолжения образования святой Григорий отправился в Александрию, знаменитый тогда центр языческой и христианской учености. Любознательное юношество стекалось в Александрийское огласительное училище, где преподавал пресвитер Ориген, знаменитый учитель, обладавший огромной силой ума и глубиной познаний. Святой Григорий стал учеником пресвитера Оригена. Впоследствии святитель так писал о своем наставнике: "Этот человек получил от Бога величайший дар - быть переводчиком слова Бога к людям, разуметь Слово Божие, как Бог Сам его употреблял, и изъяснять его людям, как они могут уразуметь". Восемь лет учился святой Григорий у пресвитера Оригена и принял от него Крещение.

Подвижническая жизнь святого Григория, целомудрие, чистота и нестяжательность вызывали зависть в самоуверенных и грехолюбивых сверстниках - язычниках, и они решили оклеветать святого Григория. Однажды, когда он беседовал с учителями на площади, к нему подошла известная в городе блудница и стала требовать платы за якобы совершённый с нею грех. Сначала святой Григорий кротко возразил ей, что она ошибается, принимая его за кого-то другого. Однако блудница не унималась. Тогда он попросил друга дать ей деньги. Как только блудница взяла в руки неправедную мзду, она тотчас же пала на землю в припадке беснования, а затем призналась в обмане. Святой Григорий совершил над ней молитву, и бес оставил.ее.

Вернувшись в Неокесарию, святой отказался от деятельности в миру, к которой его настойчиво склоняли влиятельные сограждане. Он удалился в пустыню, где в посте и молитве стяжал высокое духовное совершенство и благодатные дары прозорливости и пророчества. Святой Григорий полюбил пустынножительство и хотел остаться в уединении до конца своих дней, однако Господь судил иначе.

Епископ. Каппадокийского города Амасии, Федим, узнав о подвижнической жизни святого Григория, решил поставить его епископом Неокесарийским. Провидя духом желание владыки Федима, святой стал скрываться от посланцев епископа, которым было поручено разыскать его. Тогда епископ Федим рукоположил святого во епископа Неокесарийского заочно, прося Господа, чтобы Он Сам освятил необычную хиротонию. Святой Григорий воспринял такое чрезвычайное событие как проявление воли Божией и не посмел противиться. Этот эпизод из жизни святого Григория описал святитель Григорий Нисский. Он же сообщает, что высший священный сан святой Григорий Неокесарийский воспринял только после совершения над ним всех положенных священнодействий епископом Редимом Амасийским.

Святой Григорий перед хиротонией, во время которой нужно было произнести Исповедание веры, горячо и усердно молился, прося Бога и Божию Матерь открыть ему истинный образ поклонения Пресвятой Троице. Во время молитвы ему явилась Пречистая Дева Мария, сияющая, как солнце, с апостолом Иоанном Богословом, облаченным в архиерейские одежды. По повелению Богородицы, апостол Иоанн научил святого, как достойно и праведно следует исповедовать тайну Пресвятой Троицы. Святой Григорий записал всё, что открыл ему апостол Иоанн Богослов. Тайноводственный Символ веры, записанный святителем Григорием Неокесарийским, - великое Божественное Откровение в истории Церкви. На нем основано учение о Святой Троице в православном Богословии. В последующем оно было раскрыто святыми отцами Церкви - Василием Великим, Григорием Богословом, Григорием Нисским. Символ святого Григория Неокесарийского был рассмотрен и одобрен Первым Вселенским Собором (325 г.), подтвердившим его непреходящее значение для Православия. Став епископом, святитель Григорий направился в Неокесарию. По дороге из Амасии он изгнал бесов из языческого храма, жрец которого обратился ко Христу. Обращенный стал свидетелем еще одного чуда, совершённого святителем, - по его слову сдвинулась с места огромная каменная глыба. Проповедь святителя была деятельной, живой, плодотворной. Он учил, творя Именем Христовым чудеса: исцелял больных, помогал нуждающимся, разрешал ссоры и жалобы. Два брата при дележе наследства не могли договориться об озере, которое было в имении их умершего отца. Каждый из братьев собирал вокруг себя друзей-единомышленников. Готовилось побоище. Святитель Григорий уговорил их отложить окончание спора до следующего дня, а сам всю ночь молился на берегу озера, ставшего причиной раздора. Когда рассвело, все увидели, что предмета спора больше нет, - озеро ушло под землю. Силой молитвы святитель укротил однажды разлив реки, своим жезлом определив границы половодья. Другой раз, при строительстве церкви, он повелел Именем Христовым потесниться горе и освободить место под фундамент.

Когда началось гонение на христиан при императоре Декии (249 - 251), святитель Григорий увел свою паству на отдаленную гору. Один язычник, знавший местопребывание христиан, указал его гонителям. Воины окружили гору. Святитель вышел на открытое место, поднял руки к небу и, повелев своему диакону поступить так же, начал молиться. Воины обыскали всю гору, прошли несколько раз мимо молящихся и, не увидев их, вернулись назад. Они рассказали в городе, что на этой горе спрятаться негде: там никого нет, стоят лишь два дерева недалеко друг от друга. Доносчик был потрясен чудом, раскаялся и стал ревностным христианином.

После прекращения гонений святитель Григорий вернулся в Неокесарию. По его благословению были установлены церковные праздники в честь мучеников, пострадавших за Христа. В то время стало распространяться лжеучение еретика Павла Самосатского (Самосата - город в Сирии). Этот еретик смешивал Сущность Нераздельной Троицы с Сущностью Единого Бога Отца, смущая речами и писаниями умы многих христиан. Ересь Павла Самосатского была осуждена на первом Антиохийском Соборе, состоявшемся в 264 году. На этом Соборе святитель Григорий занимал первенствующее место.

Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудо-творениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу. Перед его кончиной (+ ок. 266 - 270) в городе осталось только 17 язычников. А когда святитель Григорий чудотворец, епископ Неокесарийский, вступал на кафедру, в городе было только 17 христиан.