Основные подходы классификации языков. Принципы классификации языков. Основные классификации. П. кавказские языки

Лекция № 1 4

Классификации языков

Сходства и различия между языками. Сходство материальное и типологическое.

    Генеалогическая классификация языков. Понятия «языковое родство», «сравнительно-исторический метод».

III. Типологическая классификация языков.

I . Одной из задач языкознания является систематизация существующих языков (около 2500), различающихся распространённостью и социальными функциями, особенностями фонетического строя и словарного состава, морфологическими и синтаксическими характеристиками.

Существует два подхода к классификации языков:

    группировка по общности языкового материала (корней, аффиксов, слов), а тем самым по общности происхождения – генеалогическая классификация;

    группировка по общности строя и типа, прежде всего грамматического, независимо от происхождения – типологическая классификация.

При сравнении языков можно обнаружить легко уловимые лексические

и фонетические, т.е. материальные соответствия, которые предполагают определённые закономерности или регулярности соотношения между языками и народами – носителями этих языков.

Общность языкового материала (материальная близость) связана с дифференциацией диалектов некогда единого языка. Расхождения диалектов были вызваны разными причинами: изменением социально-исторических условий, миграциями, контактами с другими языками и диалектами, географическим и политическим обособлением и т.д. Племена, говорившие на разных диалектах одного, ранее общего языка, расселяясь на новых, удалённых друг от друга территориях, не могли общаться по-прежнему. Контакты ослабевали, а языковые различия нарастали. Усиление центробежных тенденций приводило с течением времени к образованию новых языков, хотя и генетически родственных. Систематизацию родственных языков отражает генеалогическая классификация.

В языках мира обнаруживаются общие черты и в строении предложений, составе основных частей речи, в формо- и словообразовательных структурах - так называемое типологическое сходство.

Это сходство обусловлено принципиальным единством человеческой природы, единством его биологической и психической организации, которое проявляется в ряде зависимостей между коммуникативно-интеллектуальными потребностями и возможностями человека и строением его языка. Если в ряде языков наблюдаемое типологическое сходство

охватывает большую серию системно связанных между собой явлений, то такие языки можно рассматривать как определённый языковой тип. Систематизация языков мира по определённым типам отражается в типологических классификациях.

II . Генеалогическая классификация языков – изучение, описание и группировка языков мира на основе общего происхождения из одного языка-источника.

Генеалогическая классификация исходит из понятия родства языков. Родственными языками признаются языки, ведущие своё происхождение от одного языка-основы – праязыка и обладающие в силу этого некоторыми особенностями:

    наличием материально родственных корней и аффиксов;

    наличием закономерных звуковых соответствий.

Установление генетического тождества языков, выяснение степени их

родственных отношений и связей осуществляется при помощи сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод – это совокупность научно-исследовательских приёмов, используемых при изучении родственных языков с целью установления общих закономерностей их развития и реконструкции праязыка.

Сравнительно-исторический метод основывается на ряде требований, соблюдение которых повышает надёжность выводов.

Установление генетического тождества языков следует производить путём сравнения наиболее архаичных форм. Т.к. родственные языки претерпели изменения и разошлись друг с другом, необходимо проникновение в дописьменное их состояние.

Сравнение предположительно родственных языков начинается со сравнения словаря, причём исследуется не весь массив общих слов, а только те, которые по своему значению являются наиболее древними. Это следующие смысловые группы слов:

Формы глагола бытия 3-го лица ед. и мн.ч. настоящего времени изъявительного наклонения (ср.: санскр. á sti - s á nti «есть», лат. est sunt , гот. ist sind , др.слав. ѥсть - сѫть );

Термины родства (например, «мать»: санскр. m ā t á r , лат. mater , др.исл. moder , др.слав. матэр, совр. англ. mother , нем. Mutter );

Названия некоторых растений и животных (например, «мышь»: санскр. m ū h , лат. mus , др.верхненем. mus , др.слав. мышь , совр.англ. mouse , нем. Maus );

Названия частей человеческого тела, некоторых орудий труда, некоторых явлений природы (например, «зуб»: санскр. d á ntam - вин.пад. ед.ч., лат. dentem - вин.пад. ед.ч., совр.англ. tooth , нем. Zahn , франц. dent );

Названия местоимений, числительных до 10 (например, «два»: ведийск. d (u )v ā , лат. duo , др.ирл. dau , др.слав. дъва , совр.англ. two , нем. zwei ).

Эти группы слов должны быть равно представлены в сравниваемых языках, т.к. в бесписьменных языках отсутствует лексика, связанная с цивилизацией. Целью их сравнения, помимо установления характера соотношения общих слов в разных языках, является также анализ фонетической и морфологической структур слова. Родство языков проявляется как в совпадении целых слов, так и в сходстве (формальном и семантическом) минимальных значимых единиц языка – морфем.

Поэтому следующим этапом исследования является сопоставление морфем, расширяющее базу сравнения. Общих морфем в родственных языках значительно больше, чем общих слов. Это является одним из признаков родства языков. Важность критерия грамматических соответствий заключается в том, что словоизменительные формы, в отличие от слов и грамматических моделей слов, как правило, не заимствуются (ср., лат.am - a - t , нем. lieb - t , русс. люб-и-т ).

Сравнение морфем даёт возможность показать фонетическое сходство и несходство слов и частей слов родственных языков. Это сходство и несходство получило название фонетических соответствий. Установление звуковых соответствий – важное звено для сравнения.

Согласно правилу фонетических соответствий звук, изменяющийся в определённом положении в одном слове, претерпевает аналогичные изменения в одинаковых условиях в других словах (например, начальному славянскому б в латинском языке в ряде случаев соответствует f , восходящие к индоевропейскому *bh : брат frater , боб – faba , берут - ferunt ).

При установлении звуковых соответствий необходимо учитывать исторические изменения, которые в силу внутренних законов развития каждого языка проявляются в последних в виде фонетических законов (например, русское жена соответствует норвежскому kona , т.к. в скандинавских германских языках [k] происходит из [g], а в славянских [g] в положении перед гласными переднего ряда изменялось в [ж], ср. греч. gyne «женщина»).

Следует принимать во внимание все показания относительно каждого рассматриваемого элемента в нескольких родственных языках, т.к. соответствие элементов только двух языков может оказаться случайным.

Применение сравнительно-исторического способствует реконструкции праязыка. Реконструкция праязыка – комплекс приёмов и процедур воссоздания незасвидетельствованных форм и явлений путём сравнения соответствующих единиц родственных языков. Например, зная фонетические, грамматические и семантические соответствия индоевропейских языков, можно на основе лат. fumus «дым», древнегреч. thymos «дыхание, дух», древнеслав. дымъ и др. восстановить для этого слова праформу dhumos . Язык-основу полностью восстановить невозможно, но основные данные фонетики, грамматики и лексики (в наименьшей степени) реконструировать возможно.

Результаты исследований языков методом сравнительно-исторического языкознания подытоживаются в генеалогической классификации языков.

Разная степень родства языков передаётся терминами «семья», «группа», «подгруппа».

Семья – это вся совокупность языков данного родства (например, индоевропейская семья ).

Группа (ветвь ) – объединение внутри семьи языков, обнаруживающих большую материальную близость (например, славянская группа, германская группа и т.д.).

Подгруппа – объединение внутри группы языков, родственные связи которых достаточно прозрачны, что даёт возможность их носителям почти беспрепятственно понимать друг друга (например, восточнославянская подгруппа : русский, украинский и белорусский языки).

III . Сравнительное изучение структурных свойств языков независимо от характера генетических отношений между ними называют типологией . Предметом структурной типологии является внутренняя организация языка как системы, т.е. сходство структуры языков на одном из уровней. Различаются формальная и контенсивная типология.

Формальная типология изучает средства выражения значений языка, т.е. грамматические категории, которые обязательно выражаются в высказывании на этом языке.

Контенсивная типология ориентирована на семантические категории языка и способы их выражения, которые в отличие от грамматических могут быть выражены единицами всех уровней.

Основания для классификации в типологии могут быть различны. Традиционная типологическая (морфологическая) классификация отражает стремление выделить типы языков на основе общих принципов строения грамматических форм. Эта классификация основана на противопоставлении корней и аффиксов.

В морфологической классификации обычно устанавливаются следующие типы языков: корневые (или изолирующие), агглютинативные (или агглютинирующие), флективные, инкорпорирующие (или полисинтетические).

Изолирующие (или корневые ) языки – это языки, в которых слова не изменяются, каждый корень в которых изолирован от другого, а грамматические связи между ними выражаются с помощью порядка слов и интонацией (например, китайский язык).

Отсутствие внешних признаков принадлежности к грамматической категории способствует развитию грамматической конверсии 1 слов одной грамматической формы в другую под влиянием грамматического окружения.

Все изолирующие языки на корнеизолирующие и основоизолирующие, т.е. имеющие словообразовательные аффиксы.

К корнеизолирующим языкам некогда А.В. Шлегелем был применён термин аморфные (бесформенные), т.к. слова в этих языках лишены всяких форм. Данный подтип характеризуется следующими признаками:

В таких языках нет не только словоизменительных, но и

словообразовательных аффиксов;

В данных языках отсутствуют части речи;

Каждое слово представляет чистый корень, а предложение –

последовательность неизменяемых корней (например, в китайском языке ча

во бу хе , где [ча] «чай», [во] «я», [бу] «нет», [хе] «пить», в переводе на

русский чая я не пью );

Новые понятия, новые слова образуются путём сложения корней (например,

в китайском языке шуй «вода», фу «нести», шуй + фу «водонос»);

Развита система тонов, в зависимости от которых меняется значение слова.

Основоизолирующие языки – это современные языки, в которых сдлва не изменяются, но в этих языках есть некоторые словообразовательные и формообразующие аффиксы (например, в малайском языке roemah «дом», be - roemah «жить, проживать»).

Агглютинативные или агглютинирующие (лат. agglutinare «приклеивать») языки – это языки, для которых характерна развитая система словообразования и словоизменения, отсутствие морфологических чередований, единая система склонения и спряжения (например, тюркские языки).

Данный тип языков отличается от других аффиксирующих техникой присоединения аффиксов и теми функциями, которые они выполняют: однозначные, стандартные аффиксы механически присоединяются к основе слова.

В агглютинативном слове границы между морфемами вполне отчётливы, корень не имеет вариантов, при этом каждый аффикс имеет только одно значение и каждое значение выражается всего одним аффиксом (например, каз. мектеп-тер-ге «школам», -тер- выражает значение множ. числа, -ге - значение дат. падежа).

В агглютинативных языках господствует позиционный способ формального выражения грамматических значений: многозначное слово строится по принципу постепенной конкретизации основы, от аффиксов с более широким значением к аффиксам более частным и с менее широким значением (например, каз. уй-лер- i м i з-де-г i -лер-ден «от тех, кто находится дома»: каждый последующий аффикс, выражая грамматическое значение, уточняет корень).

Поскольку в агглютинативных языках связь между морфемами слабая, то в них развито фонетическое средство для скрепления морфем – сингармонизм - во всех присоединяющихся аффиксах употребляется гласный того же ряда, что и в корне (например, каз. ж е р-л е р «земли»).

Агглютинирующие языки делятся на языки с суффиксальной агглютинацией (казахский язык), языки с префиксальной агглютинацией (языки Африки), языки с суффиксально-префиксальной агглютинацией (грузинский язык).

Флективные или фузионные (лат. fusio «сплавление») языки – это языки, для которых характерна полифункциональность грамматических морфем, наличие фузии, морфологических сочетаний, разветвлённая система склонения и спряжения (например, индоевропейские языки).

В языках этого типа, как и в агглютинативных, основным способом выражения грамматических значений является аффиксация. Но наряду с внешней флексией широко используется внутренняя флексия, т.е. изменение в составе корня, выражающее грамматическое значение (например, в англ.яз. man men «мужчина - мужчины»: чередованием в корне передаётся значение множественного числа).

Другой характерной чертой флективного строя является фузионная техника соединения морфем в слове. В фузионном слове границы между морфемами неотчётливы (например, в слове об-у-вь морфемы тесно спаянны, корень является связанным, т.е. без служебных морфем не употребляется); служебные морфемы одновременно выражают несколько грамматических значений (например, в русском слове жена флексия –а имеет три значения: женский род, именительный падеж, единственное число).

Для флективных языков характерны также омонимичность и синонимичность аффиксов (например, в русском языке –ин- может иметь значение единичности: горош-ин-а и значение большой: дом-ин-а ; в словах столы, дома, дети разные флексии выражают множественное число); различное положение аффиксов по отношению к корню (корни, префиксы, суффиксы, инфиксы).

Инкорпорирующие (лат. in «в», corpus «тело», т.е. «внедрение, чего-либо в тело», incorporere «вставлять») или полисинтетические (греч. poly «много» и synthesis «соединение, сочетание») языки – это языки, для которых характерна незавершённость морфологической структуры слова, позволяющая включение в один член предложения других его членов (например, в состав глагола-сказуемого может быть включено прямое дополнение). К инкорпорирующим языкам относятся языки индейцев Северной Америки, чукотско-камчатские и др.

Слово в таких языках приобретает структуру только в составе предложения: вне предложения нет слова, предложение составляет основную единицу речи, в которую включаются слова (например, чукотское слово-предложение ты – ата- каа – нмы – ркын «я жирных оленей убиваю», основа этого слова-предложения ты нмы ркын , в которую инкорпорируются каа «олень» и его определение ата «жирный»).

Многие языки занимают промежуточное положение на данной шкале морфологической классификации. Часто для характеристики грамматического строя языка используются ещё и термины «аналитические языки» и «синтетические языки».

Аналитическими языками или языками аналитического строя называются языки, в которых грамматические значения выражаются с помощью самостоятельных слов, т.е. осуществляется расчленённая передача лексического и грамматического значений. Аналитизм языка проявляется в морфологической неизменяемости слова и наличии сложных конструкций, в которых грамматическое значение передаётся либо служебным словом, либо самостоятельным (например, русская форма буду любить – аналитическая, значение будущего времени 1-го лица ед.числа передаётся вспомогательным глаголом)наличии сложных конструкций, в которых грамматическое значение передаётся либо служебным словом, либо самостоятельнымницу реч).

Синтетическими языками или языками синтетического строя называются такие, в которых грамматические значения выражаются по преимуществу аффиксами, т.е. грамматическое значение и лексическое передаются нерасчленённо, в одном слове с помощью аффиксов, внутренней флексии и т.д.(например, в слове ход-и-л-а при помощи аффиксов передаются значения прошедшего времени, женского рода, ед. числа).

В чистом виде аналитизм и синтетизм не представлены ни в одном языке мира, т.к. в каждом языке имеются и те и другие элементы, хотя соотношение их может быть разным (например, в русском языке наряду с преобладанием синтетизма, имеются и аналитические формы; английский язык является флективным языком аналитического типа, но в нём наблюдаются и синтетические формы).

Помимо морфологической типологической классификации существуют классификации, построенные на основе других структурных критериев, - синтаксических, фонематических и т.д. Так, известна фонологическая классификация славянских языков. Выявляются типологические закономерности и в синтаксисе.

учебная:

1. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М.: Просвещение, 1979. –

2. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М.: Высшая Школа, 1987. - с.221-

3. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М.: Аспект Пресс, 2001. - с.

дополнительная:

1. Аманбаева Г.Ю. Лингвистическая типология: Учеб. пособие для студентов

гуманитарных вузов. Караганда: Изд-во КарГУ, 2002.

2. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная т социальная типология

языков: Учеб. пособие для студентов филологических и лингвистических

специальностей. М.: Флинта: Наука, 2001.

3. Теоретические основы классификации языков мира. М., 1980.

4. Теоретические основы классификации языков мира. Проблемы родства.

1Конверсия (лат.conversio «превращение») – образование нового слова путём перехода его из одной части речи в другую.

В настоящее время на земле насчитывается от 3-х до 5-ти тысяч языков. Разница связана, во-первых, с различием диалектов и языков, во-вторых, с определением ареала и сферой использования, в-третьих, с оценкой «жизненности» языка.

Множественность языков обуславливает необходимость классификации. В современном языкознании разработано 4 классификации:

  • 1) Ареальная (географическая)
  • 2) Функциональная
  • 3) Типологическая (морфологическая)
  • 4) Генеалогическая

Первая основана на изучении языковой карты мира. Описывает границы распространения.

Вторая основана на исследовании функций и сфер использования языка (культурная, дипломатическая, язык образования и др.)

Самыми важными являются типологическая и генеалогическая классификации.

Типологическая классификация языков: языки аналитического и синтетического строя

Второе направление отрабатывает типологическая (морфологическая) классификация языков, основанная на данных морфологии независимо от генетической или пространственной близости, опираясь исключительно на свойства языковой структуры. Типологическая классификация языков стремится охватить материал всех языков мира, отразить их сходства и различия и при этом выявить возможные языковые типы и специфику каждого языка или группы типологически сходных языков, при этом опирается на данные не только морфологии, но и фонологии, синтаксиса, семантики.

Основанием для включения языка в типологическую классификацию языков является тип языка, то есть характеристика основополагающих свойств его структуры. Однако тип не реализуется в языке абсолютно; реально в каждом языке представлено несколько типов, то есть каждый язык политипологичен. Поэтому уместно говорить, в какой степени в структуре данного языка наличествует тот или иной тип; на этом основании предпринимаются попытки дать количественную интерпретацию типологической характеристики языка.

Типологическую классификацию языков нельзя считать окончательной главным образом из-за её неспособности отразить всю специфику отдельного языка с учётом его структуры. Но в ней содержится в неявной форме возможность её уточнения путём анализа др. сфер языка. Например, в изолирующих языках типа классического китайского, вьетнамского, гвинейских наблюдаются односложность слова, равного морфеме, наличие политонии и ряд др. взаимосвязанных характеристик.

Лингвистической относительности концепция - теория зависимости стиля мышления и фундаментальных мировоззренческих парадигм коллективного носителя языка от специфики последнего. «Язык народа есть его дух, а дух народа есть его язык», и в этом смысле «каждый язык есть своего рода мировоззрение» (Гумбольдт). Таким образом, типология общественной жизни может и должна быть объяснена, исходя из вариативности культур, выражающих себя на различных языках. В этой связи в рамках лингвистической относительности концепции оформляется гипотетическая модель развития мировой культуры, в основу которой могла бы быть положена не индоевропейская языковая матрица и соответствующий ей европейский рационально-логический дедуктивизм и линейная концепция необратимого времени, а радикально иной языковой материал. Предполагается, что это привело бы к формированию мировой культуры принципиально иного типа

К типичным синтетическим языкам относятся древние письменные индоевропейские языки: санскрит, древнегреческий, латинский, готский, старославянский; в настоящее время в значительной мере литовский, немецкий, русский (хотя и тот и другой с многими активными чертами аналитизма); к аналитическим: романские, английский, датский, новогреческий, новоперсидский, новоиндийские; из славянских - болгарский.

Такие языки, как тюркские, финские, несмотря на преобладающую роль в их грамматике аффиксации, имеют много аналитизма в строе благодаря агглютинирующему характеру своей аффиксации; такие же языки, как арабский, синтетичны, потому что грамматика в них выражается внутри слова, но они скорее аналитичны по агглютинирующей тенденции аффиксации. Конечно, и в этом отношении бывают отклонения и противоречия; так, в немецком артикль - явление аналитическое, но он склоняется по падежам, - это синтетизм; множественное число существительных в английском выражается, как правило, один раз, - явление аналитическое.

Современная номенклатура языков мира включает до пяти ты­сяч языков (точнее от 2500 до 5000: такой широкий диапазон в ко­личественном выражении связан с тем, что различие между языка­ми и диалектами одного языка очень условно).

Одни языки распространены в узком кругу говорящих (напри­мер, племенные языки Африки, Полинезии, «одноаульные» языки Дагестана), другие представляют народность (например, дунган­ский язык в Киргизии), или нацию (например, чешский, болгарский языки), третьи используются несколькими нациями (например, французский язык во Франции, Бельгии, Швейцарии), четвертые функционируют как международные языки (например, английский, французский, испанский, китайский, арабский, русский). Русский язык, кроме того, является и межнациональным языком, обслужи­вающим народы России.

Кроме живых, активно функционирующих языков, существуют мертвые (например, латинский, галльский или готский языки). Многие мертвые языки и даже целые языковые семьи сохранились лишь в названиях мест или в виде заимствований в других языках, иные же исчезли бесследно. Однако некоторые мертвые языки на­ходят применение и сегодня (например, латинский язык - язык ка­толической церкви, медицины, научной терминологии).

Общее языкознание располагает пока довольно приблизитель­ными сведениями о современных языках мира. Наряду с хорошо изученными языками (история которых благодаря наличию пись­менных памятников и даже теоретических описаний известна на протяжении двадцати и тридцати веков, ср., например, языки Ин­дии), существуют языки, сохранившиеся памятники которых оста­ются нерасшифрованными (например, иероглифический язык Кри­та). Нуждается в детальной разработке и классификация языков Америки, Африки, Океании, Новой Гвинеи, Юго-Восточной Азии.

Многие языки остаются до сих пор бесписьменными (например, языки Африки, Полинезии, Австралии), у некоторых письменная традиция появилась сравнительно недавно (ср., например, позднюю письменность албанского языка, первые памятники письменности которого датируются XV в. или латышского - XVI в.), что создает свои трудности в изучении этих языков.


Современное языкознание занимается не только изучением и описанием языков мира, но и их классификацией, определением места каждого языка среди языков мира. Классификация языков

Это распределение языков мира по группам на основе определен­
ных признаков, в соответствии с принципами, лежащими в основе
исследования. Существуют различные классификации языков, сре­
ди которых основными являются генеалогическая (или генетичес­
кая), типологическая (первоначально известная как морфологичес­
кая) и географическая (или ареальная). Принципы классификации
языков мира у них различны.

Генеалогическая классификация базируется на понятии язы­кового родства. Цель ее - определить место того или иного языка в кругу родственных языков, установить его генетические связи. Ос­новным методом исследования является сравнительно-историчес­кий, основной классификационной категорией - семья, ветвь, группа языков (русский язык, например, по этой классификации включа­ется в семью славянских языков, выделяемых на основе общего их источника - праславянского языка; французский язык- в семью рома­нских языков, восходящих кобщему источнику - народной латыни).

Типологическая классификация базируется на понятии сход­ства (формального и/или семантического) и соответственно разли­чия языков. Она основывается прежде всего на особенностях струк­туры языков, в частности, на признаках морфологического строе­ния слова, способах соединения морфем, роли флексий и аффиксов в образовании грамматических форм слова и в передаче граммати­ческого значения слова. Цель ее - сгруппировать языки в крупные классы на основе сходства их грамматической структуры, а точнее

Принципов ее организации, определить место того или иного язы­
ка с учетом формальной организации его языкового строя. Основ­
ным методом исследования является сравнительно-сопоставитель­
ный, основной классификационной категорией - тип, класс языков
(русский язык, например, так же, как и другие индоевропейские
языки, принадлежит к языкам флективного типа, поскольку флек­
сия, тесно связанная с основой слова, составляет устойчивый и су­
щественный признак морфологической структуры слова).

Географическая классификация связана с местом распростра­нения (первоначального или позднего) того или иного языка (или диалекта). Цель ее - определить ареал языка (или диалекта) с уче­том границ его языковых особенностей. Основным методом иссле­дования является лингвогеографический, основной классификаци­онной категорией - ареал или зона (ср. ареалы взаимодействия диа-


лектов или языков в рамках языкового союза). Ареальная класси­фикация возможна и внутри одного языка применительно к его диалектам (ср. ареальную классификацию русских диалектов, со­гласно которой выделяются севернорусские и южнорусские диале­кты, а также переходные среднерусские говоры).

Эти классификации различаются не только своими целями, но и степенью своей устойчивости: абсолютно устойчивой является ге­неалогическая классификация (поскольку каждый язык изначально принадлежит к той или иной семье, группе языков и не может из­менить характер этой принадлежности); типологическая классифи­кация всегда относительна и исторически изменчива (поскольку каждый язык постоянно развивается, меняется его структура и сами теоретические осмысления этой структуры); ареальная классифика­ция обладает большей или меньшей устойчивостью в зависимости от признаков, положенных в ее основание.

Кроме этих трех основных типов классификаций, иногда вы­деляют функциональную (или социальную), а также культурно-историческую классификацию. Функциональная классификация исходит из сферы функционирования языка. Она базируется на изу­чении актов речи и типов языковой коммуникации. В соответствии с этой классификацией языки делятся на естественные, являющие­ся средством общения (устные и письменные языки) и искусствен­ные, т.е. не воспроизводящие форм естественных языков графиче­ские языки, применяющиеся в сфере науки и техники (ср., напри­мер, языки программирования, информационные языки, логические языки и др.). Культурно-историческая классификация рассмат­ривает языки с точки зрения их отношения к истории культуры. В соответствии с этой классификацией, учитывающей историческую последовательность развития культуры, выделяются бесписьмен­ные, письменные языки, литературные языки народности и нации, языки межнационального общения (см. главу «Язык и культура»).

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Язык
  • 2. Происхождение языка
    • 2.1 Теории происхождения языка
    • 2.2 Дата появления языка
  • 3. Классификация языков
    • 3.1 Основание классификации я зыков
    • 3.2 Генеалогическая классификация
    • 3.3 Типологическая классификация языков
  • Заключение
  • Список литературы
  • Приложение
  • Введение
  • На протяжении веков люди проявляли интерес к языку как основному средству человеческого общения. Первые научные языковые сведения появились ещё в Древнем мире. Составляя словари и грамматики, первые языковеды изучали чужие языки, размышляя над связью между предметом и его названием.
  • Язык был и остается объектом изучения разных наук. Самостоятельной наукой занимающейся изучением языка является языкознание, сложившееся сравнительно недавно - в XIX веке.
  • Цель данной работы - дать определение понятию язык, выявить теории его происхождения и определить основные классификации языка.
  • Объектом данного исследования является язык во всех его проявлениях.
  • Предмет работы - человеческий язык в его различных аспектах, а именно: язык как знаковая система, как отражение мышления, как обязательный признак общества (происхождение языка, его развитие и функционирование в обществе), язык и речь. Еще В. фон Гумбольдт писал, что наша наука изучает "язык и постигаемые через него цели человека вообще, род человеческий в его поступательном развитии и отдельные народы".
  • Методы, способы исследования языка на протяжении развития науки менялись, их арсенал пополнялся. Начиналось языкознание со сравнительно-исторического метода. Сравнительно-исторический метод - это совокупность приемов, позволяющих доказать родство определенных языков и восстановить древнейшие факты их истории. Этот метод дал возможность выявить общее и различное в языках, их группах и создать генеалогическую классификацию языков.
  • В связи с поставленной целью реферат построен следующим образом. Он состоит из введения трех частей и заключения. В первой части рассматривается язык как система знаков и средство коммуникации. Во второй части рассказывается о происхождении языка. Третья часть представляет собой освещение основных классификаций языков. И, наконец, в заключении сформулированы некоторые выводы по рассмотренным темам.

Язык является одной из большого множества разноообразных знаковых систем, которыми люди пользуются в целях коммуникации, передавая сообщения о каких-то ситуациях в мире, о своих мыслях, чувствах, переживаниях, оценках, планах, целях, намерениях, делясь со своими собеседниками информацией о результатах познавательной деятельности. Само слово коммуникация восходит к лат. communico "делаю общим, делюсь". Знаки, из которых строятся сообщения, выполняют роль носителей определённых смысловых содержаний (значений). Именно благодаря им оказывается возможным кодирование передаваемой в сообщениях информации и реализация коммуникативных актов.

Знаки как бы замещают предметы, на которые они указывают и которые они называют. Такое замещение в жизни людей имеет место довольно часто, так что поневоле может сложиться впечатление, что люди живут не только и не столько в мире вещей, сколько в мире знаков.

Язык двунаправлен. С одной стороны, он обеспечивает взаимодействие отправителя вербального (словесного) сообщения и его получателя, адресата. В этом случае говорят о его коммуникативной функции. Данную функцию принято считать ведущей, поскольку именно она, по мнению большинства современных учёных, определяет сущность языка.

С другой стороны, язык направлен на действительность и на тот мир образов, который выстраивается между действительностью и человеком, выступая как множество знаний, образующих в совокупности картину, или модель, мира. Эта картина мира, локализованная в сознании, постоянно пополняемая и корректируемая, регулирует поведение человека. Язык не просто передаёт в актах коммуникации в виде высказываний сообщения, в которых содержатся те или иные знания о каких-то фрагментах мира. Он играет важную роль в накоплении знаний и их хранении в памяти, способствуя их упорядочению, систематизации, т.е. участвуя в их обработке. Тем самым язык обеспечивает познавательную деятельность человека. В данном случае говорят о его когнитивной функции.

Обе функции языка неразрывно связаны, они взаимно предполагают друг друга. Для лучшего понимания этих сторон языка можно обратиться к рассмотрению того, что собой представляют познание мира и языковая коммуникация.

Если понимать язык как особый, а именно коммуникативный и -- более узко -- вербальный способ (или форму) человеческого поведения, то следует учитывать исключительную способность каждого конкретного языка приспособляться к бесконечному разнообразию жизненных ситуаций и выражать бесчисленное множество значений. Поэтому так трудно познать свой родной язык и неизмеримо сложнее познать чужой язык (или чужие языки). Выражение Язык бесконечен, и полностью выучить его невозможно не лишено смысла.

Во многом трудности овладения и родным, и тем более чужими языками заключаются в том, что язык -- это не просто номенклатура слов и множество грамматических правил. Любой отдельный язык не существует сам по себе как абстрактная система, а привязан к конкретным условиям существования определённого племени, народности, нации в определённую историческую эпоху. В словарях и тем более в грамматических описаниях сведения такого рода обычно не содержатся.

2. Происхождение языка

2.1 Теории происхождения языка

Не следует смешивать вопрос о происхождении языка как средства общения и вопрос об образовании реально существующих или существовавших языков. Понимание того, как произошел язык, и методы изучения того, как образовались исторически известные языки, должны быть различными.

Со времен античности сложилось много теорий происхождения языка.

Теория звукоподражания идет от античной школы стоиков, была поддержана в 19-м и 20-м вв. Суть этой теории в том, что «безъязычный человек», слыша звуки природы, старался подражать им своим речевым аппаратом.

Теория междометий идет от эпикурейцев, противостоявших стоикам, и состоит в том, первобытные люди превратили инстинктивные животные вопли в «естественные звуки» - междометия, сопровождающие эмоции. Отсюда и происходят, по их мнению, все слова.

Теория трудовых выкриков возникла в 19-м веке в трудах вульгарных материалистов и сводилась к тому, что язык возник из выкриков, сопровождающих коллективный труд.

Теория социального договора сложилась в середине 18-го века. Так, например, Адам Смит провозгласил ее первой возможностью образования языка. Руссо обосновал ее с позиций своей теории о двух периодах в жизни человечества: первого - «природного», когда люди были частью природы и язык «происходил» от чувства, второго - «цивилизованного», когда язык мог быть продуктом «социальной договоренности». В этом же ряду теория возникновения звукового языка из жестов. Все перечисленные теории игнорируют язык как общественное явление.

Понимание языка как общественного явления реализовано в «Трудовой теории происхождения языка». Основные положения этой теории: 1) Нельзя рассматривать вопрос о происхождении языка вне происхождения человека. 2) Происхождение языка научно доказать нельзя, а можно только построить более и менее вероятные теории. 3) Это вопрос, подлежащий разрешению многих наук (языкознания, этнографии, антропологии, археологии, палеонтологии, общей истории). 4) Если язык родился вместе с человеком, то не могло быть «безъязычного человека». 5) Без языка человек не мог бы быть человеком. 6) Язык появился тогда, когда появилась потребность что-то сказать друг другу. 7) Язык выражает понятия, которых нет у животных. 8) Язык должен сообщать, называть вещи и явления действительности, выражать понятия, чувства, желания. 9) Язык появился как звуковой язык

В семидесятых годах двадцатого века советские лингвисты насчитывали от 2500 до 5000 языков. Лингвисты из ГДР в 1980 году насчитали на Земле 5651 язык. В 1982 году их коллеги из Академии наук Франции - только 2796 языков. Почти сорок процентов из них языки отмирающие - всего по несколько десятков или сотен человек, на них говорящих.

2.2 Дата появления языка

Ведущие лингвисты (С.А. Старостин и др.) единодушно определяют дату появления языка - 40 тысяч лет назад.

Антропологи и генетики убедительно доказали, что современный человек происходит от одной популяции наших предков, живших не позже сорока тысячелетий назад.

Археологические данные свидетельствуют, что она сформировалась на территории Русской равнины - в междуречье рек Ока и Волга, в районе города Владимир. Здесь обнаружена стоянка Сунгирь древностью 70 тысяч лет. О численности населения говорят 10 тысяч найденных в её могильниках бус.

Наиболее активное заселение Русской равнины происходило около 35-и тысяч лет назад. Многочисленные стоянки древностью 40 - 30 тысяч лет открыты в районе русских городов Воронеж (Костёнки, Боршево), Липецк (Гагарино), Брянск (Пушкари, Елесеевичи), Курск (Авдеево), Москва (Зарайск) и др.

Общая численность населения Земли оценена: в 40-м тысячелетии - около 90 тысяч человек, в 35-м - 180 тысяч, в 30-м - 360 тысяч. Из них 47 процентов проживали на территории Русской равнины - 43, 86, 173 тысяч соответственно, - принадлежали к европеоидной расе и являлись исключительными носителями проторусского языка.

Известно, что 13 тысяч лет назад на Земле произошла геологическая катастрофа, вылившаяся в смещение земной коры на 2600 километров к северу по 40-му градусу восточной долготы. Вследствие чего, субтропический климат центра Русской равнины сменился умеренным, и люди начали перемещаться на юг. Они стали смешиваться с полудикими представителями негроидной расы, обитавшими в тех местах.

С этой даты ведут свой отсчёт основные семьи языков.

Часть европеоидов ушла в Азию, а некоторые расселились до Египта и стали фараонами - сынами Ра и называли себя - sera (rase), но в это же время отступили ледники, накрывавшие Европу до Альп, и носители проторусского языка расселились в новые земли, дав начало будущим фракийцам, кельтам, латинам и др. Во всех языках оставив память о своём царственном положении: в латинском - rex, в кельтском и ирландском - ri, в галльском - rix, в пеласгском - rasna.

4 тысячи лет назад русичи пришли в Индию и Иран, где, смешавшись с негроидным населением, дали начало множеству народов и языков, но остались царями: razah - в ведическом, raja - в санскрите, rri - в хотанском, rasta - в древнеперсидском, raz - в иранском.

2 тысячи лет назад европейские языки начали образовываться из диалектов. В каждом из них сохранилась память о русах-царях: tsar, czar, tzar - в английском, Zar - в немецком, tsar, roi - во французском, zar, (mon)arca, re - в итальянском, zar, rey - в испанском и др.

В мире насчитывается несколько тысяч языков. Наиболее известные справочники включают только современные (т. е. живые и недавно вымершие) языки. Согласно Этнологу таковых 6910, а по Реестру Лингвосферы. Большинство из них объединяются в семьи, некоторые языки считаются изолированными (т. е. представляют одноязыковые семьи) или остаются неклассифицированными.

Языковая семья - это наиболее крупная единица, при помощи которой народы классифицируются по признаку происхождения их языков от единого общего языка-основы. Языковые семьи состоят из языковых групп, в которые входят народы, изъясняющиеся на родственных языках. Наиболее крупные языковые семьи мира представлены в таблице в приложении 1.

Всё это явилось причиной того, чтобы взглянуть на существующие, устоявшиеся в лингвистике классификации языков.

язык коммуникация генеалогический

3. Классификация языков

3.1 Основание классификации я зыков

Языкознание выработало два основных подхода в классификации языков мира: генеалогическую и типологическую.

Генеалогическая классификация языков основана на группировке языков по общности языкового материала (корней, аффиксов, слов). Типологическая классификация основана на группировке языков по общности строя и типа и прежде всего грамматического, независимо от происхождения.

Генеалогическая классификация языков связана с исторической судьбой языков и народов, носителей этих языков, и предполагает лексические и фонетические сопоставления, а позднее и грамматические. Типологическая классификация основана на структурно-системном понимании языка и опирается, прежде всего, на грамматику.

Первые опыты классификации языков были направлены на поиски родства языков и языковых семей, вопрос о типологической классификации встал позднее.

3.2 Генеалогическая классификация

Наиболее распространенной и широко известной является генетическая, или генеалогическая классификация, которая основана на понятии языкового родства и метафоре родословного древа. Эта метафора трактует родство языков как их происхождение из некоторого общего праязыка. Внешне языковое родство проявляется материально - в подобии звучания значимых элементов (морфем, слов) с близким значением (такие элементы признаются этимологически тождественными, т.е. имеющими общее происхождение,. Материальное сходство близкородственных языков (например, русского и белорусского) может быть настолько значительным, что делает их в высокой степени взаимопонимаемыми. Однако одного лишь материального сходства для признания языков родственными недостаточно, оно может объясняться интенсивными заимствованиями: существуют языки, в которых число заимствований превосходит половину словарного состава. Для признания родства необходимо, чтобы материальное сходство носило систематический характер, т.е. различия между этимологически тождественными элементами должны быть регулярными и подчиняться фонетическим законам.

Признаваемое строго научным обоснование языкового родства осуществляется с помощью, так называемого сравнительно-исторического, или компаративного метода. Он устанавливает регулярные соответствия между языками и тем самым описывает переход от некоторого исходного общего состояния (реконструируемого праязыка) к реально существующим языкам. На практике, однако, генеалогические группировки первоначально выделяются на основании поверхностной интуитивной оценки материального сходства, и лишь потом под гипотезы о генеалогическом родстве подводится фундамент и осуществляется поиск праязыка.

Толчком к постановке вопроса о многообразии языков были практические задачи эпохи Возрождения, когда необходимо было осмыслить вопрос о составе и типе национального языка, выразителя новой культуры, и его соотношении с литературными языками феодального средневековья, а тем самым переоценить античное и иное древнее наследие. Вместе с тем важную роль сыграли и другие факторы, в частности поиски сырья и колониальных рынков, кругосветные путешествия и географические открытия, необходимость общаться с туземцами, влиять на них через религию и другие пути пропаганды. Все это требовало обследовать и регистрировать языки, составлять словари, грамматики и теоретические исследования. Эта миссия осуществлялась миссионерами - монахами, чьи свидетельства долгое время были единственным источником знания о самых разнообразных языках.

Буквально до 19-го века попытки каталогизации языков, хотя и были наивны, принесли большую пользу, поскольку показали реальное многообразие языков и возможности их сходства и различий в пределах тех же слов, что подтолкнуло к сравнительному сопоставлению языков.

Толчком к сравнению языков стало открытие в 19-м веке санскрита, литературного языка древней Индии. Этим было положено начало сравнительному языковедению, главной целью которого было поиски родства языков и выявление родственных семей. Методика и техника сравнительного метода в языкознании были не только декларированы, но и показаны трудами Франца Боппа, Расмуса Раска, Александра Христофоровича Востокова. Уточнение и укрепление этого метода было осуществлено Августом - Фридрихом Потом.

Одно из правил сравнительно-исторической методики изучения родственных языков - установление регулярных звуковых соответствий, позволяющих объединить языки в одну семью. Результаты почти двухсотлетних исследований сравнительно-историческим методом подытожены генеалогической классификацией языков.

3.3 Типологическая классификация языков

Типологическая классификация возникла позднее попыток генеалогической классификации и исходила из иных предположений. Ключевым понятием в типологической классификации является понятие типа языка. Он был введен романтической школой языкознания.

Вопрос о типологической классификации языков не разрешен, хотя за полтораста лет на эту тему было написано много и интересно. Несомненно одно: тип языка надо определять прежде всего исходя из его грамматического строя, как его наиболее устойчивого и типизирующего свойства. Необходимо включать в эту характеристику и фонетическую структуру языка, как отмечал еще В.фон Гумбольдт.

В типологическом исследовании надо различать две задачи: 1) создание общей типологии языков мира, объединенных в те или иные группы, для чего недостаточно одного описательного метода, а нужно использовать и сравнительно-исторический метод, обогащенный структурными методами понимания и описания лингвистических фактов и закономерностей, чтобы можно было для каждой группы родственных языков построить ее типологическую модель, отметая все сугубо индивидуальное, редкое, нерегулярное и описывая тип языка как целое, как структуру по строго отобранным параметрам разных ярусов; и 2) типологическое описание отдельных языков с включением их индивидуальных особенностей, различением регулярных и нерегулярных явлений, которое тоже должно быть структурным. Это необходимо для двустороннего сопоставления языков, например, с прикладными целями. В связи с этим подобное индивидуально-типологическое описание для каждой сопоставляемой пары языков должно быть разным.

Заключение

В данной работе было дано определение понятию язык, выявлены теории его происхождения и определены основные классификации языков. На этом основании можно следующие выводы:

На земле насчитывается около 3000 языков. Эти языки отличаются как распространенностью и социальными функциями, так и особенностями фонетического строя и словарного состава, морфологическими и синтаксическими характеристиками. Задача общего языкознания как раз и состоит в том, чтобы систематизировать языки, разработать их лингвистическую типологию

Было бы, вероятно, излишним подчеркивать ту огромную организационную роль, которую играют в современной лингвистике различные классификации языков мира. Это не только компактная фиксация множества раскрытых наукой внутренних связей последних, но и определенный ориентир в их последовательном исследовании. Уже длительное время разрабатываемые в науке о языке генеалогическая (генетическая) и типологическая классификации, к которым позднее была присоединена и ареальная, строились обычно параллельно, но по существу совершенно независимо друг от друга. Поиски рациональных основ классификации языков мира продолжаются оставаться одной из актуальных задач общего языкознания. Несмотря на значительное количество работ, посвященных вопросу классификации языков, до настоящего времени не удалось создать такую систему, при которой можно было бы без натяжек и противоречий распределить все известные языки. Объясняется это не только большим количеством языков, распространенных на земном шаре, но и тем, что лингвисту, изучающему существующие (и существовавшие) языки, приходится иметь дело с фактическими данными очень несходными и очень различными по самой своей сути. Приходится также учитывать, что сложность структуры, множественность признаков и их разнохарактерность для языка как явления действительности. Плану содержания противостоит план выражения, но модели этого последнего распределяются по различным аспектам системы языка.

Поэтому основания для той или иной классификации языков могут выбираться, исходя из тех или иных категориальных признаков или форм существования языка, что приводит к необходимости всестороннего рассмотрения тех форм описания и классификации языков, которые в наилучшей форме могли бы передать все существующие характеристики языка как явления объективной действительности.

Цели работы достигнуты. Поставленные задачи выполнены.

Список литературы.

1. Гируцкий А.А. Введение в языковедение. - Минск, 2003.

2. Звегинцев В.А. Торетическая и прикладная лингвистика. - М.: Просвещение, 2006,

3. Зенков Г.С, Сапожникова И.А. Введение в языкознание. Учеб. пособие для студентов дистанционного обучения КГНУ - Б.: ИИМОП КГНУ, 2007.

4. Зубкова Л.Г. Общая теория языка в развитии. - М., 2002

5. Иванов В.В. Генеалогическая классификация языков и понятие языкового родства. М., 1954.

6. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании, пер. с франц., М., 1954.

7. Реформатский А.А.Введение в языковедение. - М., 2001

Приложение

Языковая группа

Народы языковой группы

Индоевропейская языковая семья

Германская

Немцы, австрийцы, люксембуржцы, швейцарцы, голландцы, исландцы, шведы, норвежцы, датчане, англичане, шотландцы, американцы и другие.

Славянская

Русские, украинцы, белорусы, чехи, словаки, поляки, хорваты, сербы, болгары, черногорцы, словенцы, македонцы, боснийцы.

Романская

Итальянцы, испанцы, каталонцы, французы, португальцы, румыны, молдаване, аргентинцы, бразильцы, мексиканцы и другие.

Кельтская

Ирландцы, жители Уэльса и другие.

Балтийская

Латыши и литовцы

Греческая

Албанская

Армянская

Иранская

Персы, курды, пуштуны, таджики, белуджи, хазарейцы, осетины и другие

Китайско-тибетская языковая семья

Китайская

Китайцы и народность хуэй

Тибето-бирманская

Тибетцы, бирманцы, канаури, карены, невары и другие

Афразийская (или семито-хамитская) языковая семья

Семитская

Евреи, арабы, тигре, таграи, амхара

Кушитская

Сомали, галла и другие

Берберская

Кабилы, туареги и другие

Алтайская языковая семья

Тюркская

Турки, татары, чуваши, башкиры, узбеки, киргизы, казахи, туркмены, каракалпаки, уйгуры, азербайджанцы, хакасы, тувинцы, якуты и другие

Монгольская

Монголы, буряты, калмыки

Тунгусо-маньчжурская

Приамурские народы, эвены, эвенки

Нигеро-кордофанская языковая семья

Нигер-конго

Малинке, волоф, фульбе, мосигруси, бомбара, йоруба, ибо, сенуфо, малава, конго, зулусы, нояруанды, банту, азанде

Дарвидийская языковая семья

Дарвидийская

Тамилы, телугу, каннара, малаяли и другие

Австронезийская языковая семья

Индонезийская

Индонезийские народы, малайцы

Полинезийская

Таитяне, маори, гавайцы и другие

Меланезийская

Фиджийцы

Макронезийская

Народы Макронезии

Уральская языковая семья

Финно-угорская

Финны, саамы, эстонцы, карелы, мордва, коми, марийцы, венгры, удмурты, ханты, манси

Самодийская

Селькупы, ненцы

Кавказская языковая семья

Грузинская

Аджарцы и грузины

Адыго-абхазская

Абхазы, черкесы, адыгейцы, кабардинцы и другие

Ингуши и чечены

Дагестанская

Лезгины, ланезы, аварцы, даргинцы и другие

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие классификации языков. Генеалогическая, типологическая и ареальная классификация. Крупнейшие семьи языков мира. Поиск новых видов классификации. Индоевропейская семья языков. Семьи языков народов Юго-Востока Азии. Проблема вымирания языков мира.

    реферат , добавлен 20.01.2016

    Праязык. Генеалогическая классификация языков. Прародина индоевропейцев по данным языка. Прародина славян по данным языка. Праславянский язык. Балто-славянская общность. Август Шлейхер (1821-1868). Два вида исторической связи языков.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2006

    Краткое изложение существующих исследований языка, характеристика его функций. Происхождение языка или глоттогенез. Генетическая и морфологическая (или типологическая) классификация языков, их корневые, флективные, агглютинативные и инкорпорирующие типы.

    реферат , добавлен 10.10.2014

    Русский язык – один из наиболее распространенных языков мира. Русский язык как язык межнационального общения народов СССР и язык международного общения. Особенности происхождения русского языка. Роль старославянского языка в развитии русского языка.

    реферат , добавлен 26.04.2011

    Классификации языков мира, их критерии и факторы. Сущность типологической и генеалогической классификации языков, их разновидности и отличительные характеристики. Языковые семьи, ветви и группы в современном мире. Возникновение индоевропейских языков.

    контрольная работа , добавлен 03.02.2010

    Происхождение языка, его генеалогическая и типологическая классификация. Предмет и задачи фонетики, теории слога. Системные отношения в лексике, типы синонимов, антонимов, омонимов, паронимов, онимов. Понятие о фразеологии, лексикографии, орфоэпии.

    шпаргалка , добавлен 24.06.2009

    Теории возникновения языка как средства коммуникации между людьми. Учение Энгельса о происхождении языка. Процесс образования отдельных языков, основные закономерности их развития. Образование, формирование и развитие словарного состава русского языка.

    курсовая работа , добавлен 06.08.2013

    Особенности генеалогической классификации. Общие черты родственных языков. Их разделение по признаку исторического родства. Основные языковые семьи. Типы языков по морфологической классификации (изолирующие, агглютинативные, флективные, инкорпорирующие).

    статья , добавлен 21.12.2017

    Язык и общество. Возникновение наций и национальных языков. Возникновение литературных языков. Языковые отношения при капитализме. Языковые проблемы в России. Заимствование как путь обогащения языка. Место языка среди общественных явлений.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2006

    Понятие и основные функции языка как средства выражения мысли. Сущность теорий звукоподражания, междометий, трудовых выкриков и социального договора. Ознакомление с генетической, ареальной, типологической, а также морфологической классификаций языков.

Принципы классификации языков

1. Генеалогическая классификация языков, в основу которой положен принцип происхождения языков .

2. Типологическая (морфологическая) классификация, основанная на морфологическом принципе сходства грамматических систем .

3. Ареальная классификация учитывает области распространения языков, которые можно нанести на карту.

4. Функциональная классификация языков базируется на учёте функции языка

На земле насчитывается по разным подсчетам от 3 до 10 тысяч языков. Такое расхождение в подсчётах объясняется тем, что многие языки ещё не описаны, иногда трудно разграничить язык и диалект. Кроме того, много племен живёт в труднодоступных для исследователя местах Африки, на островах Тихого и Индийского океанов.

Языки различаются степенью распространенности, количеством носителей (на одних говорят сотни этносов, на других миллионы. Половина населения земного шара говорит всего на 12 языках: китайском, английском, испанском, хинди, арабском, русском и др.). Есть языки древние и новые, живые и мёртвые (на которых сегодня не говорят, напр. латынь, старославянский). Некоторые языки обслуживают узкую сферу деятельности: быт, семья, другие являются государственными, имеют широкую сферу деятельности, то есть языки различаются социальными функциями. Различаются языки по происхождению и по своим структурным характеристикам.

В зависимости от того признака, который выбирает исследователь, могут существовать разные группировки, или классификации языков

В языкознании существует ряд классификаций языков. Наибольшее распространение получили две классификации – генеалогическая, в основу которой положен принцип происхождения языков , и типологическая, которая группирует языки по морфологическому принципу: сходству их грамматических систем (называемая также морфологической) .

Со второй половины XX века признание получили также ареальная и функциональная классификации языков.

Ареальная классификация языков заключается в выявлении ареалов (областей) распространения отдельных языков или групп языков. Ареальная лингвистика исследует распространение языковых явлений в пространстве и времени.

языковой союз

Функциональная классификация языков учитывает множество постоянных и переменных факторов в соотношении языка и общества. Основные факторы следующие: количество живых и мертвых языков, количество носителей живых языков, роль языка в современном мире, письменные и искусственные языки, формы существования языков.

Так, по функциям , которые язык выполняет в обществе, выделяют литературные языки и диалекты , государственные языки, культурные языки и т.д.

По связям языка с этнической общностью выделяют языки народностей, племенные языки и национальные языки.

По распространенности языка за пределами этнической территории и его роли в современном мире выделяют местные языки, региональные языки, языки межнационального общения и мировые языки. К мировым языкам обычно относят рабочие языки ООН – английский , русский , французский , китайский , испанский и арабский .

1. Генеалогическая классификация языков

Основы генеалогической классификации были разработаны на материале индоевропейских языков в связи с утверждением в языкознании XIX века сравнительно-исторического метода.

Генеалогическая классификация связана с поиском родственных языков. Родственные языки называются так потому, что имеют общего предка, т.е. являются продолжением некоего праязыка , который когда-то разделился на несколько самостоятельных ветвей. Родственные языки могли соседствовать, а могли и обособиться. Носители их могли мигрировать в другие края и, контактируя с соседями, заимствовать у них новые звуки, слова и конструкции. Поэтому родственные языки, имея отличия, характеризуются и сходными, общими чертами. С помощью сравнительно-исторического метода между собой сравниваются слова разных языков, выявляется их родство и восстанавливается их первоначальный вид, который называют праформами . Считается, что надежные результаты при установлении родства дают корни слов, относящиеся к древнейшим пластам лексики. Важно и совпадение флексий, т.к. они не заимствуются из языка в язык.

Например: древнеинд. яз. – bh á rami , древненем. biru , греч. phero , лат. fero ; ст.-слав.: бер у (в слове звучал носовой звук, обозначаемый буквой «юс большой», рус. беру) . Близость этих корней говорит об их родстве. Родственные языки, имеющие общие черты, которые можно объяснить тем, что они восходят к общему языку – основе (праязыку), называют языковой семьей . Иначе говоря, семьей называется вся совокупность родственных языков Языки, принадлежащие к разным семьям, не обнаруживают исторического родства. Общими в них могут являться заимствования, проникающие в разные языки из одного источника.

Внутри семьи языки связаны между собой по-разному: одни более, другие менее тесно.

Ряд близких языков внутри семьи называют ветвями , или группами . Языки одной ветви ближе друг к другу, чем языки разных ветвей. Внутри ветви степень близости языков может быть тоже различна, поэтому в некоторых ветвях есть членение на подгруппы родственных языков.

Так, ветвь славянских языков относится к индоевропейской семье. Они ближе друг к другу, чем, например, к французскому, потому что тот принадлежит к другой ветви индоевропейской семьи – романским языкам.

Языки могут оказаться и вне семей, если у них не обнаруживается родственных связей. Таковы, например, баскский и корейский языки.

Основные языковые семьи: индоевропейская, китайско-тибетская, нигеро-кордафанская, австронезийская, семито-хамитская, дравидская, алтайская, австроазиатская, тайская, индейская, нило-сахарская, уральская, кавказская и некоторые другие.

Самая крупная из языковых семей – индоевропейская ( 44,3% от всех говорящих). Она распадается на 12 ветвей:

иранскую (фарси, пушту и др.),

германскую (датский, шведский – северная подгруппа; немецкий, английский – западногерманская подгруппа),

индоарийскую (хинди, урду, цыганский и др.),

романскую (итальянский, французский, испанский, португальский, румынский, молдавский и др.),

балтийскую (латышский, литовский),

кельтскую (ирландский, шотландский, бретонский и валлийский),

славянскую (русский, польский, болгарский и др.)

Мертвые ветви индоевропейской семьи - анатолийская и тохарская. Не образуют ветвей греческий, албанский и армянский языки.

Славянская ветвь, или группа делится на 3 подгруппы: восточно-славянскую (русский, украинский и белорусский), западную (чешский, словацкий, кашубский, польский, лужицкий) и южную (болгарский, сербо-хорватский, македонский, словенский, а также мертвый старославянский язык).

Китайско-тибетская семья языков (23,4 % говорящих) занимает второе место по числу говорящих на языках этой семьи людей. По количеству же входящих в эту семью языков она немногочисленна. Сюда входят китайский, бирманский, тибетский и некоторые другие языки.

Третьей по численности носителей является нигеро-кордофанская семья (5,9 % говорящих). Ее языки иногда называют языками центральной Африки. Наиболее известные языки этой семьи - банту, гвинейские языки, кордофанские языки.

Австронезийская семья (4,9 % говорящих) представлена более чем 150 языками. На языках этой семьи говорят народы, населяющие многочисленные острова и полуострова Юго-Восточной Азии.

Семито-хамитская , или афразийская семья языков (4,8 % говорящих) включает арабский, иврит; берберский и некоторые другие языки. Многие языки этой семьи мертвые: ассиро-вавилонский, арамейский, финикийский, коптский, древнеегипетский и др.

Дравидская семья (3,9 % говорящих) – это языки народов, населявших Индию до прихода туда индоевропейцев.

Алтайская , или тюркская семья (2,6 % говорящих) объединяет в своем составе более 30 языков: турецкий, казахский, узбекский, азербайджанский, татарский, киргизский, якутский и др.

Австроазиатская (1,8 % говорящих) семья включает языки народностей, проживающих в Юго-Восточной Азии, например, вьетнамский и кхмерский языки.

В тайскую семью языков (1,5 % говорящих) входят тайский, лаосский и некоторые другие языки.

Индейская семья (0,9 % говорящих) – это языки коренных индейских племен, проживающих в Северной и Южной Америке (язык кечуа, майя, ирокезские, ацтекские и некоторые другие).

Нило-сахарская семья (0,7 % говорящих) включает в себя некоторые группы африканских языков (например, центрально-суданская, северная и юго-восточная группы).

Уральскую семью (0,6 % говорящих) иногда делят на две группы: финно-угорскую и самодийскую . К финно-угорским языкам относят венгерский, финский, эстонский, марийский и др. языки. В самодийские входят ненецкий, селькупский и др. языки.

Кавказская семья (0,3 % говорящих) включает абхазский, аварский, лакский, адыгейский и др. языки.

Хотя генеалогическая классификация – одна из наиболее разработанных, построение общей картины родства языков еще далеко не завершено.

2. Типологическая, или морфологическая классификация языков

На протяжении XIX - XX веков разрабатывалась еще одна классификация языков, которую называют типологической , или морфологической классификацией . Она состоит в выявлении языков одного строя, прежде всего одной морфологической структуры. Однако при типологической классификации может учитываться не только морфология, но и фонетические и синтаксические особенности сравниваемых языков. Такие классификации существуют в современной лексике. Но наиболее разработанной является типологическая классификация, построенная на основе анализа морфологической структуры слова.

Первую типологию языков разработал немецкий лингвист Ф. Шлегель (1772-1829). Он разделил все языки на два типа: флективные и нефлективные, которые позднее назвали агглютинативными . При этом оставались неясным, куда отнести языки, где нет ни флексий, ни регулярных аффиксов (как, например, в китайском языке). Позднее такие языки назвали аморфными . Ф. Шлегель показал, что грамматический строй флективных языков может быть двух типов: аналитического и синтетического. В. фон Гумбольдт выделил четвёртый тип языков – инкорпорирующий .

В дальнейшем эта классификация совершенствовалась, но и по сей день наиболее признанной остается типологическая классификация, выделяющая 4 морфологических типа языков: флективные, агглютина-тивные, аморфные и инкорпорирующие.

Для языков флективного типа устойчивым признаком их морфологической структуры является наличие флексий, выражающих самые разные грамматические значения. При этом флексия многозначна (например, улиц-у - флексия имеет значение единствен-ного числа, ж.р., в.п., 1 скл.). Аффиксы во флективных языках могут занимать разное положение по отношению к корню: выступать в виде префиксов, суффиксов или инфиксов. Слово во флективных языках автономно, оно несет в себе показатели своего отношения к другим словам в словосочетании или предложении.

К флективным языкам относятся, например, индоевропейские языки. Флективные языки делятся на языки аналитического и синтетического строя. Языки аналитического строя широко используют порядок слов, служебные слова и некоторые фонетические средства для выражения грамматических значений. Таковы, например, английский, болгарский, французский и некоторые другие языки. Языки синтетического строя для выражения грамматических значений опираются главным образом на флексии, формообразующие суффиксы и префиксы, как, например, в русском, польском, белорусском, литовском и некоторых других языках.

К агглютинативным языкам принадлежат тюркские, финно-угорские, японский, корейский и др. языки. Они строятся путем последовательного приклеивания (лат. agglutinare - приклеивать) к основе-корню аффиксов, каждый из которых выражает только одно грамматическое значение. Морфемы здесь четко отграничены друг от друга, и неизменны: они не меняют своего значения в любых сочетаниях. Например, в турецком языке «ода» значит «комната», «лар» - суффикс множественного числа, «да» - суффикс местного падежа (где?). При соединении этих элементов получается одаларда – «в комнатах».

Башкирское:

И.п. ед.ч. баш (голова) – мн.ч. баш-лар (головы)

Р.п. ед.ч. баш-тын (головы) – мн.ч. баш-лар-тын (голов)

В.п. ед.ч. баш-ты (голову) – мн. ч. баш-лар-ты (головы)

Третий морфологический тип – изолирующие , или аморфные языки. Они характеризуются отсутствием словоизменения. Грамма-тические значения в таких языках выражаются с помощью служебных слов, порядка слов, музыкального ударения и интонации. У этого типа языков нет морфологической формы (отсюда название - аморфные). Слово в них равно корню. Так, в китайском языке: слова ча – «чай», во – «я», бу – «не», хэ – «пить» соединенные: ча во бу хэ обозначает «я не пью чаю» (буквально – чай я не пить).

К этому типу относятся китайский, вьетнамский и некоторые другие языки.

Инкорпорирующие , или полисинтетические языки строят предложение как слово, сливая слова в одно общее целое. В этих комплексах начало – подлежащее, конец – сказуемое, а в середину инкорпорируются (лат. incorporare – присоединять, включать в свой состав) дополнения со своими определениями и обстоятельствами.

Например, в языке мексиканских ацтеков слово – предложение нинакаква , означающее «я ем мясо» состоит из частей: ни – «я», нака (из накатл - мясо) и ква – «кушать, есть» (буквально – «я-мяс-ем»).

Чукотское тыатакаанмыркын означает «я жирных оленей убиваю», где ты означает «я», ата – «жир», каа – «олень», нмы – «убивать», ркын – «делать» (букв. – я-жир-олень-убив-делай).

К инкорпорирующим относятся, например, чукотский, карякский, камчадалский языки.

Не существует чистых представителей того или иного типа языков. Так, русскому языку не чужда агглютинация (например, суф. -л- в формах прошедшего времени глагола, постфикс –ся (-сь) в образовании страдательного залога глаголов). Многие языки занимают в морфологической классификации промежуточное положение. Например, языки Океании относят к аморфно-агглютинативным языкам.

3. Ареальная классификация

Ареальная классификация языков заключается в выявлении ареалов распространения отдельных языков или групп языков.

Ареальная лингвистика исследует распространение языковых явлений в пространстве и времени.

Языковой ареал (от лат. area – пространство, площадь) – это граница распространения отдельных языковых явлений и их совокупности, а также отдельных языков и групп языков.

Второе важное понятие в ареальной лингвистике – языковой союз . Этот термин ввел один из крупнейших языковедов 20-го столетия Н.Трубецкой. Языковой союз – это группа географически близких и тесно контактирующих языков, приобретших общие свойства. Существует, например, балканский языковой союз, куда входят болгарский, македонский, румынский, молдавский, албанский и новогреческий языки. В результате контактов друг с другом и с другими языками, распространенными на одном и том же пространстве, языки балканского языкового союза приобрели много общих черт на уровне фонетики, лексики и грамматики.

В ареальной лингвистике существенно разграничение современной и исторической лингвистической карты языков мира.

Исторический подход помогает установить праязык и дальнейшее развитие языков, а также присущие им в тот или иной период ареалы распространения. Это важно, так как язык может сложиться в одном месте, а потом получить распространение в другом регионе планеты. Типичный пример – употребление испанского языка не только в Испании (где на нем говорят 30 млн. человек), но главным образом в Латинской Америке (около 270 млн. говорящих).

Языковые контакты происходят по-разному. В одних случаях первый, материнский язык говорящих может изменяться под влиянием контактов с другими языками и даже может быть вытеснен языком-пришельцем, носители которого оказались более воинственными, предприимчивыми или культурными.

В других случаях меняется второй язык – язык пришлых этнических групп.

Но могут измениться и оба постоянно контактирующих языка.

Следы побежденного языка в составе языка–победителя при скрещивании двух языков называют субстратом (лат. substratum – основа, подкладка). Понятию субстрата противоположно понятие суперстрата (от лат. super – над, сверх и stratum – слой, пласт). Суперстрат – это результат растворения в исконном языке языка пришлых этнических групп.

Адстрат (от лат. ad – при, около и stratum – слой, пласт) – это нейтральный тип языкового взаимодействия, при котором не происходит растворения одного языка в другом, а возникает прослойка между двумя самостоятельными языками. Процессы и результаты изменений, возникающих из-за взаимодействия языков друг с другом и в силу внутренних закономерностей, и исследует ареальная лингвистика.