Типы профессий. Психологические типы профессий Группы профессий человек человек

Материал из Letopisi.Ru - «Время вернуться домой»

Если задаться вопросом: «А с чем же работают представители различных профессий?», - и при этом не акцентировать, внимание на индивидуальных особенностях каждой профессии, то все возможные варианты, согласно теории известного российского психолога Е. А. Климова, можно объединить в пять типов: с природой, техникой, людьми, со знаковой системой, с художественным образом.

Технономические профессии («Человек – Техника»)

Профессии данного типа объединяют в себе те виды деятельности, в которых происходит активное взаимодействие с разнообразными приборами, машинами, механизмами.

  1. с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (инженер, радиомонтажник, сварщик...);
  2. с эксплуатацией технических средств (водитель, токарь, швея...);
  3. с ремонтом техники (механик, электромонтер...).
  • исследовать, наблюдать;
  • создавать и испытывать новые образцы;
  • планировать, конструировать, проектировать, разрабатывать, моделировать;
  • придумывать новые способы деятельности;
  • самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • принимать нестандартные решения.
  • технический склад ума;
  • пространственное воображение;
  • склонность к практическому труду;
  • эмоциональная устойчивость.

Биономические профессии («Человек – Природа»)

В основе биономических профессий лежит работа с природными объектами и явлениями.

  1. с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог...);
  2. с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, фермер, зоотехник…);
  3. с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • ухаживать и наблюдать за животными;
  • разводить растения или животных;
  • заготавливать продукты (грибы, ягоды, рыбу...);
  • бороться с болезнями, вредителями;
  • выращивать овощи и фрукты;
    • ориентироваться в природных явлениях;

наблюдать, изучать различные природные явлениями. Профессионально важные качества:

  • наблюдательность;
  • склонность к систематизации;
  • устойчивость внимания;
  • потребность в двигательной активности.

Сигнономичегкие профессии («Человек - Знаковая система»)

В качестве знаковой системы могут выступать цифры, числовые значения, коды, символы, тексты.

Профессии данного типа связаны:

  1. с текстами (корректор, переводчик, машинистка...);
  2. с цифрами, формулами и таблицами (программист, оператор ПК, бухгалтер, кассир...);
  3. с чертежами, картами;
  4. со схемами (штурман, чертежник, картограф...);
  5. со звуковыми сигналами (радист, телефонист...).

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обрабатывать тексты и таблицы;
  • производить расчеты и вычисления;
  • перерабатывать информацию;
  • работать с чертежами, картами и схемами;
  • принимать и передавать сигналы и сообщения;
  • хорошо считать в уме;
  • оперировать знаками и символами;
  • искать и исправлять ошибки.

Профессионально важные качества:

  • способность к математике;
  • развитое абстрактное мышление;
  • высокая устойчивость внимания;
  • склонность к общению;
  • аккуратность и усидчивость.

Артономические профессии («Человек - Художественный образ»)

Традиционно труд представителей профессий - «человек - художественный образ», а также область их деятельности называют искусством. В этом, как и в слове «художник» (от старославянского «худог» - искусный), воплотилась оценка особенностей мастерства таких специалистов.

Художественный образ - результат мыслительной, познавательно-духовной и практической деятельности человека.

Профессии данного типа связаны:

  1. с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, парикмахер, кондитер композитор...);
  2. с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства (ювелир, закройщик, реставратор, флорист, актер...).

Склонности, предпочтения, выраженные способности: *заниматься художественным оформлением;

  • заниматься художественным творчеством (живопись, скульптура, фотография, кино...);
  • сочинять (стихи, прозу и др.);
  • выступать на сцене;
  • изготавливать своими руками красивые вещи;
  • петь, играть на музыкальных инструментах.

Профессионально важные качества:

  • яркое воображение;
  • образное мышление;
  • склонность к творчеству;
  • гибкость чувств;
  • специальные способности;
  • развитость функциональных способностей (слух, зрение, речь, вкус и т.п.)

Социономические профессии («Человек - Человек»)

Професси типа " человек-человек" предполагают постоянную работу с людьми и постоянное общение в ходе профессиональной деятельности.

Професси данного типа связаны:

  1. с медицинским обслуживанием (врач, медсестра...);
  2. с обучением и с воспитанием (воспитатель, гувернер, тренер, учитель...),
  3. с бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант...),
  4. с правовой защитой (юрист, участковый инспектор...)

Склонности и предпочтения, выраженные способности:

  • обслуживание людей;
  • занятие лечением;
  • обучение;
  • воспитание;
  • защита прав и безопасности;
  • управление людьми.
  • легкость знакомства и общения с новыми людьми;
  • чуткость и доброжелательность к окружающим;
  • умение внимательно выслушивать людей;
  • умение самостоятельно организовывать свою работу и работу других;
  • умение хорошо и понятно говорить и выступать публично.

Профессионально важные качества:

  • развитые коммуникативные способности,
  • эмоциональная устойчивость,
  • быстрая переключаемость внимания;
  • эмпатия;
  • наблюдательность;
  • организаторские способности.

Для каждого человека характерно более или менее чётко выраженное предпочтение видов деятельности, соответствующих тому предмету труда, который ему более близок. Это происходи в силу преобладания определённых интересов и личностных особенностей. Кому-то нравится работать с техникой, и это ему легко даётся, а кто-то, наоборот, от одного вида бытовых приборов испытывает ужас, зато его конек – общение. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А.Климова классифицирует профессии по предмету труда. Этот опросник может оказать существенную помощь в выявлении индивидуального предпочтении предмета труда, а, следовательно, и определенной группы профессий.

По предмету труда (то, с чем работает человек), средствам труда (какими инструментами или машинами он пользуется), условиям труда, целям труда все профессии можно отнести к тому или иному типу. Учитывая такую типологию в соответствии каждой профессии можно поставить некоторый код, или профиль - то есть, по какому критерию к какому типу она относится. Затем можно для себя составить «идеальную формулу профессии», предпочитаемые средства труда и предмет труда. Таким образом, несложно будет для себя определить, какая профессия Вам подойдет, а какая нет.

Всякую профессию по каждому из оснований строки можно отнести либо к одному из типов или к нескольким. В строках указаны основания для классификации - и соответствующие им типы профессий.

1. В зависимости от предмета труда все профессии принято делить на пять типов.

На самом деле это грубое деление. Такое деление подходит для профессий, в которых четко прослеживается принадлежность одному из пяти предметов труда. Психологи определяют для каждой профессии, какой предмет труда ей ближе, с чем в основном имеет дело человек в процессе труда, а характеризующих профессию предметов труда может быть три. Такая оценка позволит различать профессии внутри группы, определяя вторичный для данной профессии предмет труда.

"Ч Е Л О В Е К - П Р И Р О Д А"

Профессии : зоотехник, кинолог, мастер-животновод, семеновод, агроном, лаборант химико-бактериологического анализа и другие.

Из профессий этого типа выделяют профессии, для которых предметом труда будут являться:

· растения

· животные

· микроорганизмы

Такие профессии связаны с пищевой промышленностью, медициной, сельским хозяйством, и научными исследованиями в сфере биологии и географии. Некоторый интерес к природе, как ни покажется странным, должны иметь менеджер по гостиничному бизнесу и туризму, психолог…

Такое деление вовсе не означает, что весь труд человека направлен лишь на упомянутые предметы труда. Например, растениеводы используют различную технику, работают в коллективе, проводят экономическую оценку своего труда. Но всё равно главным предметом забот и внимания растениеводов являются растения и среда их существования.

С другой стороны, если Вы выбираете профессию типа «человек-природа», очень важно выяснить Ваше отношение к природе: как к месту отдыха или как к Вашему рабочему месту, где Вы будете отдавать свои силы производству.

При выборе профессии следует учитывать ещё один момент. Особенность биологических объектов труда заключается в их сложности, изменчивости (по своим внутренним законам), нестандартности. Животные, растения, микроорганизмы растут, развиваются, живут, болеют и даже гибнут. Работник должен не просто много знать о живых организмах, но также и предвидеть возможные в них изменения, которые иногда бывают необратимыми. Человек должен обладать такими качествами как самостоятельность в принятии решений, дальновидность, инициатива, заботливость.

"Ч Е Л О B Е К - Т Е Х Н И К А"

Профессии : столяр, проходчик, техник-металлург, архитектор, инженер-механик, радиомеханик, электромонтажник, строитель, специалист по телекоммуникациям, сборщик компьютеров и другие.

Естественно, здесь труд работников направлен не только на технику, но всё равно основной предмет профессионального внимания - технические объекты и их свойства.

· профессии, связанные с добычей и обработкой грунтов и горных пород;

· профессии, связанные с обработкой и использованием неметаллических промышленных материалов, полуфабрикатов, изделий;

· профессии по производству и обработке металлов, механической сборкой, монтажом машин и приборов;

· профессии, связанные с ремонтом, обслуживанием, наладкой технологических машин, транспортных средств, установок;

· профессии, связанные с монтажом, ремонтом зданий, конструкций, сооружений;

· профессии, связанные со сборкой, монтажом, ремонтом, наладкой, обслуживанием приборов, аппаратов, электрооборудования;

· профессии, в которых используются транспортные и подъемные средства и управление ими;

· профессии по переработке продуктов сельского хозяйства.

В процессе обработки, перемещения, преобразования или оценки технических средств работник должен быть точен, от него требуется определенность действий. Так как технические объекты всегда разрабатываются самим человеком, то в техническом мире много возможностей для новаторства, технического творчества, выдумки. Кром творческого подхода в деле техники от человека требуется также высокий уровень исполнительской дисциплины.

"Ч Е Л О В Е К - Ч Е Л О В Е К"

Ведущим предметом труда в этой категории профессий являются люди.

Профессии : учитель, психолог, врач, экскурсовод, парикмахер, руководитель художественного коллектива, менеджер и другие.

К профессиям этого типа относятся:

· профессии по обучению и воспитанию, по организации и управлению детскими коллективами;

· профессии по управлению производством, руководству людьми и коллективами;

· профессии по бытовому и торговому обслуживанию;

· профессии по информационному обслуживанию;

· профессии по информационно-художественному обслуживанию людей и руководству художественными коллективами;

· профессии по медицинскому обслуживанию.

Чтобы успешно работать по профессиям этой категории нужно быть коммуникабельным, уметь контактировать с людьми и поддерживать контакты, уметь понимать людей, разбираться в их особенностях, а также получить знания в соответствующей сфере производства, науки и искусства.

Качества, которые имеют важное значение в работе:

· хорошее устойчивое настроение в ходе работы с людьми;

· потребность в постоянном общении;

· способность понимать настроение людей, их намерения, помыслы;

· умение разбираться во взаимоотношениях людей;

· умение общаться с разными людьми и находить с ними общий язык.

"Ч Е Л О В Е К - З Н А К О В Ы Е С И С Т Е М Ы"

Профессии : инженер, чертежник, переводчик, секретарь-машинистка, топограф, программист и другие.

В группу профессии типа «человек - знаковые системы» входят:

· профессии, связанные с делопроизводством, оформлением документов, перекодированием, анализом текстов и их преобразованием;

· профессии, связанные с числами и количественными отношениями;

· профессии по обработке информации, представленной в виде схематических изображений объектов или в виде системы условных знаков.

Для успешной работы по одной из профессии типа «человек - знаковая система» нужно иметь особый способности для погружения в мир сухих обозначений, уметь отвлекаться от окружающего мира и сосредотачиваться на тех сведениях, которые заключены в знаках. При обработке информации, представленной условными знаками, необходимо будет решать задачи проверки, контроля, обработки, учета, сведений, а также работать над созданием новых знаков и знаковых систем.

"Ч Е Л О В Е К - Х У Д О Ж Е С Т В Е Н Н Ы Й О Б Р А З"

Профессии : художник, дизайнер, артист, музыкант, литературный работник, резчик по камню.

Группа профессий типа «человек - художественный образ» объединяет в себе:

· профессии, связанные с изобразительной или музыкальной деятельностью;

· профессии литературно-художественной направленности;

· профессии актерско-сценической деятельности.

Отличительной особенностью профессий типа «человек - художественный образ» является то, что большая часть трудовых затрат скрыта от стороннего наблюдателя. Кроме того, зачастую прилагаются специальные усилия, чтобы создать эффект непринужденности и легкости конечного результата труда.

2. В зависимости от условий труда все профессии делят на четыре группы:

· Труд в условиях обычного микроклимата (бытового) - инженер, секретарь-референт, бухгалтер, программист;

· Труд на открытом воздухе, где возможны резкие перепады температуры и влажности - агроном, полевод, пожарник, строитель;

· Труд в необычных условиях: под водой, в воздухе, под землей, на высоте, в горячих цехах и цехах с вредным производством - водолаз, шахтер, аппаратчик, летчик;

· Труд с повышенной моральной ответственностью за жизнь и здоровье людей, за материальные и общественные ценности - врач, учитель, аудитор, инженер по технике безопасности.

3. По средствам труда профессии принято делить на четыре категории:

· профессии, где используется ручной труд - хирург, ювелир, столяр, музыкант, монтажник радиоаппаратуры;

· профессии, где используются машины с ручным управлением - машинист, водитель, оператор связи, токарь;

· профессии, где используются автоматы, полуавтоматы, робототехнические комплексы, автоматические линии - аппаратчик, печатник, диспетчер энергосистем, сталевар;

· профессии, где используются функциональные средства труда - дирижер, актер, преподаватель, спортсмен, режиссер.

4. В зависимости от цели труда выделяют три группы профессий:

· гностические: различить, проверить, оценить, распознать - контролер, санитарный врач, товаровед, следователь, литературный критик, эксперт;

· преобразующие: преобразовать, переместить, организовать, обработать - преподаватель, живописец, водитель, портной, слесарь, паркетчик;

· изыскательские: придумать, сконструировать, изобрести, найти новый вариант - художник-оформитель, разметчик, закройщик, селекционер.

Пример формулы профессии : Юрист

Предмет труда : ЧЕЛОВЕК - юрист обслуживает людей, помогает в решении их проблем, анализирует их, общается с людьми; ЗНАКОВЫЕ СИСТЕМЫ - юрист читает и анализирует документы, сборники законов, справочники, статистические данные.

Условия труда : С ПОВЫШЕННОЙ МОРАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ - за жизнь и честь человека; БЫТОВЫЕ - в случае, когда это юрист-следователь, когда полицейский, тогда на открытом воздухе.

Средства труда : ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ - язык, мимика, жесты, собственные мозги; иногда АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ - использование компьютера.

Цели труда : ГНОСТИЧЕСКАЯ - определить, к какому классу ситуаций относится случай клиента, определить, распознать причину, классифицировать, сортировать; ИЗЫСКАТЕЛЬСКАЯ - улики, найти способ подачи информации, найти способ лучшей защиты подсудимого.

Идеальную формулу профессии для Вас могут составить с помощью тестов психологи. Вам задается ряд вопросов и в результате анализа выявляются предпочитаемые Вами средства труда выбранной профессиональной деятельности. Психологи формулы профессий составляют на основе профессиограмм (описаний профессий, решаемых в процессе трудовой деятельности задач, требований профессии к качествам человека). Можно воспользоваться существующими компьютерными системами для составления Вашей идеальной формулы. Такие услуги Вам могут оказать в профориентационных центрах и центрах психологической поддержки, а также в центрах компьютерного психологического тестирования. Но лучше всегда самому уметь анализировать профессию - тогда Ваш выбор действительно будет осознанным. Вы будете понимать, чем Вас привлекает какая-либо профессия (например, профессия физика-теоретика - изыскательскими целями, профессия каскадера - необычными условиями).

ЦЕНТР ПСИХОЛОГИИ И БИЗНЕСА «IQ»

КОГАОУ ДПО «Учебный центр УГСЗН Кировской области»

610005 г.Киров, Октябрьский пр-т 44,

e-mail: [email protected]

Профессиограммы


2013 г.

Список профессиограмм «Человек-Знаковая система»
Название профессии (специальности) Страница


  1. Агент по закупкам

  2. Агент по продаже недвижимости

  3. Агент торговый

  4. Адвокат

  5. Администратор

  6. Архивариус

  7. Архитектор

  8. Аудитор

  9. Аукционист

  10. Банковский служащий

  11. Бармен

  12. Биолог

  13. Биржевой маклер

  14. Бренд-менеджер

  15. Брокер

  16. Буфетчик

  17. Бухгалтер

  18. Валеолог

  19. Водитель

  20. Водитель автобуса

  21. Водитель грузовых машин

  22. Воспитатель детского сада

  23. Геолог

  24. Гидрометеонаблюдатель

  25. Гравер (в слесарном производстве)

  26. Декларатор грузов (таможенный брокер)

  27. Делопроизводитель

  28. Дизайнер

  29. Дилер

  30. Журналист

  31. Закройщик

  32. Заточник

  33. Землеустроитель

  34. Зубной техник

  35. Инженер-исследователь

  36. Инженер АСУпроизводства

  37. Инженер по защите информации

  38. Инженер по стандартизации и сертификации

  39. Инженер по проектно-сметной документации

  40. Инженер-программист

  41. Каменщик

  42. Кассир банка

  43. Кладовщик

  44. Коммерческий агент

  45. Коммивояжер

  46. Комплектовщик

  47. Контролер деталей и приборов

  48. Культуролог

  49. Лаборант химанализа

  50. Лингвист

  51. Логистик

  52. Маркетолог

  53. Машинист автокрана

  54. Машинист башенного крана

  55. Менеджер

  56. Менеджер по персоналу

  57. Менеджер по работе с клиентами

  58. Менеджер по рекламе

  59. Менеджер по туризму

  60. Мерчендайзер

  61. Модельер-конструктор

  62. Монтажник ж/б конструкций

  63. Монтажник сантехнических систем и оборудования

  64. Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов

  65. Музеолог

  66. Наладчик станков с ЧПУ

  67. Налоговый инспектор

  68. Намотчик катушек

  69. Операционист (банковское дело)

  70. Оператор вычислительных машин (Оператор ПК)

  71. Официант

  72. Предприниматель

  73. Портной

  74. Проводник пассажирского вагона

  75. Продавец

  76. Профконсультант

  77. Психолог

  78. Рекрутер

  79. Риэлтор

  80. Секретарь-машинистка

  81. Секретарь-референт

  82. Слесарь по КИПиА

  83. Слесарь по сборке металлоконструкций

  84. Слесарь-электрик по ремонту эл/оборудования

  85. Социолог

  86. Специалист государственного и муниципального управления

  87. Специалист по издательскому делу

  88. Специалист по кадастру

  89. Специалист по маркетингу

  90. Страховой агент

  91. Станочник широкого профиля

  92. Токарь-расточник

  93. Товаровед-эксперт

  94. Торговый представитель

  95. Учитель

  96. Учитель начальных классов

  97. Учитель иностранного языка

  98. Учетчик

  99. Фармацевт

  100. Фельдшер

  101. Фермер

  102. Финансовый аналитик

  103. Фотограф (Фотокорреспондент)

  104. Фрезеровщик

  105. Химик-технолог

  106. Хозяйка усадьбы

  107. Шеф-редактор

  108. Шлифовщик

  109. Чертежник

  110. Эколог

  111. Электрогазосварщик

  112. Электромонтер
114. Эпидемиолог

115. Юрисконсульт



Профессиограмма - характеристика профессии
Профессиограмма - это описание профессии или специальности с требованиями, которые они предъявляют к человеку.

Профессиограммы соответствующих профессий есть на предприятиях, в профессиональных училищах, можно с ними ознакомиться в центрах занятости населения.


Профессиограмма обычно содержит следующую информацию:
1. Общие сведения о профессии :

Значение и распространенность профессии;

Перспективы развития профессии;

Смежные профессии;

Уровень образования и сведения о профессиональной подготовке.
2. Характеристика процесса труда :

Основные профессиональные обязанности специалиста, рабочие операции;

Рабочее место, орудия труда;

Характер работы.


3. Санитарно-гигиенические условия труда:

Режим труда;

Микроклиматические условия (шум, освещенность и др.);

Возможные профессиональные заболевания.


4. Требования профессии к специалисту :

Интересы и склонности;

Способности, умения и навыки, основные качества, которыми должен обладать работающий.
5. Требования к здоровью, медицинские противопоказания.
6. Возможности профессионального обучения.
7. Родственные профессии .

Чем больше вы будете знать о профессии, тем больше вероятность, что не столкнетесь с какой-либо неожиданностью в процессе выбора профессии или трудовой деятельности.

Что такое ПВК?
ПВК - профессионально - важные качества личности . По ним судят о профессиональной пригодности человека к той или иной профессии.
Профессиональная пригодность - один из важнейших моментов, которые необходимо учитывать в процессе профессионального выбора. Как мы выяснили, любая профессия предъявляет к человеку определенные требования.
Требования к состоянию здоровья, профессиональной квалификации, способностям - это и является профессионально-важными качествами личности .
Профессиональная пригодность - совокупность психических и психофизиологических особенностей человека, необходимых и достаточных для достижения общественно приемлемой эффективности в той или другой профессии .
Поможет сориентироваться в огромном мире профессий классификация профессий.

Классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности по каким-то важным признакам.

Существуют разные квалификации профессий: по первой букве их названия, по характеру труда (умственный или физический), по отраслям хозяйства или сфере материального производства, по уровню квалификации и т.д.

Классификация профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку.
Каждый вид труда имеет следующие компоненты:

Предмет труда;

Цель труда;

Орудия труда;

Условия деятельности.

Действительно, когда человек работает его внимание направлено на предмет труда. С этим предметом надо что-то делать - цель труда . Реализуется эта цель посредством орудий труда . И естественно, для человека важно знать условия, в каких протекает работа .

Эти признаки определяют сумму требований, предъявляемых профессией к человеку.

Для правильного выбора профессии необходимо знать или хотя бы представлять те требования, которые предъявляют к человеку различные профессии , а также знать свои индивидульно-психологические особенности, что бы соотнести их с этими требованиями.
В отечественной психологии наибольшую известность получила классификация профессий по предмету труда, разработанная Евгением Александровичем Климовым, которая наиболее подходит при выборе профессии. В последнее время данная классификация получила расширение за счет выделения большого круга профессий рыночных специальностей, связанных с бизнесом .

В соответствии с объектом труда выделяют следующие группы профессий:


1. ЧЕЛОВЕК-ЖИВАЯ ПРИРОДА (П). Представители этого типа имеют дело с растительными и живыми организмами, микроорганизмами и условиями их существования (агроном, ветврач, полевод, животновод, кинолог, фермер, геолог).
2. ЧЕЛОВЕК-ТЕХНИКА И НЕЖИВАЯ ПРИРОДА (Т). Работники имеют дело с неживыми и техническими объектами труда (слесарь, автомеханик, водитель, инженер, моторист, плотник, штукатур, сварщик, конструктор, контролер, физик, химик).
3. ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК (Ч). Предметом интереса, распознания, обслуживания, преобразования здесь являются социальные системы, сообщества, группы населения, люди разного возраста (учитель, менеджер, врач, страховой агент, воспитатель, няня, продавец, социальный работник, массажист, психолог).
4. ЧЕЛОВЕК-ЗНАКОВАЯ СИСТЕМА (З). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, формулы - вот предметные миры, которые занимают представителей этого типа (бухгалтер, программист, оператор ПК, радиомонтажник, экономист, телефонист, машинистка, переводчик, кассир).
5. ЧЕЛОВЕК-ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (Х). Явления, факты художественного отображения действительности - вот что занимает представителей этого типа (артист, дирижер, художник, маляр, портной, повар, парикмахер, музыкант, архитектор).
6. ЧЕЛОВЕК-БИЗНЕС (Б). Выделен в последнее время в связи с потребностью рынка труда. Сюда относятся специальности: менеджеры, биржевые маклеры, аудиторы, брокеры, дилеры и другие профессии, связанные с коммерческой деятельностью.
По характеру труда выделяют 2 класса профессий :
А) Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решений, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованиям инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (медсестра, продавец, машинист, оператор, станочник, плотник, парикмахер и т.д.)

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением , конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого оригинального мышления, и, как правило высшего образования (врач, менеджер, психолог, учитель. юрист, инженер, экономист, архитектор).

Любая профессия может быть одновременно отнесена на основании предмета труда к одному из 5 типов и на основании характера труда к одному из 2-х классов.


Для того чтобы узнать о своей профессиональной направленности, можно воспользоваться различными тестами и методиками (например: Дифферинциально - диагностический опросник Е.А. Климова, Опросник профессиональной готовности Кабардовой, модифицированный ОПГ- 6 и др.).

Классификация профессий

по предмету труда, сфере деятельности (по Климову)


Предмет труда

Сфера деятельности

Требования

Ч-Ч

люди, группы, коллективы.

(взаимодействие людей, управление, руководство людьми и коллективами)



- медицинское обслуживание;

Воспитание, обучение;

Бытовое обслуживание;

Информационное обслуживание

(библиотекари, экскурсоводы

лекторы...);

Защита общества и государства


- склонность и умение работать с

людьми;


- понимать людей и разбираться в

их особенностях;

Чуткость, внимание, вежливость;

Высокий уровень общительности;

Выдержка, уравновешенность;

Широкий кругозор;

Умение убеждать;

- речь, эрудиция.


Ч-Т

техника,

машины, механизмы


- создание, монтаж, установка,

сборка, наладка технических

устройств;

Эксплуатация технических

Ремонт технических средств.



- развитые пространственные

представления;

Комплекс двигательных навыков;

Сенсомоторная координация;

Техническое мышление;

Исполнительская дисциплина;

Аккуратность;

Физическая выносливость.



Ч-П

живая природа (животные, растения)

- изучение, исследование, анализ;

Уход за растениями и

животными;

Профилактика и лечение

заболеваний растений и

животных;

Природопользование (работа с

продуктами питания);

Преобразование природы;

Охрана природы.



- любовь к природе (не хобби, а

связанная с познанием ее законов

и применением их);

Творческое мышление;

Физическая выносливость;

Работоспособность;

Самостоятельность;

- дальновидность.


Ч-З

тексты, цифры, чертежи, условные знаки, коды

- тексты на родном или

иностранном языке (корректор,

редактор, машинистка,

переводчик...);

Цифры, формулы, таблицы

(программист, оператор ЭВМ,

диспетчер, кассир, менеджер);

Чертежи, карты, схемы

(чертежник, закройщик,

копировщик);

Звуковые сигналы (радист,

телеграфист).



- абстрактное мышление и

воссоздающее воображение;

Усидчивость, сосредоточенность;

Устойчивость внимания;

Быстрота, точность в движении;

Оперирование числами.


Ч-Х/О

живопись, искусство

- создание, проектирование,

моделирование худ. произвед.

(композитор, модельер);

Воспроизведение, изготовление

различных изделий (ювелир,

гравер, реставратор);

Воспроизведение, копирование

(фотограф).



- художественные способности;

Развитый художественный вкус;

Образность и гибкость мышления,

творческий склад;

Чувствительность;

Тонкость восприятия;

Образная память;

Психомоторные способности;

Способность к практическому

созданию красоты.



АГЕНТ ПО ЗАКУПКАМ

Количество профессий, появляющихся и исчезающих одновременно, очень велико. Большинство из нас не знает сейчас, кто такой балагол, а вот термин «копирайтер» знаком почти каждому. Для того чтобы разобраться с функционалом каждой профессии, люди пользуются специальной литературой. А чтобы понять, к какой сфере относится та или иная позиция, необходимо прочитать наш материал.

Деление профессий

В мировом сообществе лингвистов принято делить профессии по различным признакам, группируя их между собой в небольшие кластеры. Такие группировки помогают выделить одинаковые занятия и обобщить их.

Все профессии делятся по различным признакам.

По типу труда бывают классы профессий гностические, преобразующие, изыскательские:

  • Преобразующие. Такие профессии связаны с изменением различных свойств или состояний предмета труда. Познание в этом случае не является самоцелью. Яркими представителями данной группы будут являться люди, которые работают поварами, пекарями, строителями. Здесь четко прослеживается изменение свойств изначального материала. Пекарь из сырых продуктов выпекает хлебобулочные изделия, повара изменяют свойства сырых овощей и фруктов, отваривая их в кипятке, строители - замешивают сухой цемент и оставляют его затвердевать. Не подходит, например, профессия водителя - четкого изменения свойств нет.
  • Гностические профессии (от древнегреческого слова «гнозис», обозначавшего знание). Это профессии, которые связаны исключительно с познавательной отраслью. При этом они органично вписываются в материальное производство. Таких профессий много, и они очень разнообразны. Как конечный продукт рассматривается распознавание, узнавание, контроль, классификация, проверка по известным признакам, сортировка, исследование и оценка. К представителям относятся лаборант, искусствовед. Судмедэксперт - также профессия гностического типа.
  • Изыскательные. В этом случае основной направленностью становится поиск чего-то, деятельность, которая поможет изобрести новое, придумать решение. Представители - люди, чья работа связана с изобретением нового и преобразованием старого. Это - воспитатели и педагоги, программисты, математики, инженеры, раскройщики лекал.

Деление по средствам труда

По средствам труда делятся профессии на:

  • Использующие механизированные орудия. Это профессии, которые предполагают в своей деятельности управление автоматами или механизмами. Создаются такие машины с использованием ручного управления для преобразования чего-то, перемещения. Классическими представителями такой профессии будут токарь или водитель машины, которые при помощи управления перемещают грузы или придают форму заготовке.
  • Использующие ручные орудия, которые необходимы для выполнения самой функции труда. Представителями являются слесари, картографы, художники, лаборанты.
  • Использующие автоматизированные орудия. Такие профессии предполагают управление станками, различными устройствами. Работники - операторы инкубационных подразделений, операторы записи звука.
  • Функциональные средства человеческого организма. Это профессии, в которых основная деятельность - мыслительная и эталонная. Например, дирижер или акробат.

Деление по условиям труда

По условиям труда профессии делятся по типу работ:

  • На открытом воздухе - агрономы, трактористы, монтажники. Работа предполагает резкие перепады температур.
  • Бытового типа - бухгалтер, программист. Это работа офисная или лабораторная.
  • Необычные - под водой, на большой высоте, в условиях сильной жары. Представители - водолазы, шахтеры.
  • С повышенным уровнем ответственности морального характера - такие сотрудники несут ответственность за здоровье человека, его жизнь, материальные ценности. Это учителя, судьи, продавцы.

Классификация профессий

Во всем мире принято делить существующие профессии на определенные классы. В России популярностью пользуется таблица, составленная Е. А. Климовым.

Согласно его классификации, выделяется 5 основных типов:

  • Человек - техника. Это люди, которые взаимодействуют с неживыми объектами, чаще всего - техническими. К примеру - электрик, слесарь-ремонтник, токарь.
  • Человек - природа. Дело имеют с животными, лесами, микроорганизмами. Это - ветеринар, агроном, мастер-плодоовощевод, специалист-животновод.
  • Человек - человек. Предметом исследования, обслуживания, преобразования являются сообщества, социальные слои, группы, люди разного возраста. Представители - врачи, учителя, продавцы, инженеры-педагоги, экскурсоводы.
  • Человек - художественный образ. Представитель данной профессии видит мир творческим, старается выделить прекрасное. Окружение волнует его только с точки зрения возможности добавить красоты, затронуть форму или эмоцию. Яркие представители - художники, реставраторы, настройщики, артисты балета, драмтеатра, композиторы, декораторы.

Гностические специальности

Гностические профессии - это профессии, в результате деятельности не производящие новых продуктов или товаров. Это оценочная сфера. Гностический класс профессий часто связан с культурной деятельностью и наукой.

Специалисты гностических профессий не участвуют в создании нового. Чаще всего они оценивают имеющиеся, произведенные ранее продукты или отдельные параметры.

Яркие представители: товаровед, искусствовед, криминалист, врач-рентгенолог.

Примеры профессий

В каждой профессии сочетаются различные признаки, принадлежащие классам, типам и видам разного направления.

Преобразующие специальности

Изыскательные профессии

Гностические профессии

Семеновод, дрессировщик, селекционер

Садовод, доярка, ветеринар

Сортировщик рыбы, овощей, плодов, приемщик молока, сортировщик яиц

Литейщик, часовщик, автослесарь

Крановщик, тракторист, водитель

Летчик-наблюдатель, гидроакустик, лаборант для механических испытаний

Пластический хирург, психиатр, психолог

Массажист, продавец, терапевт

Вахтер, санитарный врач, сторож, следователь, журналист

Переводчик, раскройщик, шифровальщик

Программист, лингвист, математик

Контролер чертежей, бухгалтер-ревизор, корректор, нормировщик

Флорист, художник, писатель

Живописец по фарфору, модельер, скульптор

Критик, контролер музыкальных изделий, антиквар

Гностический класс призван:

  • исследовать, отличать, распознавать, определять, проверять;
  • оценивать, разбираться в трудных и сложных явлениях, делать выводы на основе разнообразных признаков объекта);
  • проверять по предварительно знакомым признакам, сортировать и так далее.

Гностические профессии, перечень которых очень длинный - контроллер технического контроля (техника), корректор (это знаковая система), критик (это художественный образ), эксперт зданий и сооружений (это архитектура), санитарный врач (сфера - человек), лаборант анализа (это природа) и т. д., - могут пересекаться и с другими профессиями и типами.

Где встречается гностический тип

Гностические профессии, список которых можно продолжать бесконечно, можно встретить где угодно. В поликлинике и в поле, на строительной площадке, и на заводе, в торговом зале супермаркета или магазина. Могут относиться гностические профессии к любому из пяти распространенных типов профессий: контролер-приемщик изготовленной продукции, критик, корректор, санитарный врач.

Преобразующие профессии

Самым многочисленным считается класс профессий, который по своим целям активно связан с изменением свойств предметов труда. Именно поэтому данный класс называется преобразующим. Для таких профессий психологи, составляя карту профориентации, используют аббревиатуру «Пр» - по первым буквам ключевого слова. Этот класс является наиболее широким, потому что часто познавательная деятельность не является основной, а только лишь выступает впереди преобразующей и является побочным продуктом.

Под преобразующей деятельностью следует понимать любые действия, в результате которых предмет труда изменит свои свойства, положение в пространстве, а также наоборот, будет активно сохранять свои первоначальные свойства. Класс этих профессий широко распространен в разных сферах: учитель, столяр, чертежник, полевод, реставратор.

Изыскательные работы

Гностические профессии, примеры которых рассмотрены выше, сильно отличаются от изыскательных. В изыскательном классе на первый план выдвигается только та цель работы, которая подразумевает под собой изобретение чего-то, где нужно придумать или определить новый вариант решения вопроса. В классификациях принято обозначать данный класс буквой «И». Это - профессии практического применения. Часто их путают с гностическими, связанными со специальными изысканиями. Гностические профессии, цель труда которых - распознать и классифицировать, в этом контексте отличаются от изыскательных очень сильно. Работа геолога, например, часто вызывает у специалистов споры, куда ее отнести.

Отличительные черты гностических профессий

Гностические профессии, примеры которых приведены ранее, характеризуются некоторыми особенностями, помогающими вычленить их среди общей массы. В этом классе любой из специалистов самостоятельно не участвует в производстве новых продуктов, а только лишь оценивает отдельные имеющиеся. Эти продукты всегда сделаны другими специалистами и не могут возникнуть сами по себе.

Также представители гностических профессий могут оценивать отдельные параметры какого-либо изделия. Отличительная черта, которая объединяет всех специалистов, - это высокий интерес к свойствам, признакам определенных объектов или продукции, а также их сравнение.

Разнообразие гностических специальностей

Гностические профессии разнообразны настолько, что среди всех них выделяется еще отдельная самостоятельная группа, объединенная ведущими действиями, которые применяются для достижения целей гностического характера. К ним относят: классификацию - сортировку, проверку по известным заранее качествам, исследование - углубление в более сложные связи скрытых, не сразу видных и явных процессов или явлений.

Требования к сотрудникам

Специальности этого класса предъявляют определенные личностные и профессиональные требования к работнику. Основное, что выделяет гностические профессии - цель труда. Примеры требований к работнику: очень выраженная познавательная деятельность, высокая наблюдательность, устойчивость внимания, работоспособность высокого уровня, неутомимость и выносливость необходимых органов чувств. Контроль качества продукции или оценка объектов зачастую затрагивают интересы других людей. Для беспристрастного и качественного исследования важна твердость позиции, проявление принципиальности в сделанных выводах.

Примеры

Примеры профессий гностического характера встречаются на каждом шагу. Скажем, закройщик, который работает в ателье. Каждый раз, приступая к индивидуальному пошиву, он должен изменять свою деятельность, ориентируясь на фигуру клиента, фактуру ткани, фасон модели.

Фактически он решает нестандартные и творческие задачи на протяжении всего рабочего дня. Класс таких профессий - изыскательных - крайне невелик.

Пересечение классов и целей

Очень редко четко выделяются профессии, в которых преобладает один тип или класс. Не могут быть только гностические профессии, только изыскательные или только преобразующие. Чаще всего в работе, которой занимается человек, присутствует несколько целей: и распознать, и придумать, и преобразовать. Во множестве специальностей цель труда содержит в себе по два элемента, или даже каждый из них. Для того чтобы определить, гностические профессии или изыскательные, и отнести их к некоторому классу, нужно будет предварительно сориентироваться в том, который из элементов целей составляет главное, основное содержание всей деятельности, а какой элемент имеет значение побочного.

Например, врач, чтобы лечить человека, должен сначала выяснить и поставить диагноз. В начале его труда обязательно будет присутствовать элемент изыскательной активности и распознания, но главное содержимое и смысл всех врачебных специальностей направлен на излечивание и исцеление больного, а значит - на его преобразование.

ВВЕДЕНИЕ. ПРОФЕССИЯ И ЧЕЛОВЕК. ПРОФЕССИЯ И ВРЕМЯ

Профессия и человек

Профессии – это исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой знаний и навыков, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессии порождены разделением труда, которое началось в эпоху возникновения первых цивилизаций (4-6 тыс. лет назад).

В настоящее время число профессий достигло нескольких тысяч, причем эти изменения носят динамический характер: одни профессии исчезают, другие — возникают. Например, в конце ХХ века исчезли профессии наборщика типографии и стенографистки, зато возникли профессии логиста и веб-дизайнера. Если постараться дать короткое описание понятия «профессия», то можно прийти к следующему определению:

Человек, обладающей профессией, как правило, должен владеть определенными знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате обучения, специальной подготовки или опыта работы. Диапазон освоения человеком профессии может быть очень широким: так для освоения профессии землекопа достаточно нескольких часов, а приобретение профессии врача требует нескольких лет теоретической и практической подготовки.

Профессиональная деятельность обычно является основным источником дохода, поэтому принято отличать ее от занятия. Занятие - это тоже деятельность, связанная с получением дохода, но обычно не главная. Кроме того, человек может заниматься какой-либо деятельностью, даже не имея соответствующей профессиональной подготовки (инженер, которого уволили по сокращению штатов, может заниматься временной работой в качестве подсобного рабочего на стройке).

Профессия как трудовая деятельность имеет определенную структуру по:

· заданные цели, представления о результате труда;

· заданный предмет труда (система, в рамках которой осуществляется трудовая деятельность: социальная, знаковая, художественно-эстетическая и др.);

· система средств труда;

· система профессиональных служебных обязанностей;

· система прав;

· производственная среда, предметные и социальные условия труда.

Многие широко распространенные профессии подразделяются на более узкие специальности.

Как и профессия, специальность приобретается в процессе специальной подготовки и последующего опыта работы. Например, профессия «инженер» делится на такие специальности, как инженер-строитель, инженер-технолог, инженер-механик. В профессии врача выделяют специальности: врач-окулист, врач-хирург, врач-терапевт, врач-инфекционист и пр.

В СССР квалификационные требования, предъявляемые к работникам, жестко определялись Единым тарифно-квалификационным справочником (ЕТКС).

В настоящее время роль ЕТКС при оценке профессионализма работника не столь велика, как прежде. Показателем квалификации работника, помимо разряда, может быть также категория или диплом, наличие звания и учёной степени. Занятие некоторых должностей допускается лишь при наличии диплома (должность врача, учителя). Определение квалификации играет важную роль при установлении тарифных ставок и должностных окладов работников.

должность – место, занимаемое человеком в той или иной структуре, соответствующее уровню его подготовки и кругу выполняемых обязанностей, под квалификацией понимается уровень профессионального мастерства,

карьера – продвижение в какой – либо сфере деятельности, социальная роль, общественная миссия, которую человек выполняет.

Профессия и время

Профессии рождались и развивались на разных этапах цивилизации. По-разному выглядело и само понятие «профессия», профессиональная жизнь и отношение человека к проблеме ориентирования в океане профессий

· Доиндустриальный этап

Мировоззрение человека и его трудовая деятельность зависели от сословной принадлежности и семейных традиций. Человек не утруждал себя выбором профессии, он размышлял о том, как спастись от голода и болезней.

· Индустриальный этап

Происходит массовая миграция людей в города. Изобретен ртутный термометр, проведены опыты с электричеством, произошел подъем в воздух на первом летательном аппарате. Однако, накормив человека и частично защитив его от природных напастей, индустриальная эпоха подчинила его служению техническому прогрессу.

Человек стал средством совершенствования технологии производства.

· Постиндустриальный период

Самым важным и массовым товаром является информация. Устанавливается деление всех стран на категории:

В развитых странах растет кол-во интеллектуальных служащих

Типы профессий

Наибольшее распространение получила классификация профессий, предложенная академиком Е.А. Климовым, по предмету труда:

Человек – природа

Это профессии, связанные с сельским хозяйством, пищевой промышленностью, медициной и научными исследованиями (биология, география).

Профессии:

· семеновод

· мастер-животновод

· зоотехник

· агроном

· кинолог

лаборант химико-бактериологического анализа и др.

При выборе профессии этого типа очень важно разобраться, как именно Вы относитесь к природе: как к месту для отдыха или как к мастерской, в которой Вы собираетесь отдавать все силы производству.

Человек – техника

Труд работников здесь направлен не только на технику, но все же ведущий предмет профессионального внимания — область технических объектов и их свойств.

Профессии: проходчик, столяр, техник-металлург, инженер-механик, архитектор, электромонтажник, радиомеханик, строитель, сборщик компьютеров, специалист по телекоммуникациям.

В мире техники имеются особенно широкие возможности для новаторства, выдумки, технического творчества. От человека требуется высокая исполнительская дисциплина.

Человек — человек

Профессии: врач, учитель, психолог, парикмахер, экскурсовод, менеджер, руководитель художественного коллектива и др

Среди этого типа профессий можно выделить:

· профессии, связанные с обучением и воспитанием людей;

· профессии, связанные с управлением производством, руководством людьми, коллективами и др.

Краткий перечень качеств, которые очень важны в работе:

· устойчивое хорошее настроение в процессе работы с людьми,

· потребность в общении,

· способность понимать намерения, помыслы, настроения людей,

· умение быстро разбираться во взаимоотношениях людей,

· умение находить общий язык с разными людьми.

Человек – знаковая система

Профессии: переводчик, чертежник, инженер, топограф, секретарь-машинистка, программист и др.

Чтобы успешно работать по профессии, нужны особые способности мысленно погружаться в мир, казалось бы, сухих обозначений, отвлекаться от собственно предметных свойств окружающего мира и сосредотачиваться на сведениях, которые несут в себе те или иные знаки.

При обработке информации в виде условных знаков возникают задачи контроля, проверки, учета, обработки сведений, а также создания новых знаков, знаковых систем.

Классификация профессий по Е.А. Климову

Правильное составление и использование профессиограмм предполагает определенные знания пользователей в области классификации существующих профессий . Общепризнанной и наиболее используемой в профориентации классификацией профессий является психологическая классификация, предложенная Е.А. Климовым. Эта классификация включает в себя четыре яруса, в соответствии с четырьмя признаками трудовой деятельности.

Типы профессий (первый ярус их психологической классификации) выделяются на основании сочетания признаков предметной области и особенностей субъекта труда. Их пять.

1. «Человек – живая природа» (П ). Сюда отнесены и профессии, предметные области которых связаны с растительными и животными организмами и условиями их существования, с техникой, основанной на биологических, сельскохозяйственных науках: агроном, растениевод, лесовод, фитопатолог («айболит» для растений), ветеринар, зоотехник, животновод, микробиолог и т.п.

2. «Человек – техника и неживая природа» (Т ). Работники имеют дело с неживыми (абиотическими) предметами, системами (природными и техническими). Примеры: слесарь-сборщик, техник-механик, инженер-механик, инженер-конструктор, электрослесарь, инженер-электрик, техник-технолог общественного питания и т.д.

3. «Человек – человек и социальные системы» (Ч ). Предметом распознания, обслуживания, преобразования здесь являются люди, их сообщества, группы населения, люди разного возраста. Например: продавец продовольственных товаров, организатор производства, менеджер по персоналу, врач, учитель и т.д.

4. «Человек – знаковая система» (З ). Естественные и искусственные языки, условные знаки, символы, цифры, формулы, таблицы – это предметные миры, которые занимают представителей этого типа. Примеры: оператор фотонаборного автомата, программист, чертежник-картограф, математик, редактор издательства, языковед и пр.

5. «Человек – художественный образ» (X ). Явления, факты художественного отображения, оформления действительности – то, что занимает представителей этого типа профессий. Сюда относятся профессии: художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, концертный исполнитель, артист балета, актер, живописец и т.п.

Классы профессий (второй ярус их психологической классификации). В пределах каждого типа можно выделить классы по признаку целей труда, определяемых в ответ на вопрос «Что делать? » (операционально). В данном случае речь идет не просто о внешне заданных целях, а об образах желаемого будущего, принятых субъектами труда. Все разнообразие целей можно, стремясь к минимуму классов профессий, сгруппировать в три блока по признаку преобладания следующих целей: а) распознать, оценить нечто известное, б) преобразовать нечто в объекте труда, в) изыскать, придумать нечто неизвестное.

1. Гностические профессии (Г ) (от греч. gnosis – знание, познание). Примеры в типе «Человек – природа»: контролер-приемщик фруктов, дегустатор чая. В типе «Человек – техника»: пирометрист, контролер готовой продукции, мастер-диагност сельскохозяйственной техники. В типе «Человек – человек»: инспектор, дознаватель, следователь. В типе «Человек – знаковая система»: корректор типографии, контролер полуфабрикатов и готовой продукции в полиграфии, бухгалтер-ревизор. В типе «Человек – художественный образ» функции распознания, оценки выполняют многие работники (критики, искусствоведы и т.д.).

2. Преобразующие профессии (П ). Примеры в типе «Человек – природа»: мастер-плодоовощевод, мастер-животновод. В типе «Человек – техника»: слесарь-ремонтник, оператор прокатного стана. В типе «Человек – человек»: педагог-тренер, экскурсовод, руководитель организации. В типе «Человек – знаковая система»: оператор клавишного пульта управления, бухгалтер, чертежник-картограф, редактор издательства. В типе «Человек – художественный образ»: цветовод-декоратор, живописец по фарфору, лепщик архитектурных деталей.

3. Изыскательские профессии (И ). Примеры в типе «Человек – природа»: летчик-наблюдатель рыбного или лесного хозяйства, биолог-исследователь. В типе «Человек – техника»: раскройщик верха обуви, раскладчик лекал в швейном деле, инженер-конструктор. В типе «Человек – человек»: воспитатель, организатор производства. В типе «Человек – знак»: программист, математик. В типе «Человек – художественный образ»: художник по проектированию интерьера, композитор.

Отделы профессий (третий ярус их психологической классификации). В этом ярусе множество профессий подразделяется по признаку средств труда. В данном контексте средством труда считается любая целостность, которую человек преднамеренно использует для реализации образов желаемого будущего (целей деятельности). Средствами труда могут быть в этом смысле не только вещественные предметы, инструменты, системы (токарный станок, молоток, вычислительная машина), но и мысленные схемы решения задач, выразительные средства поведения, речи. Например, для актера на театральной сцене основным средством труда является его талант, способность вчувствоваться в мир переживаний его героя, передать с помощью мимики, движения, голоса то, что хотел сказать автор пьесы.

Что касается собственно внутренних, психологических средств деятельности, то они есть у представителя любой профессии и существенно определяют мастерство в деле. А в некоторых случаях они являются преобладающими, основными. Чем меньшим количеством внешних вещественных средств снабжен, окружен работник, тем более высокие требования могут предъявляться к функциональным, внутренним средствам его труда. Часто причина неуспеха в профессиональном образовании (включая и самообразование), в работе коренится как раз в недооценке именно этих средств деятельности.

Климов выделяет четыре отдела профессий, опираясь на разные типы средств труда, используемых в работе.

1. Профессии ручного труда (Р ). В профессиях данного отдела, очевидно, используются сила и мастерство рук профессионала, инструменты и орудия, такие как малярная кисть, хирургический скальпель, отвертка, используются как продолжение руки. В классе гностических профессий это могут быть лаборант химико-бактериологического анализа, контролер слесарных и станочных работ, фельдшер-лаборант и т.д. В классе преобразующих профессий примерами могут быть ветеринарный фельдшер, слесарь, картограф. В классе изыскательских профессий ручные средства труда могут быть только вспомогательными, как, например, карандаш и бумага в руках конструктора.

2. Профессии машинно-ручного труда (М ). Машины с ручным управлением создаются для обработки, преобразования, перемещения предметов труда, поэтому типичные профессии для этого отдела: машинист экскаватора, токарь, водитель автомобиля.

3. Профессии, связанные с применением автоматизированных и автоматических систем (А ). К этому отделу также относятся преимущественно преобразовательские профессии: оператор инкубационных цехов, оператор станков с числовым программным управлением, оператор магнитной записи.

Но с развитием науки и техники, становится автоматизированным и труд диспетчера различных систем, и врача диагноста, профессий, которые относят к разряду гностических.

Профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф ). Средства труда этого отдела профессий сложно назвать орудиями, скорее, это – определенные свойства и способности человека, необходимые для конкретного вида деятельности. Климов выделяет внешние и внутренние функциональные средства труда.

К внешним он относит: выразительные средства поведения, речи (применяются в профессиях типов Ч и X – в работе учителя, актера, диктора, руководителя); организм человека, его подсистемы, органы (в работе артистов балета, спортивных педагогов-тренеров, певцов, цирковых акробатов); организационные системы, специально подготовленные группы людей, подчиненные ответственному руководителю (хор, оркестр, экипаж, экспедиция, подразделение государственной службы и пр.).

Внутренними Климов считает средства, входящие в сознание, память исполнителя: закрепленные в речи (созданные в общественном и/или личном опыте) правила, стратегические и тактические планы поведения, действий, несловесные (невербальные) психические образования (мысленные образцы продуктов, процессов, условий работы, стереотипы успешного поведения, эмоционального реагирования, образцы мимики и т.п.).

Группы профессий (четвертый ярус психологической классификации). В данном ярусе представлены группы профессий по признакам условий труда. Представление об условиях труда вытекает, в частности, из понимания структуры среды. Среду можно определить, как множество предметных физико- химических, биологических, гигиенических обстоятельств. Они важны, и соответствующая тематика основательно разработана и представлена в публикациях, включая и подробнейшие справочники по вопросам гигиены, охраны труда.

Но, кроме того, есть и другие обстоятельства, факторы условий среды, пусть

«не бьющие в глаза», но не менее важные для обеспечения физического и душевного благополучия работающих людей. Речь идет об организационных культурах, организационных режимах, об информационных потоках, о распределении ответственностей, о стиле деловых взаимоотношений и подобном. Как отмечает Климов, соответствующая область вопросов пока еще недостаточно разработана, а имеющиеся научные результаты не всегда широко внедрены в практику и не всегда имеют правовую поддержку. Он предлагает выделить четыре группы профессий, видов труда.

1. Труд в условиях обычного («бытового») микроклимата (Б ). Это так называемые «комнатные» профессии: лаборанты, бухгалтеры, операторы ЭВМ и пр.

2. Труд с длительным пребыванием на открытом воздухе с возможными резкими перепадами температуры и влажности (О ).

К данной группе профессий относятся: агроном, монтажник стальных и железобетонных конструкций, инспектор ГИБДД и т.д.

3. Труд в необычных условиях: под землей, под водой, в цехах с неизбежными вредностями, на высоте, в полете, а также в условиях угроз и опасностей общественного толка (Н ). Наиболее яркие представители этой группы профессий: антенщик-мачтовик, водолаз, космонавт, пожарный.

4. Труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое (умственное, нравственное) развитие людей, за большие материальные и духовные ценности (М ). Например, воспитатель детского сада, учитель, следователь.

Как определиться с выбором профессии?

Когда подросток заканчивает школу, перед ним неизбежно встает вопрос о том, какую профессию выбрать и, соответственно, на какой факультет поступать в вуз. От разнообразия выбора легко запутаться, ведь количество специальностей на данный момент – несколько тысяч, и каждая обладает своими особенностями.

Сложность заключается еще и в том, что выбирать нужно не только то, что нравится, но и то, к чему у школьника есть предрасположенности, чтобы он смог достичь успехов в карьере и не пожалел о своем выборе.

Определить, какая профессия большего всего Вам подходит, можно с помощью теста на профориентацию.

Тест на профориентацию Е. Климова

Лучшим вариантом для выявления той сферы деятельности, в которой Вы сумеете добиться высоких результатов, является тест на профориентацию Е. Климова, выдающегося российского психолога. В одной из своих книг он раскрыл тему профессионального самоопределения, в которой и опубликовал данный опросник. В его основу положена идея о том, что всех людей можно разделить на 5 типов, каждый из которых определяет будущую профессию:

  1. Человек-природа. Они стремятся к улучшению окружающей среды, с легкостью контактируют с животным и растительным миром.

    Из них получаются хорошие агрономы, химики, садовники, лесники, ветеринары, биологи, зоологи, океанологи, ботаники, нефтяники, геологи, флористы, картографы.

  2. Человек-человек. Это люди, с радостью идущие на взаимодействие, предрасположены к коммуникациям, взаимопомощи, пониманию окружающих. В таком случае идеальными будут профессии, которые связаны непосредственно с общением, обучение, воспитанием. Такие профессии, как адвокат, полицейский, врач, менеджер, парикмахер, экскурсовод, следователь.
  3. Человек-художественный образ. Люди этого типа с головой увлечены творчеством, обладают склонностями к художественной, писательской, музыкальной и архитектурной деятельности. Такая личность создает произведения искусства и может работать фотографом, режиссером, актером,писателем, копирайтером, скульптором, музыкантом.
  4. Человек-знаковая система. Эти люди обладают математическим складом ума и хорошо проявляют себя в профессиях, требующих точности: бухгалтер, экономист, логист, программист, ревизор, математик, таможенник, штурман.
  5. Человек-техника. Люди с данным типом имеют способности к техническим видам профессий, где нужно изготавливать детали техники, механизмов, восстанавливать и ремонтировать оборудование, изобретать, проводить технические испытания и проверочные работы.

Евгений Климов – создатель теста на профориентацию

Евгений Александрович Климов — известный специалист, психолог и автор опросника на профориентацию.

Родился 11 июня 1930 г. в селе Вятские Поляны Кировской области. Успешно окончил отделение русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета и добился выдающихся результатов в психологии.

Специализацией Климова является психологии труда. По настоящее время им опубликовано более 300 работ и около 30 пособий и учебников. Благодаря его деятельности было подготовлено множество высококвалифицированных специалистов в области психологии и педагогики.

Кому нужно проходить тест на профориентацию?

Тест поможет определить специальность, которая лучше всего подходит тому или иному человеку, и сделает выбор профессии более простым.

Кроме того, тест Климова на профориентацию можно пройти:

  • Студентам, которым интересно осмыслить правильность своего выбора;
  • Сотрудникам при приеме на работу, чтобы оценить, смогут ли они справиться с новой должностью;
  • Любому человеку, который задумывается о смене профессии;
  • Сотруднику любой компании, чтобы лучше организовать свой рабочий процесс.

Как проходить тест на профориентацию

Опросник состоит из 30 вопросов, в каждом из которых Вам нужно выбрать одно их двух утверждений. Вы легко и быстро можете пройти его прямо на нашем сайте совершенно бесплатно.

Во время прохождения теста внимательно читайте каждое из утверждений, а потом отмечайте то, которое больше Вам подходит. Будьте честны сами с собой, чтобы результаты были более достоверными и помогли бы понять, какая профессия будет для Вас идеальной.

Расшифровка ответов

По окончанию теста Вы сможете узнать, какой тип профессий Вам больше подойдет для достижения карьерных высот и успеха. Тест оценит Ваши ответы и Вам будет представлен список всех 5 типов, начиная с того, который меньше всего Вам подходит, и заканчивая тем типом профессий, где Вы имеете ярко выраженные способности и сможете добиться высоких результатов.

Каждый тип будет содержать в себе подробное описание на основе Ваших склонностей и способностей и расскажет, какие профессии подходят Вам больше всего, а в каких сферах деятельности Вам лучше не работать.

Пройдите тест прямо сейчас!

Пройти тест на профориентацию Вы можете на нашем сайте. От Вас не потребуется ни оплаты, ни регистрации. Проходить тест на профориентацию онлайн намного удобнее, чем вручную заполнять кучи бумажных бланков, а потом по ключам заниматься расшифровкой результатов. После прохождения этого теста Вы больше не будете задаваться вопросом о своем профессиональном выборе и сможете полностью реализовать себя в подходящей сфере.

В настоящее время профессии типа «человек-природа» начинают занимать особое место. Они характеризуют отношение человека к природе, а природа - естественная основа человеческой жизни. В общении с природой человек развивает свои физические и психические силы и восстанавливает их. Природные богатства земли дают человеку тепло, одежду, пищу и являются основой экономики. Красота и полнота духовной жизни человека неотделима от красоты природы.

Профессии типа «человек-природа» можно представить в виде трех групп: 1) профессия природопользования; 2) профессия природоохранения; 3) профессия преобразования природы.

При описании профессий типа «человек-природа» мы выделяем в качестве главного профессионального интереса естественную систему (растительный и животный мир, природные богатства).

1. Природопользование включает десятки профессий, обеспечивающих снабжение людей всем многообразием потребляемых продуктов и материалов. Сюда относятся профессии: мастер животноводства по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, кроликов; боец скота; оператор птицефабрик и птицеферм; плодоовощевод; хлопковод, чаевод, пчеловод в т. д.

Современный сельскохозяйственный труд и перерабатывающая промышленность характеризуются высокоразвитым применением техники, тем не менее, главный успех обеспечивается правильной ориентацией а природной системе, пониманием ее особенностей.

Для успешного выполнения профессиональных функций человеку необходима физическая сила, выносливость, наблюдательность, устойчивость внимания. Полеводу, хлопководу, чаеводу, пчеловоду необходима еще и точность мелких движений, распределение внимания.

Профессии, связанные с охраной природы . В век прогресса, науки и техники, атомной энергетики и синтетических материалов вмешательство человека в жизнь природы может привести к гибели всего живого, изменить структуру воздушного и водного режимов планеты. Уже сейчас некоторые экологические изменения неблагоприятно влияют на здоровье людей. Разработка угольных месторождений ведет к нарушению ландшафта, использование гидроресурсов приводят к сокращению рыбных богатств, недостаточно разумное землепользование ухудшает плодородие почвы, вырубка леса изменяет климатические условия.

В этой связи особую значимость приобретают профессии, которые обеспечивают охрану окружающей среды. Лесник, садовод, инспектор рыбоохраны, ветфельдшер, рабочий зеленого строительства и зеленого хозяйства должны заботиться об увеличении природных богатств нашей Родины.

Основным предметом труда этой группы профессий является знание природной системы, интерес и любовь к ней. Чтобы получать удовлетворительные результаты, нужно с любовью вникать в законы развития окружающей нас среды.

Особенностью природной системы является ее большая изменчивость и неповторимость. Это определяет специфические требования к умственной деятельности работников, которые должны проявлять большую самостоятельность в поисковой деятельности. Труд подавляющего большинства работников этой группы профессий связан с получением конечного продукта через определенный срок, что предполагает необходимость дальней ориентации.

3. Группа профессий, связанных с преобразованием природы . Преобразование природы, приумножение ее богатств за счет правильного и рационального использования - важная задача общества.

В этой группе мы выделяем профессии лесовода, специалиста по выращиванию новых пород скота, зверовода, механизатора мелиоративных работ. Эти профессии, овладеть которыми может каждый человек, требуют эмоциональной устойчивости, наблюдательности, способности к поисковой деятельности.

Каждая из трех выделенных групп может быть расчленена на две подгруппы. Для одной подгруппы характерны достаточно комфортабельные условия труда, стабильное место работы. Профессии, включенные в эту подгруппу, однородны с точки зрения психофизиологических требований. Сюда относятся зерносушильщик, оператор по первичной переработке молока, лаборант химико-биологического анализа, рабочий тепличного хозяйства и др.

Для второй подгруппы характерна большая изменчивость внешних условии. Психофизиологические требования, предъявляемые к работникам этой подгруппы, несколько иные. Здесь требуется достаточная физическая выносливость, приспособление организма к изменчивости внешних условий, быстрая ориентация при меняющихся условиях внешней среды. К профессиям второй подгруппы относятся: мастер-животновод по выращиванию и откорму крупного рогатого скота, свиней, овец, лошадей, оператор птицеферм, плодоовощевод, хлопковод, чаевод, пчеловод, лесник и садовод, рыбак, машинист-тракторист и др.

Дата публикования: 2015-04-08; Прочитано: 973 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.001 с)…

Выбор профессии

Типы профессий

О типах профессий написано много скучных, местами интересных, но, на мой взгляд, абсолютно бесполезных публикаций. Я с ними, конечно же, ознакомился. В основном рассматривают две типологии профессий. Первая принадлежит профессору Климову Евгению Александровичу, а вторая – Дж. Холланду. Я вам о них вкратце расскажу, но основной упор сделаю на третий вариант.

Да, да, теперь в Сети появится ещё одна, на мой взгляд, наиболее удачная классификация профессий, которая акцентирует внимание на стратегически важных аспектах. Но давайте начнём с Климова и Холланда.

Классификация профессий по Климову Е. А.

Итак, профессор Климов структурировал профессии в связке:

Человек + объект труда.

Человек – это субъект труда (тот, кто работает), а объект труда – это то, с чем или с кем работает этот человек. Евгений Александрович выделил пять объектов труда:

  1. 1. Человек.
  2. 2. Природа.
  3. 3. Техника.
  4. 4. Знак.
  5. 5. Художественный образ.

В результате получились следующие типы профессий:

  • Человек – человек. Эти профессии направлены на работу с людьми. К ним относятся: учителя, врачи, журналисты, парикмахеры и др.
  • Человек – природа. Здесь речь идёт о тех профессиях, представители которых связаны с природой. Это могут быть егеря, садовники, агрономы, экологи и др.
  • Человек – техника. Представители данного типа профессий имеют непосредственное отношение к технике. Например, механики, технологи, инженеры, сантехники, мастера по ремонту стиральных машин и др.
  • Человек – знак. Речь идёт о людях, работающих со знаковыми системами (цифрами, кодами, буквами и прочими символами).
  • Человек – художественный образ. Сюда входят различные творческие профессии, такие как художник, актёр, певец, композитор, режиссер и др.

Вот так выглядит классификация профессий по Климову.

На мой взгляд, она является несовершенной хотя бы потому, что в реальной жизни одна профессия может содержать в себе признаки нескольких типов. Например, торговый представитель в процессе работы сталкивается с техникой (водит автомобиль), работает со знаковыми системами (составляет отчёты в Excel), много общается с людьми (своими поставщиками и клиентами), а также часто проводит корпоративные мероприятия на природе, где во всю глотку горлопанит песни под гитару (певец доморощенный). Вот такой «винегрет» нам предлагают современные реалии. Куда этого пациента будем записывать?

Думаю, все согласятся, что данная типология является слабоватой. Переходим к варианту Дж. Холланда.

Психологическая классификация профессий по типам личности

В своей теории Дж. Холланд пытается донести одну интересную мысль. Вот она:

Эффективность и успешность человека зависит от того, насколько подходит профессия его типу личности.

Данная мысль, на мой взгляд, достаточно интересная, но абсолютно бесполезная. Чуть позже объясню почему. Ну, а сейчас подробнее о психологической классификации Холланда.

  1. 1. Реалистический тип – это люди действия. Они не эмоциональны, не боятся рисковать и принимать решения, разбираются в технике – в общем, типичные представители мужских профессий.
  2. 2. Интеллектуальный (исследовательский) тип – это люди умственного труда. Они склонны к самообучению, аналитике, наблюдениям, а также к различным исследованиям. Им будет комфортно работать в аналитических центрах, научно-исследовательских институтах, маркетинговых компаниях и т.д.
  3. 3. Социальный тип – это люди, ориентированные на общение. Они легко налаживают контакты, умеют договариваться, способны убеждать, любят работать в команде. Наиболее подходящие направления для них – общественная деятельность, преподавание, медицина, работа в сфере обслуживания.
  4. 4. Стандартный (конвенциональный) тип – это люди, ориентированные на чётко структурированную деятельность. Они придерживаются общепринятых норм и традиций, сосредоточены на выполнении конкретных задач, усидчивы, исполнительны, любят работать со знаковыми системами, зачастую малообщительны и некоммуникабельны. Как правило, их профессии связаны с расчётами и документацией: бухгалтера, финансисты, нотариусы, программисты, библиотекари и т.д.
  5. 5. Художественный (артистический) тип – это творческие люди. Они редко ориентируются на социальные нормы, достаточно эмоциональны и чувствительны, любят находиться в центре внимания, имеют собственные (зачастую сложные) взгляды на жизнь, а также обострённую интуицию и богатое воображение. Работают в сфере искусства (актёры, художники, музыканты и т.д.), также могут быть хорошими блогерами, ораторами, успешно проводят презентации.
  6. 6. Предпринимательский тип – это прирождённые управленцы и бизнесмены. Больше узнать о них вы можете из публикации: Какими качествами должен обладать предприниматель. Такие люди идут в бизнес, политику, адвокатуру, журналистику и т.д.

Вот так выглядит психологическая классификация профессий Дж. Холланда. В целом она интересна – даёт определённую пищу для размышлений и анализа, но я считаю, что в практическом плане она не несёт никакой пользы. Дело в том, что:

Человек подсознательно сам ориентируется на профессии, соответствующие его типу личности.

Если вы непоседа, то вряд ли вас заинтересует профессия – бухгалтер. Интеллектуал не горит желанием быть спецназовцем, прирождённый актёр мечтает исключительно о сцене. В общем, я думаю, что теория Дж. Холланда непригодна для практической профориентации.

Друзья, слышите, где-то вдали звучит барабанная дробь? Да, да, сейчас начнётся самое интересное! Я расскажу вам о стратегически важных типах профессий. Вы готовы? Тогда я начинаю!

Типы профессий по квалификационным признакам

О данной классификации вскользь упоминается в различных учебниках и публикациях. Странно, но почему-то никто не акцентирует на ней внимание. На мой взгляд, именно эта классификация является наиболее важной и практически полезной. Именно потому я решил исправить ситуацию и детально вам о ней рассказать.

Итак, наёмный работник хотел бы получать от своей профессии, как минимум, достойную зарплату и уважение со стороны руководства. Теперь важный момент:

Кадровый состав любой компании можно разделить на три группы: ценные сотрудники, специалисты среднего уровня и «бананы».

Именно по этим критериям, я считаю, и надо классифицировать профессии, друзья! Запомните:

Размер вашей зарплаты и степень вашей значимости зависят только от одного – насколько ценным специалистом вы являетесь.

Вся эта лирика о типах личности и объектах труда, по своей сути является аналитической информационной пылью.

Давайте детальнее рассмотрим вышеперечисленные группы.

  1. 1. Ценные сотрудники – это кадры, на подготовку которых требуются годы и приличные финансовые вложения.

    Например, продвинутый программист. Ну, невозможно хорошо научиться программировать за три месяца. Аналогичная ситуация с хирургами, стоматологами, юристами, главными бухгалтерами (прошу не путать с рядовыми бухгалтерами), ювелирами, дизайнерами и т.д.

    Понимаете, о ком речь?

    Речь идёт о специалистах, которым сложно найти замену!
    Таких ценят и уважают.

    Им хорошо платят. Их берегут и стараются удержать. И самое главное:

    Они не боятся увольнения, потому что всегда востребованы!

  2. 2. Специалисты среднего уровня – это кадры, на подготовку которых уходит немного времени. Например, продавец, менеджер по продажам, водитель, каменщик, сантехник, швея, директор. Да, да, директора входят именно в эту группу.

    Речь идёт о профессиях, которые можно быстро освоить.
    Естественно, здесь у работодателя есть «пространство для манёвра». Можно относительно быстро найти нового продавца или водителя. Однако без крайней необходимости этого делать никто не будет, так как данные специалисты хоть и не ценные, но всё же квалифицированные.

  3. 3. «Бананы» – это неквалифицированные кадры. Например, дворники, грузчики, курьеры, подсобные рабочие и, конечное же, «бананы». Как вы думаете, насколько сложно найти человека, который в костюме «банана» будет на улице раздавать листовки прохожим? Ответ на этот вопрос подталкивает к выводу:

    Люди этих профессий имеют самую низкую ценность на рынке труда.
    Да, грузчик может неплохо зарабатывать, но эти деньги ему даются тяжёлым трудом. Ну и, при необходимости, работодатель сможет быстро найти ему замену.

Итак, друзья, вы познакомились с тремя типологиями профессий. Осталось их вдумчиво проанализировать и сделать свой выбор. Кстати, о выборе! Вы знаете, что существует проблема выбора профессии? Наверняка многие из вас сейчас ломают голову над вопросами: «Кем быть? Чем заниматься? Как зарабатывать на жизнь?» Давайте рассмотрим причины возникновения этой проблемы.