Поэма Сергея Александровича Есенина « » автобиографична, в ее основе лежат воспоминания о чистой и светлой юношеской любви. Правда, личные переживания героя изображаются на фоне политической ситуации в стране.
Главный персонаж произведения – поэт, в котором мы легко узнаем самого Сергея Есенина. А вот прообраз Анны – Лидия Ивановна Кашина. На самом деле во время революции она не покинула Россию. Передав свое имение крестьянам, жила в усадьбе на Оке. Там ее навещал Есенин. Спустя год, в 1918 году Лидия Кашина переехала в Москву, работала машинисткой. Сергей Александрович встречался с ней и здесь. Но художественный образ и не должен повторять всех деталей прототипа, обычно он значительно шире, ярче и богаче. Он не закован в рамки одного биографического факта.
Итак, название поэмы напрямую указывает на то, что в центре произведения стоит образ Анны. Имя это поэтично и содержит в себе много смыслов-символов. Фамилия Снегина сразу вызывает ассоциации с чистотой белого снега, с расцветающей весной белоснежной черемухой. Все приходящие на ум образы навевают грусть ушедшей безвозвратно юности.
Анна - дочь помещицы. Старшая Снегина произносит в поэме лишь несколько отрывистых фраз. Они выдают в ней бедную на чувства и эмоции женщину, которую отличают также самообладание, трезвость и холодность ума.
Анна вышла замуж за белогвардейца и стала важной светской дамой. И выглядит она подобающе новому статусу: богатое белое платье, шаль, перчатки. И движения женщины изящны и красивы.
Но социальные позиции Анны и возлюбленного юности различны. Революция ставит выбор перед поэтом, и он предпочитает крестьян, а не Снегиных.
Героиня видится читателю в двух исторических пластах – далеком романтическом прошлом и суровом революционном настоящем, которое безвозвратно меняет ее судьбу. Овдовев, лишившись состояния, ей не остается ничего иного, как покинуть Россию. К слову сказать, это трагедия коснулась в то время многих русских людей. К крестьянам, благодаря которым она испытывает такое бедственное положение, Анна не чувствует ненависти. Не озлобляется и в эмиграции, даже скорее, наоборот, со светлой грустью вспоминает давно прошедшие на родине дни юности.
Драматизм судьбы главной героини никоим образом не влияет на восприятие ее образа, от этого персонажа веет человечностью и искренней добротой. Чего не скажешь о поэте, который постоянно подчеркивает тот факт, что его душа уже больше не способна воспринимать чувства и прекрасные порывы. И даже читая письмо Анны из Лондона, он остается равнодушным и холодным, даже несколько циничным. Его раздражает сам факт этого, как ему кажется, абсолютно беспричинного письма.
Но все же светлым финальным пятном выделяются воспоминания о юности. Что бы ни случилось, как далеко бы ни были герои, какие бы события им не пришлось пережить, жива память, ее нельзя искоренить. И она будет греть сердце до конца дней, напоминая все чистое и прекрасное, что было в жизни.
Крупная поэма Сергея Есенина, последнее из больших его произведений. В ней отразились и воспоминания поэта о его любви, и критическое осмысление революционных событий. Написана поэма в 1925 году, незадолго до смерти Есенина.
Сюжет . Молодой поэт по имени Сергуша (в котором нетрудно узнать образ самого Есенина) возвращается в родное село из Петербурга, устав от бурных событий революции. Село заметно изменилось после упразднения царского режима. Герой встречается с местными жителями, а также с крестьянами из соседней деревни Криуши. Среди них и Прон Оглоблин - революционер, народный агитатор и пропагандист; прообразом его послужил Пётр Мочалин - уроженец того же села, что и Есенин, крестьянин, работавший на коломенском заводе.
Крестьяне расспрашивают героя о последних событиях в стране и столице, а также о том, кто такой Ленин. Приезжает и Анна Снегина - молодая помещица, в которую герой был влюблён в юности. Они общаются, вспоминают прошлое. Через некоторое время Сергуша приезжает в Криушу и становится участником бунта: местные крестьяне заставляют Анну Снегину отдать им землю. Кроме того, приходит информация о том, что на войне убили мужа Снегиной. Девушка обижается на поэта, но ничего не может поделать. Землю забирают крестьяне, а Анна навсегда уезжает из деревни, при этом попросив у поэта прощения. Сергуша возвращается в Петербург и впоследствии узнаёт, что Оглоблина расстреляли белые. Приходит также письмо от Анны Снегиной из Лондона.
История создания . Поэму писал на Кавказе, куда он отправился «в поисках творческого вдохновения». Вдохновение, надо сказать, пришло, у поэта появились идеи и силы работать; до этого он в течение двух лет почти ничего не писал, хотя объездил Европу и Америку. В последние годы жизни Есенин испытывал некий творческий порыв. Ряд произведений, написанных в это время, касается «восточных» мотивов, а также революции и новой советской действительности. Одним из таких произведений и стала поэма «Анна Снегина», в которой, однако, оценка революции и её последствий не столь однозначная.
Прообразом Анны Снегиной стала Лидия Кашина (Кулакова) - подруга и одна из первых слушательниц Есенина. Она являлась дочерью богатого купца, который купил имение в есенинском селе Константиново; имение по наследству перешло ей. После революции усадьба перешла государству, а Кашина устроилась на работу сначала письмоводителем в Красную Армию, а потом в газету «Труд»; поэт продолжал с ней общаться.
Герои
. Рассказчик, Анна Снегина, Прон Оглоблин, Лабутя, мать Снегиной, мельник.
Тема.
В произведении затронута тема Родины, любви, войны (революция, войны).
Проблематика . В своей поэме Есенин показал, как революционные события отразились на судьбах отдельных людей и как повлияли новые порядки на такие реалии, как любовь, дружба между мужчиной и женщиной, на все «высокие» человеческие установки. Революция разделила Сергушу, стоящего на стороне народа, и Снегину - его подругу и возлюбленную, но принадлежащую к высшему сословию. Анна была в гневе и в обиде на поэта; затем они помирились, однако девушка всё равно не могла остаться с ним в России.
Советские критики благосклонно отзывались о поэме, не заметив в ней тонкой критики революции и нового режима. «Советский народ» показан в ней грубым, тёмным и жестоким сборищем, в то время как дворянка Снегина - персонаж, как кажется, весьма положительный. Главное же в том, что взбунтовавшиеся крестьяне - и революция в целом - разрушили любовь, а вместе с ней мечты и все светлые устремления людей. Сергуша (а вместе с ним и сам Есенин) не понимает и не принимает войны.
Революция, начинавшаяся как борьба за более светлый и справедливый мир, обернулась непонятной и кровопролитной гражданской войной, в которой все были против всех. Поэт не принимает насилия и жестокости, даже если они осуществляются «во имя справедливости». Поэтому и криушские крестьяне изображены отнюдь не в позитивных тонах. Сам Прон Оглоблин - грубиян, драчун и пьяница, вечно злой на всех; его брат - последний трус и приспособленец: сначала был верен царскому режиму, а потом записался в революционеры, но когда деревню захватывают белые, он прячется, не желая отстаивать свою родину.
Так или иначе, с установлением новой действительности меняются все. Даже Анна Снегина. Когда она узнаёт о гибели на войне Бори, её мужа, она начинает упрекать Сергушу, с которым перед этим мирно и задушевно общалась; теперь он для неё «жалкий и низкий трусишка», потому что он тихо-мирно живёт, в то время как Борис «героически» умер на войне. Выясняется, что ей дорого милое дворянское благополучие и счастье в семейном гнёздышке, но при этом она не замечает творящейся вокруг, в том числе её руками, несправедливости: бедные крестьяне вынуждены обрабатывать её угодья. От того и печален Сергуша, и в печальных тонах выдержана вся поэма. Герой как бы стоит на перепутье. Он категорически не признаёт разделения людей на «господ» и «рабов», но и совсем не в восторге от поведения восставшего народа.
Композиция
. В поэме пять глав. В первой части рассказывается о событиях Первой Мировой войне. Во второй части комментарии к происходящим событиям. В третьей главе происходят события во время революции (отношения главных героев). В четвертой кульминация событий. В пятой - конец Гражданской войны и итог всего случившегося.
Жанр произведения . Сам Есенин называл «Анну Снегину» лиро-эпической поэмой. Однако исследователи дают другие определения; правильнее всего, по-видимому, назвать её повестью в стихах. Неоднократно отмечалось сходство поэмы с «Евгением Онегиным», выраженное даже в зарифмованности её названия с заглавием пушкинского романа в стихах.
Тема урока: Поэма С.А. Есенина «Анна Снегина»: проблематика и поэтика
Цель урока: формирование представления об идейном содержании поэмы, о неонозначности оценки поэтом революции и ее результатов. Показать, что поэма С.А. Есенина «Анна Снегина» - одно из выдающихся произведений русской литературы.
Ход урока
- Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока.
II. Актуализация знаний, проверка д/з.
III. Работа по теме урока:
1. Слово учителя
Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.
О чем эта поэма? (о любви, революции и эмиграции )
В действительности, это наиболее яркое и крупное произведение Есенина не только о первой любви. Основное действие происходит с весны до поздней осени 1917 года, в период русской революции. «Мужицкие войны» двух соседних сел, зажиточного Радова и обделенного землей Криуши, причины деревенских «неурядов», захват усадьбы помещицы Снегиной и другие события даются здесь в оценке разных персонажей по-разному. Знаменательно и то, что поэма о революции рассказывает о любви, не получившей взаимности. Это придает произведению особую многозначность и помогает Есенину впервые в литературе 20-х годов подойти к теме революции, эмиграции и разобщенности русской интеллигенции с позиций национальных и общечеловеческих ценностей.
Как вы определили жанр произведения? (поэма)
Сам Есенин определил жанр «Анны Снегиной » как лироэпическая поэма. Как вы понимаете это определение? (лирическое, потому что выражаются чувства, эмоции; эпическое – присутствует сюжет, повествуется о событиях из жизни героев).
Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной.
События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. Cюжет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.
IV. Аналитическая беседа
– Расскажите, как идет развитие сюжета в 1-й главе.
(Молодой поэт, бывший солдат-дезертир, возвращается после 4 лет отсутствия в свое родное село. Просит возницу подвести его к знакомому мельнику. В доме мельника его встречают как друга. После чая поэт идет спать на сеновал и тут вспоминает свою молодость:
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были.
Тот образ во мне не угас...
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.
Кроме сюжета даны в развитии и образы героев поэмы.)
Да, старый добрый мельник, на первый взгляд беззаботный и легкий человек, оказывается очень мудрым: местный большевик Прон для него не просто драчун, а защитник криушан, доведенных до отчаянья безземельем; Анна – не хладнокровная барыня, защищавшая свои угодья, а несчастная женщина, лишившаяся и мужа, и крова. В ходе поэмы узнаем историю Оглобина Прона: он гибнет от белоказацкой пули в «двадцатом годе».
Даны в развитии и образы главных героев. Они придают произведению биографический характер.
1. Сообщение ученика о прототипах героев:
Анна Снегина имеет прототип, это дочь богатого помещика Лидия Ивановна Кашина, с которой поэта связывала дружба. Отцу девушки принадлежали имение в Константинове, родном селе Есенина, хутор Белый Яр, леса за Окой, тянувшиеся на десятки километров в глубь Мещеры, а также ночлежные дома в Москве на Хитровом рынке.
Л. Кашина была красивой и образованной женщиной. В 1904 г. с отличием окончила Александровский институт благородных девиц, владела несколькими языками. Есенин часто бывал в ее доме, где устраивались литературные вечера и домашние спектакли. «Матери нашей, – вспоминала сестра поэта, – не нравилось, что Сергей повадился ходить к барыне... «Мне, конечно, нет дела, а я вот, что тебе скажу: брось ты эту барыню, не пара она тебе, нечего и ходить к ней»... Сергей молчал, и каждый вечер ходил в барский дом... Мать больше не пробовала говорить с Сергеем. И когда маленькие дети Кашиной приносили Сергею букеты из роз, только качала головой. В память об этой весне (1917 г.) Сергей написал стихотворение Кашиной «Зеленая прическа...».
Однако образ и судьба хозяйки константиновского имения расходятся в главном – в отношении к революции. Если героиня поэмы не принимает революцию, покидает Россию, то Кашина в 1917 году сама передала дом крестьянам и переехала в Москву, где работала переводчицей, машинисткой и стенографисткой.
Но Есенин писал свою героиню не только с Лидии Кашиной. Происхождение имени и фамилии героини также имеет свою историю. Имя Анна, что означает «богатая, чудесная, грация, миловидность», не случайно совпадает с именем Анны Алексеевны Сардановской, внучатой племянницы священника села Константиново. Ею в юности также был увлечен поэт. Анна Сардановская напоминает «девушку в белой накидке» именем, возрастом, запоминающейся чертой внешнего облика – смуглой кожей («смуглая рука») и даже тем, что любила белые платья и белые цветы. Кроме того, она и была той девушкой, которая полюбила другого и ласково сказала поэту «нет». Ранняя смерть Сардановской (скончалась в родах 7 апреля 1921 года) потрясла Есенина и романтизировала ее образ как образ единственной настоящей любви. И. Грузинов вспоминал, что весной 1921 года Есенин говорил ему: «У меня была настоящая любовь. К простой женщине. В деревне. Я приезжал к ней. Приходил тайно. Все рассказывал ей. Об этом никто не знает. Я давно люблю ее. Горько мне. Жалко. Она умерла. Никого я так не любил. Больше я никого не люблю».
Но самые удивительные совпадения имеются с третьей женщиной, которая «дала» есенинской героине фамилию. Эта женщина – писательница Ольга Павловна Снегина (1881–1929), которая подписывала свои произведения «О. П. Снегина», «Ольга Снегина», «Снежинка» и др. Знакомство Есенина и О. Снегиной состоялось в апреле 1915 года в ее литературном салоне. Известна дарственная надпись Снегиной на книге «Рассказы» (1911): «Весеннему Есенину за его «Русь». Полюбите Лизу из Морошкино и меня. 1915, апрель. Ольга Снегина». Речь идет о маленькой поэме Есенина «Русь» и героине повести «Село Морошкино», помещенной в подаренной Есенину книге и высоко оцененной М. Горьким в письме к автору. Любопытно, что псевдоним «Снегина» – перевод фамилии мужа, литератора, англичанина по происхождению Е. Сно (snow – в переводе с английского – снег). Так вот откуда появилось у Есенина в поэме упоминание «лондонской печати» на письме Снегиной! Эту печать он мог видеть на письмах, которые присылали ее родственники из Англии.
2. Аналитическая беседа:
Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова .)
Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)
Итак, вместе с героем, известным поэтом, мы возвращаемся на его родину. И в самом конце первой главы перед читателем оживает воспоминание лирического героя о юности, о первой любви: возвращение на родину – это возвращение к самому себе после нравственных мучений на войне, с которой он дезертировал:
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Я понял, что я – игрушка...
Во второй главе мы узнаем о том, что той самой девушкой была Анна Снегина, дочь помещицы, живущей по соседству: «Он был забавно / Когда-то в меня влюблен». Но герой уже не «скромный такой мальчишка», он стал не только писателем и «известной шишкой» – он стал другим человеком, и мысли, которые владеют им в эту минуту, вовсе не возвышенного характера: «Теперь бы с красивой солдаткой / Завесть хорошо роман». Потому и известие о Снегиных не вызывает в нем желания увидеться:
Ничто не пробилось мне в душу,
Ничто не смутило меня.
Таков герой в начале произведения. Что происходит с ним в третьей части?
– Как изображает автор облик лирической героини, проглядывающий в смутных видениях болезни? («Белое платье», «привздернутый нос», «стройный лик», «перчатки и шаль» – вот и все, что заметил или что посчитал нужным описать поэт. Облик героини так же неуловим, как неуловимо то чувство, что некогда жило в сердце юноши и теперь осторожно стало напоминать о себе)
Это почти забытое чувство влюбленности возвращается к поэту, и он не хочет нарушать его чистоту. И вот состоялась встреча.
3. Чтение эпизода по ролям:
«Я слушал ее и невольно...» и до слов «Есть что-то прекрасное в лете, / А с летом прекрасное в нас».
– Почему так насыщено многоточиями описание встречи поэта с Анной? (Появление этих знаков подобно занавесу, который задергивается всякий раз, когда любопытный и назойливый взгляд готов рассмотреть в складывающихся отношениях что-то пошлое. Этот занавес отделяет его, сегодняшнего, прошедшего через кабацкий угар, пресыщенного легкими победами, и того – шестнадцатилетнего, впервые полюбившего юношу, чье возвышенное чувство, внезапно возрождающееся, прекрасно настолько, что с ним ни в какое сравнение не идет вполне возможный банальный «роман».
Сцены мучительных разговоров лирических героев открывают в Есенине не только мастера создания речевых характеристик, но и блестящего психолога.)
– Сопоставьте портретные детали четвертой части с прежними. На что они указывают? («Скривленный заботой красивый и чувственный рот» и «тело ее тугое» – эти отнюдь не романтические определения обрамляют монолог героини, признающейся в «преступной страсти», у которой, сознает она, нет и не может быть будущего.)
– Как подчеркивает автор то, что и чувства героини мучительны, и признание дается ей с неимоверным трудом и болью? (В первую очередь надо обратить внимание на многоточия: их на 17 строк ее монолога 12! Речь героини прерывиста, и эту прерывистость удивительно подчеркивает аллитерация: повтор звонкого «б», звучащего напористо: было, безумно, любила, болит, – сменяется глухим «т»: жестокость, суд, тайна, страстью преступной зовут.)
С этим образом соотносится и облик героини.
Развитие отношений по банальной любовной схеме разрушит очарование светлых воспоминаний и может лишить поэта самой дорогой и сокровенной частицы его души.
Это прозрение освещает слова героини: «Уже светает. Заря как пожар на снегу...» В ее речи опять многоточия (на 11 строк ее слов их 10):
В ее воображении воспоминания рождаются постепенно, трепетное детское чувство стерлось в памяти.
– Когда это светлое чувство вернется к героине? Об этом читаем в пятой части.
– Какой предстает Анна перед читателем в конце поэмы?
– Чем закончится этот необычный роман?
Присланное из-за границы письмо сказало гораздо больше душе поэта, чем смогли выразить слова, доверенные бумаге.
– Как вы думаете, что символизирует синий цвет, вдруг возникающий в словах Анны?
(Синий цвет – это и цвет его души, и цвет горней обители, горнего мира, в котором соединяются души поэта и «девушки в белой накидке».)
- Оттуда, издалека смогла разглядеть лирическая героиня любовь поэта и свою любовь; воспоминание о возвышенном и чистом чувстве венчает их ожившие в этой любви души навечно, и поэма становится книгой о неосуществившейся, но счастливой любви. Именно так можно осмыслить концовку поэмы, где высветился и предстал перед нами единственный значимый для поэта образ:
Далекие милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
Обратите внимание, что обретение взаимности подчеркивается вводимыми изменениями в сравнении с первой частью: в отдельную строфу выделено двустишие с эмоциональным всплеском, обозначенным соединением восклицания с многоточием. А две строки, прежде говорившие о неразделенном чувстве, теперь превращаются в своеобразный венец – трехстишие, который венчает и взаимное чувство героев, и саму поэму.
Так в эпическое произведение о революции, о жизни в деревне в эти тревожные годы вплетается и лирический сюжет о любви и о горькой эмигрантской доле человека, в котором не умерло чувство любви к родине:
Теперь я от вас далеко...
В России теперь апрель.
И синею заволокой
Покрыта береза и ель.
… … … … … … … …
Я часто хожу на пристань
И, то ли на радость, то ль в страх,
Гляжу средь судов все пристальней
На красный советский флаг.
Теперь там достигли силы.
Дорога моя ясна...
Но вы мне по-прежнему милы,
Как родина и как весна.
V. Заключительное слово учителя.
- «Далекие, милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает.
Домашнее задание: Перечитать поэму С.Есенина «Чёрный человек»
Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.
Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.
Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".
Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.
В центре поэмы личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.
Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина символ чистоты белого снега перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.
В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.
Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:
В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет!
И сразу убил старшину.
Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:
Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
"Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"
"Тараканье отродье!" вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.
Мельник в поэме это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.
Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого "счастливой были" и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:
Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор...
Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.
Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.
Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:
Я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!
Тема урока : «Анализ поэмы Сергея Есенина «Анна Снегина».
Цель урока: показать, что «Анна Снегина» - одно из выдающихсяпроизведений русской литературы; обучить анализу худ. произведения;
показать народность творчества С.А.Есенина.
Методические приемы: лекция с элементами беседы; аналитическоечтение.
Разберемся во всем, что видели,
Что случилось, что сталось в стране,
И простим, где нас горько обидели
По чужой и по нашей вине.
Ход урока.
I . Вступительное слово учителя. Сообщение темы и цели урока. (слайды 2, 3)
II . Проверка ДЗ. (тест, слайды 4, 5)
IV . Словарная работа. (слайд 6)
V . Вступление.
1. Слово учителя.
Поэма «Анна Снегина» закончена Есениным в январе 1925 года. В этой поэме сплелись все основные темы лирики Есенина: родина, любовь, «Русь уходящая» и «Русь советская». Сам поэт определил свое произведение как лиро-эпическую поэму. Он считал ее лучшим произведением из всех, написанных раннее.
2. Сообщение учащегося.
Основная часть поэмы воспроизводит события 1917 года на Рязанской земле. В пятой главе содержится эскизный набросок деревенской послереволюционной Руси – действие в поэме кончается 1923 годом. Поэма автобиографична, в ее основе – воспоминания о юношеской любви. Но личная судьба героя осмыслена в связи с судьбой народной. В образе героя –поэта Сергея- мы угадываем самого Есенина. Прообраз Анны – Л.И.Кашина, которая, однако, не покинула Россию. В 1917 году она передала свой дом в Константинове крестьянам, сама жила в усадьбе на Белом Яру на Оке. Там бывал Есенин. В 1918 году она переехала в Москву, работала машинисткой. Есенин встречался с ней в Москве. Но прототип и художественный образ вещи разные, и худ. образ всегда богаче.
3. Слово учителя. (слайды 7, 8, 9)
События в поэме даны эскизно, и нам важны не сами события, а отношение к ним автора. Поэма Есенина и о времени, и о том, что остается неизменным во все времена. C южет поэмы – история несостоявшейся судьбы героев на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой борьбы. В ходе анализа мы проследим, как развивается ведущий мотив поэмы, тесно связанный с основными темами: темой осуждения войны и темой крестьянства. Поэма лиро-эпическая. В основе лирического плана поэмы лежит судьба главных героев – Анны Снегиной и Поэта. В основе эпического плана - тема осуждения войны и тема крестьянства.
VI . Аналитическая беседа.
- Речь какого героя открывает поэму? О чем он рассказывает? (Поэма начинается с рассказа возницы, который везет возвращающегося с войны героя в родные места. Из его слов мы узнаем «печальные вести» о том, что происходит в тылу: жители когда-то богатого села Радова враждуют с соседями – бедными и вороватыми криушанами. Эта вражда привела к скандалу и убийству старосты и к постепенному разорению Радова:
С тех пор у нас неуряды.
Скатилась со счастья вожжа.
Почти что три года кряду
У нас то падеж, то пожар.)
- Что общего между лирическим героем и автором? Можно ли их отождествлять? (Хотя лирический герой носит имя Сергей Есенин, его нельзя полностью отождествлять с автором. Герой, в недавнем прошлом крестьянин села Радова, а ныне знаменитый поэт, дезертировавший из армии Керенского и теперь вернувшийся в родные места, конечно, имеет с автором много общего и, прежде всего, в строе мыслей, в настроениях, в отношении к описываемым событиям и людям.)
ТЕМА ВОЙНЫ.
- Как высказывается отношение к войне? (Военные действия не описываются; ужасы и нелепость, бесчеловечность войны показаны через отношение к ней лирического героя. Слово «дезертир» обычно вызывает неприязнь, это почти предатель) Почему же герой чуть не с гордостью говорит о себе: «Другую я явил отвагу – Был первый в стране дезертир»?)
- Почему герой самовольно возвращается с войны? (Воевать «за чей-то чужой интерес», стрелять в другого человека, в «брата» - это не геройство. Потерять человеческий облик: «Война мне всю душу изъела» - не геройство. Быть игрушкой на войне, пока «купцы да знать» спокойно живут в тылу, а «прохвосты и дармоеды» сгоняют людей на фронт умирать – тоже не геройство. В этой ситуации отвагой действительно было то, что сделал лирический герой, дезертировал. Он возвращается с войны летом 1917 года.)
СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ,
- Одна из главных тем поэмы – осуждение империалистической и братоубийственной гражданской войны. В деревне в это время плохо:
У нас теперь неспокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны –
Дерутся селом на село.
Символичны эти крестьянские войны. Они являются прообразом большой братоубийственной войны, народной трагедии, от которой, по словам мельничихи, едва не «пропала Расея». Войну осуждает и сам автор, который не боится назвать себя «первым в стране дезертиром». Отказ от участия в кровавой бойне – не поза, а глубинное, выстраданное убеждение.
ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 10)
ТЕМА КРЕСТЬЯНСТВА.
- Каким видится прошлое лирическому герою ?(Прошло три года с тех пор, как герой покинул родные места, и многое ему кажется далеким, изменившимся. Он смотрит другими глазами: «Так мил моим вспыхнувшим взглядам состарившийся плетень», «разросшийся сад»,сирень. Эти милые приметы воссоздают образ «девушки в белой накидке» и вызывают горькую мысль:
Мы все в эти годы любили,
Но мало любили нас.)
Здесь начинается ведущий мотив поэмы.
-Каковы настроения земляков поэта? (Люди встревожены событиями, которые докатились и до их деревень: «Сплошные мужицкие войны», а причина – «безвластье. Прогнали царя…». Мы узнаем про «булдыжника, драчуна, грубияна» Прона Оглоблина, озлобленного пьяницу, убийцу старосты. Выясняется, что «Теперь таких тысячи стало/ Творить на свободе гнусь». И как страшный итог: «Пропала Расея, пропала../Погибла кормилица Русь.)
-Какие вопросы волнуют мужиков? (Во-первых, это извечный вопрос о земле: «Скажи:/Отойдут ли крестьянам /Без выкупа пашни господ?». Второй вопрос - о войне: «За что же тогда на фронте / Мы губим себя и других?». Третий вопрос: «Скажи,/ Кто такое Ленин?».
-Почему герой отвечает: «Он - вы»? (Этот афоризм о Ленине – народном вожде- знаменателен. Здесь герой поднимается до подлинного историзма в показе революционных событий Крестьяне-труженики, особенно деревенская беднота, горячо приветствуют советскую власть и идут за Лениным, т.к.они слышали, что он борется за то, чтобы навсегда освободить крестьян от помещичьего гнета и отдать им «без выкупа пашни господ»).
-Что побудило героя обратиться к Ленину? (Вера, а, может быть, точнее – желание веры в светлое будущее)
-Какие предстают перед нами крестьяне? (Прон – русский традиционный мятежник, воплощение пугачевского начала. Лабутя,его брат, - приспособленец и тунеядец.)
-Есть ли в поэме положительный тип крестьянина? (Конечно, есть. Это мельник- воплощение доброты, человечность, близость к природе. Все это делает мельника одним из главных героев поэмы.)
СООБЩЕНИЕ.
- С революционными событиями тесно связана судьба главных героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, весь хутор которой во время революции крестьяне забрали; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за власть Советов; старика мельника и его жены; рассказчика поэта, вовлеченного революционной бурей в «мужицкие дела». Отношение Есенина к своим героям проникнуто озабоченностью их судьбами. В отличие от первых произведений, воспевающих преображенную крестьянскую Русь как единое целое, в «Анне Снегиной» он не идеализирует русское крестьянство.
СООБЩЕНИЕ.
Есенин предвидит трагедию крестьянства 1929-1933 годов, наблюдая и переживая истоки этой трагедии. Есенина тревожит, что русский крестьянин перестает быть хозяином и работником на своей земле, что он ищет легкой жизни, стремится к наживе любой ценой. Для Есенина главное – нравственные качества людей. Революционная свобода отравила деревенских мужиков вседозволенностью, разбудила в них нравственные пороки.
ВЫВОДЫ. ЗАПИСЬ ТЕЗИСОВ. (слайд 11)
-Теперь обратимся к нашим героям и посмотрим, как развивается ведущий мотив поэмы.
ЛЕЙТМОТИВ ПОЭМЫ («МЫ ВСЕ В ЭТИ ГОДЫ ЛЮБИЛИ…»)
- Как показаны чувства героев, Анны и Сергея, при встрече? (Диалог героев идет в двух планах: очевидном и неявном (гл.3). Идет обычный вежливый разговор людей, почти чужих друг другу. Но отдельные реплики, жесты показывают, что чувства героев живы.(ПРОЧИТАТЬ) ).
Лейтмотив поэмы звучит уже оптимистично. («Есть что-то прекрасное в лете,/А с летом прекрасное в нас»)
-В чем причина разлада в отношениях героев? (Прон Оглоблин задумал отобрать у Снегиных угодья, а для переговоров взял «важного», как он считал человека, столичного жителя. Приехали они совсем не вовремя: оказалось, что только что пришло известие о гибели мужа Анны. В горе она бросает обвинение Сергею: «Вы – жалкий и низкий трусишка./ Он умер…/А вы вот здесь…». Все лето герои не виделись).
СООБЩЕНИЕ.
Поэма «Анна Снегина» лиро-эпическая. Ее главная тема – личная, но через судьбу героев раскрываются эпические события. Само название говорит о том, что Анна – центральный образ поэмы. Имя героини звучит по-особому поэтично и многозначно. В этом имени – полнозвучность, красота аллитерации, богатство ассоциаций. Снегина – символ чистоты белого снега, перекликается с весенним цветом черемухи, это имя – символ утраченной юности. Возникают ассоциации с есенинскими образами: девушка в белом, тонкая березка, снежная черемуха.
Лирический сюжет поэмы – история несостоявшейся любви героев – едва намечен, он развивается как череда фрагментов. Несостоявшийся роман героев происходит на фоне кровавой и бескомпромиссной классовой войны. Отношения героев романтичны, непрояснены, а чувства интуитивны. Революция привела героев к расставанью, героиня оказалась в эмиграции – в Англии, откуда пишет письмо герою поэмы. Революция не у героев память о любви. То, что Анна оказалась вдали от Советской России, - печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. И заслуга Есенина в том, что он первым показал это.
-Как изображается в поэме новая власть? (Октябрь 1917 года герой встречает в деревне. О перевороте он узнает от Прона, который «от радости чуть не помер», «Теперь мы всех раз – и квас! / Без всякого выкупа с лета / Мы пашни берем и леса». Мечта Прона отобрать землю у Снегиных сбывалась, подкрепленная новой властью,: «В России теперь Советы / И Ленин – старшой комиссар». Советская власть изображается иронически, даже саркастически. Во власть полезли первые бездельники и пьяницы, вроде брата Прона Лабути, который «хвальбишка и дьявольский трус», «Такие всегда на примете./Живут не мозоля рук./ И вот он, конечно, в Совете»).
- Какие события происходят до следующего приезда героя в родные места? (Проходит 6 лет: «Суровые, грозные годы!» Добро, отобранное у помещиков, не принесло крестьянам счастья: зачем «чумазому сброду» «рояли» и «граммофон» - играть «коровам тамбовский фокстрот»? « Удел хлебороба гас »).
-Откуда узнает герой о событиях в Криуше? (О событиях он узнает из письма мельника: Прон расстрелян дениковцами, Лабутя спасся – «в солому залез», а потом долго голосил: «Мне нужно бы красный орден / за храбрость мою носить», а теперь гражданская война утихла, «буря пошла в угомон»).
-И снова наш герой в деревне. Какое впечатление произвело на него письмо Анны? (Герой получает письмо с «лондонской печатью». В письме ни слова упрека, ни жалобы, ни сожаления о потерянном имении, только светлая ностальгия. ПРОЧИТАТЬ .Сергей остается по-прежнему холодным и почти циничным: «Письмо как письмо./Беспричинно. /Я в жисть бы таких не писал.»)
-Как меняется лейтмотив поэмы в заключительной ее части? (Здесь проступает «второй план», глубинный. Герой как будто не задет письмом, как будто делает все по- прежнему, но все ему видится уже другим. ПРОЧИТАТЬ. Что изменилось? «По-старому» заменилось на «по-прежнему», «состарившийся» плетень стал «погорбившимся».)
СООБЩЕНИЕ.
Поэт – герой поэмы – постоянно подчеркивает, что его душа уже во многом закрыта для лучших чувств и прекрасных порывов: «Ничто не пробилось мне в душу,/ Ничто не смутило меня.» И лишь в финале звучит аккорд – воспоминание о самом прекрасном и навсегда-навсегда утраченном. Разлука с Анной в лирическом контексте поэмы – это разлука с юностью, разлука с самым чистым и святым, что бывает у человека на заре жизни. Но – главное в поэме – все человеческое прекрасное, светлое и святое живет в герое, остается с ним навсегда как память, как «живая жизнь»:
Иду я разросшимся садом,
Лицо задевает сирень.
Так мил моим вспыхнувшим взглядам
Погорбившийся плетень.
Когда-то у той вон калитки
Мне было шестнадцать лет,
И девушка в белой накидке
Сказала мне ласково: «Нет!»
Далекие, милые были!..
Тот образ во мне не угас.
Мы все в эти годы любили,
Но, значит,
Любили и нас.
ЗАПИСЬ СХЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛЕЙТМОТИВА (слайд 12)
VII . Заключительное слово учителя. Возвращение к эпиграфу.
-«Далекие. милые» образы заставили душу помолодеть, но и пожалеть об ушедшем безвозвратно. В конце поэмы изменилось всего одно слово, но смысл изменился значительно. Природа, родина, весна, любовь – эти слова одного ряда. И прав тот человек, который прощает. (Чтение эпиграфа)
VIII . Итог урока и домашнее задание.