Понятие политической системы общества. Понятие, структура и функции политической системы общества Политическая система понятие и содержание

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Использованная литература

1. Понятие и содержание политической системы общества

Основополагающие идеи о политической системе общества были сформулированы в теории государства на рубеже 60-70-х гг. В последнее время наука добилась существенных успехов в развитии теории политической системы и в анализе ее практики. Осуществляется разработка общих вопросов, углубляются научные представления о целостности этого образования, анализируются элементы политической системы, исследуются политические партии, политические нормы, политический режим, политическая идеология, особенности прямых и обратных связей с социальной средой, социальным окружением системы.

Наиболее распространено представление о политической системе как об инструменте, механизме принуждения, власти в различно понимаемых социально значимых целях: интеграции, адаптации общества и т.п. Тем самым на политическую систему в той или иной мере переносится понятие государства. Политическая система есть механизм преобразования идущих от общества социальных импульсов в политические решения и действия. Но как различить, где механизм, а где окружающая его социальная среда?

Как и многие другие, понятие "политическая система" пришло из социологии. Не делая экскурсов в давнюю историю политико-правовой мысли со ссылками на Аристотеля, Платона или Гоббса, уподоблявших общество живому организму - органической системе, назовем Г. Спенсера и Э. Дюркгейма, в работах которых присутствует ряд категорий социальной теории системы, таких, как институт, функция, регулятивная система общества, политическое управление. Однако свои концептуальные очертания понятие "политическая система" обрело в работах американских исследователей Д. Истона и Г. Алмонда.

Политическая система общества - сложное, многогранное явление, анализируемое специалистами в различных областях государства и права, социологии, философии и т.п. В частности, ученые в области теории государства и права исследуют ее с помощью системного и структурно-функционального анализа, с точки зрения ее относительной статики и непрерывной динамики, соотношения политической системы общества как целого с ее отдельными элементами, прежде всего выясняя место и роль государства в этом образовании, его новые качества, особенности, грани. Важной особенностью системы является наличие в ней интегральных качеств, не свойственных образующим ее частям, и ее относительная самостоятельность, которая, однако, не исключает се связи с внешней средой.

Под структурой понимается способ связи элементов в целостное системное образование как совокупность устойчивых отношений между элементами. Таким образом, система - это целостное единство элементов и структуры, структура-способ упорядочения элементов, характеризующийся устойчивостью.

Политическая система связана с особой сферой деятельности людей - политикой, которая отражает область взаимоотношений между классами, социальными группами, коллективами, личностями по поводу государственной власти.

Анализируя политическую систему общества, следует подчеркнуть, что в ее основе лежат политические отношения, политика, которая формируется в государственно-организованном обществе. На первых порах она характеризуется неразвитостью, хотя уже с появлением государства возникают первые формальные и неформальные жреческие объединения, партии.

Политической именуется универсальная управляющая система государственно-организованного общества, компоненты которой связаны отношениями власти и которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти, обладает внутренней упорядоченностью (организационный критерий) и политической направленностью деятельности (политический критерий); она должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т. и. (программный критерий).

Особо следует подчеркнуть значение второго критерия, который для того или иного института политической системы означает способность: во-первых, выражать политические интересы определенного класса, группы или любой иной социальной общности; во-вторых, быть участником политической жизни и носителем политических отношений; в-третьих, иметь непосредственное или опосредованное отношение к государственной власти - ее завоеванию, организации или использованию, причем не обязательно в форме взаимодействия с государственными органами, но и противостоя им; в-четвертых, руководствоваться в своей повседневной деятельности нормами или правилами, сложившимися в недрах политической жизни той или иной страны.

В зависимости от этого критерия к числу собственно политических организаций относят: государство, все политические партии, отдельные общественные организации. Характерный их признак - прямая связь с политикой, а непосредственной задачей их создания и функционирования является достижение определенной политической цели, которая обязательно закрепляется в уставах и заключается в формировании и осуществлении внутренней и внешней политики на разных этапах развития общества, в политическом и идеологическом воздействии (воспитании) на различные существующие в обществе слои и классы, в проведении политических интересов господствующих кругов и отчасти общества в целом.

К несобственно политическим организациям относятся такие, которые возникают и развиваются в силу экономических и других причин. Это профсоюзные, кооперативные и иные организации, которые свою деятельность осуществляют в производственной, социально-бытовой, культурной и иных сферах жизни общества, причем они не закрепляют в своих уставах задач активного политического воздействия на государственную власть. Это, разумеется, не принижает их роли и значения в политической системе общества, ибо речь идет лишь об отсутствии доминирующего политического аспекта в их деятельности, а не в отрицании его как такового.

Отдельную группу составляют организации, которые возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общества филателистов, нумизматов, автолюбителей и т.п.). Политический оттенок они приобретают лишь как объекты воздействия государственных и иных политических органов и организаций, но отнюдь не как субъекты - носители политической власти и соответствующих отношений.

Третий критерий - программность - дает возможность определить степень участия той или иной организации в политической жизни страны, зафиксировать ее политические цели и задачи, а следовательно, включить в политическую систему общества.

Существуют различные подходы в исследовании политической системы, однако, несмотря на их многообразие представляется, что она выступает сложным комплексом отношений между классами, нациями, другими социальными группами и общностями, личностями и их политическими институтами.

Институциональный подход заключается не только в определении и выделении формирующих политическую систему (организацию) общества институтов, но и в анализе ее элементно-структурных, субъектно-институциональных и отчасти формально-юридических сторон.

Функциональный подход связан с рассмотрением политической системы с позиции направлений ее деятельности, особенностей протекания политического процесса и реализации политического режима как системой в целом, так и ее отдельными институтами или группами институтов.

Регулятивный подход отражает особенность функционирования политической системы общества на основе всего комплекса нормативного регулирования (обычаев, традиций, принципов, воззрений, норм права, морали, корпоративных норм и т.п.).

Идеологический подход отражает особенность взглядов, идей, представлений тех или иных исследователей на проблему бытия политической системы общества, направлен на формулирование конкретной политической теории.

Коммуникативный подход представляет собой анализ политической системы с позиции системообразующих связей и отношений между различными ее институтами.

В качестве самостоятельного следует выделить личностный подход при" исследовании политической системы, тем более что в философском понимании первичным элементом системы считается человек, сущность которого есть совокупность всех общественных отношений. Личность в политической системе выступает в разных политико-правовых состояниях.

Функционирование любой системы (экономической, политической, социальной, правовой и т.п.) в конечном счете, определяется человеком. Люди формируют политическую систему и участвуют в реализации ее возможностей, они же составляют и то гражданское общество, на которое воздействует эта политическая система, поэтому на ее характере, типе, формах влияния всегда лежит отпечаток культуры, традиций, психологии людей.

Мыслители прошлого отмечали огромную роль людей как субъектов политики. Личности органически присуще политическое измерение. Еще Аристотель писал, что человек по природе своей - существо политическое; кто по тем или иным причинам живет вне государства, тот или сверхчеловек, или существо, недоразвитое в нравственном отношении. Отметим, что в современном цивилизованном обществе политика осуществляется для людей и через людей.

В литературе нет единого мнения о понятии политической системы и его соотношении с понятием политической организации общества. Однако следует подчеркнуть, что развитие понятия политической системы общества, ее теории особенно интенсивно происходило именно на основе существующей уже теории и понятия политической организации общества.

Утверждая, например, что правильное научное толкование и применение категории "политическая система" позволяет не только преодолеть трудности, которые возникли в связи с исследованием политической организации общества, но и свести в единый комплекс все основные категории и понятия, характеризующие политическую жизнь общества, некоторые авторы считают, что политическая система как явление и как понятие шире политической организации общества.

Политическая система общества аккумулирует, сводит воедино как политические институты и отношения, складывающиеся прежде всего в виде организаций, учреждений (государственных и общественных), так и практику политической жизни. Политическая же организация общества определяет его политическое устройство, взаимосвязь политических институтов и учреждений. Иными словами, политическая организация общества дает преимущественно институционную характеристику политической системы.

Основным содержанием понятия политической организации общества является совокупность государственных и общественных учреждений, составляющих институционально-организационную структуру его политической жизни. В данном случае главными объектами исследования выступают политические учреждения и организации, выполняемые ими задачи, характер и содержание их деятельности, взаимоотношения между ними, выражение ими интересов классов, слоев и социальных групп и т.д.

Таким образом, сторонники более широкого понимания политической системы подчеркивают, что политическая организация общества является наиболее существенным элементом этой системы, поскольку именно через политические организации происходит выдвижение основных целей и задач общества и определение политической линии, формирование политических и правовых норм, мобилизация всего общества.

Вторая группа ученых, напротив, считает политическую систему составной частью политической организации общества. Утверждается, что необходимость использования для охраны и развития исторических завоеваний трудящихся государственной власти, государства предполагает существование политической системы как составляющей политической организации общества.

Третья группа исследователей придерживается мнения, что эти понятия тождественны. политический партия конституционный гражданство

Уважая позиции авторов различных точек зрения, следует, по всей видимости, присоединиться к первой из них и рассматривать политическую систему в широком смысле слова как категорию, более богатую, включающую и политическую организацию общества, и все иные проявления политической жизни.

Учитывая сказанное, можно дать следующее определение.

Политическая система общества - это совокупность взаимосвязанных государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать организационную самостоятельность и политическую активность личностей в процессе реализации ими политической власти.

2. Понятие и содержание политической организации общества и ее соотношение с политической системой

Политическая организация общества - совокупность организаций, участвующих в политической жизни страны, в регулировании отношений между основными социальными группами общества (классами, нациями, профессиональными стратами). Политическая организация общества состоит из двух основных компонентов: государства как основного, центрального звена политической организации общества; общественных политических объединений (партий, профсоюзов, национальных и профессиональных организаций).

Государственная власть носит политический характер, поскольку концентрирует и выражает интересы основных социальных групп и согласовывает деятельность всех субъектов общества. По своей природе государство занимает ведущее, центральное место в политической системе, является основным инструментом политики. Помимо государства в политическую систему общества входят разнообразные общественные объединения (политические партии, профсоюзы, религиозные, женские, молодежные, национальные и другие организации). Они консолидируют интересы отдельных социальных групп и слоев общества. Главной задачей политических общественных объединений является влияние на государство, на его политику через избрание представителей на выборные государственные органы, через средства массовой информации, общественное мнение.

В рамках плюралистической политической системы существуют разнообразные политические объединения, имеющие равные возможности на участие в политической жизни страны. В монистической политической системе выделяется одно политическое объединение, играющее главную роль в политической жизни страны. В зависимости политического режима, создаваемого государственной властью, политическая система может быть демократической, когда за политическими объединениями признаются широкие права на участие в формировании государственной политики. Противоположностью ей является авторитарная политическая система, где роль политических объединений сведена на нет, или их деятельность вообще запрещена.

В науке существует несколько точек зрения по поводу соотношения понятий политической системы и политической организации общества. Часть ученых эти понятия отождествляет. Другие считают политическую систему общества понятием более широким, чем политическая организация, выбирающим в себе не только политические институты, но и отношения, практику политической жизни. Есть и противоположное мнение: политическая система - составная часть политической организации общества.

Политическая система осуществляет регулирование процессов, происходящих в обществе, исходя из политических целей. Задачей создания и функционирования каждого компонента политической системы общества является достижение им политической целей. Это касается не только государственных институтов, но и политических партий и общественных объединений гражданского общества.

3. Конституционно-правовой статус политических партий и общественных объединений

Общепринятым является понимание политической партии как объединения граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеющих целью участие в разработке государственной политики, формировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и представительство в их составе.

До 2001 г. основания и порядок создания политических партий в Российской Федерации регулировались не отмененным Законом СССР 1990 г. "Об общественных объединениях". Принятие Федерального закона "О политических партиях" было обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Согласно Закону политическая партия определяется как добровольное объединение граждан РФ, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Законом устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных объединений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 10 тыс. граждан Российской Федерации, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее 100 членов политической партии; руководящие и иные органы политической партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации (ст. 3). Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ (ст. 5). Согласно Закону в РФ не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и федеральными законами (ст. 8 и 9). В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 месяцев до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно (ст. 11-13 Закона). Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 3 месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется (ст. 15-19).

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение права на вступление в политические партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов. Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, Закон устанавливает, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии она не принимает участие в выборах, такая политическая партия подлежит ликвидации. Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также основания приостановления ее деятельности.

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации устанавливает в качестве одной из основ конституционного строя России принцип идеологического многообразия, а также - в части 2 и 5 - пределы его осуществления, в которых оно не вступает в резкое противоречие с другими демократическими принципами Конституции.

Принцип идеологического многообразия может быть правильно понят, исходя из точного понимания обоих образующих это понятие слов. Идеология обычно определяется как система юридических, политических, экономических, этических, экологических, художественных, а также религиозных идей, воззрений, понятий, связанная прямо или косвенно с практической жизнедеятельностью людей и ее оценкой. Это система направленных на сохранение, частичное изменение или коренное преобразование теми или иными способами общественного и государственного строя, как правило, закрепляемого в Конституции и иных законах. Многообразие (плюрализм) в сфере идеологии означает право каждого человека, группы людей, их объединений: свободно развивать свои воззрения и научные теории идеологического характера; распространять и защищать их с помощью всех существующих технических средств; активно работать также над практическим осуществлением своих идей путем разработки программных документов, законопроектов, представления их на рассмотрение общественных и государственных органов, участия в поддержке и реализации уже принятых этими органами предложений и т.д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. Ред. Карповича В.Д.) - М.: Юрайт - М; Новая правовая культура, 2002 г.

Часть 1 статьи 13 Конституции Российской Федерации содержательно связана с рядом других конституционных предписаний. Это статья 14 и 28, устанавливающие религиозное многообразие и свободу совести, статьи 29, предоставляющая каждому свободу мысли и слова, поиска, получения, производства и распространения информации, гарантирующая свободу массовой информации, статьи 44, гарантирующая каждому свободу литературного, художественного, научного и других видов творчества.

Установление в Конституции принципа идеологического плюрализма является одним из важных демократических достижений народа России.

Часть 2 статьи 13 Конституции РФ устанавливает правило, органически связанное с содержанием части 1. Признание идеологического многообразия, строго говоря, означает запрещение признания какой-либо идеологии государственной и общеобязательной. Как и часть 1, часть 2 этой статьи содержательно связана со статьей 14, 28-30, 44 Конституции РФ и др.

Правило части 2 относится к любым идеологиям (либерализм, социал-демократизм, религиозно-демократические и религиозно-социальные, национально-демократические доктрины и др.)

Предусмотрены Конституцией и исключения, относящиеся к тем идеологиям, которые пытаются обосновывать запрещаемые ею действия. О таких действиях и запретах говорится в части 5 этой статьи и в ряде других статей. Это, например, запрещение захватывать власть (часть 4 статьи 3 Конституции РФ), нарушать права и свободы человека и гражданина (статья 2, 17-63 Конституции РФ и др.).

Но убеждения, взгляды граждан свободны, и никто не должен быть подвергнут каким бы то ни было преследованиям, ограничениям прав за свои убеждения, каковы бы они ни были. Наказуемы могут быть только действия, прямо запрещенные законом.

Часть 3 статьи 13 Конституции РФ посвящена некоторым практическим последствиям идеологического многообразия, имеющим большое общественное и, в частности, конституционно-правовое значение. Речь идет о том, что в России признается политическое многообразие и многопартийность. Политическое многообразие означает наличие разнообразных направлений в практической политической деятельности - в агитации за или против определенных течений, программ, законопроектов и т.п. в политической жизни, за или против определенных кандидатов на выборах, за то или иное решение вопросов, выносимых на референдумы, и т.д. Важнейшую роль в политической деятельности играет ее организационная часть - создание и деятельность политических партий и других общественных объединений, примыкающих к партиям или самостоятельно стремящихся к осуществлению конституционно допустимых политических целей. Главной формой политического многообразия является многопартийность. Многопартийность пришла на смену однопартийной системе, недемократичность которой очевидна Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В. Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

В последние годы идеологическое и политическое многообразие и в значительной мере выражающая их многопартийность становятся все более устойчивой органической частью общественно-политической жизни России. Юридическому закреплению этого достижения российской демократии служит включение этих положений данной статьи в основы конституционного строя, играющие центральную роль в Конституции и изменяемые - в случае необходимости - в особо сложном порядке. Это, как и соответствие данных конституционных положений принципам и нормам международного права, позволяет надеяться на необратимость установления и развития плюрализма в политической жизни России.

Но демократические политические партии, объединения или их блоки, выражающие политическую волю своих членов, стремятся к осуществлению государственной власти через своих представителей, членов и сторонников в органах государства. Осуществляя власть в соответствии со своей программой, партия или блок партий, имеющий совместную программу парламентской или правительственной деятельности, в определенной степени действует в соответствии с теми положениями своей идеологии и политики, которые получили одобрение граждан на выборах и в иных формах. Поэтому определенная зависимость государственной власти от тех или иных идеологических и политических позиций партий, блоков, их лидеров и деятелей существует, но - под демократическим контролем избирателей. Именно их волю, а не только решения своей партии должен, прежде всего, проводить в жизнь их избранник.

Равенство общественных объединений перед законом установлено, чтобы исключить возможность создания вновь однопартийной системы, не допускающей существования других политических партий и подчиняющей своему господству иные партии и общественные объединения, каждое из которых (профсоюзное, молодежное и т.д.) является единственным в своей сфере деятельности, как это было в СССР. Исключается возможность возникновения такой же системы, замаскированной фиктивным плюрализмом, т.е. с помощью создания наряду с монопольной партией марионеточных псевдопартий и общественных объединений. Такая система существовала в ряде социалистических стран (ГДР, Болгарии, Польше и др.) Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации (отв. ред. В.В. Лазарев) - Система Гарант, 2003 г.

Согласно Международному пакту о гражданских и политических правах 1966 г., закон может устанавливать ограничения свободы объединения, необходимые в демократическом обществе в интересах государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и свобод других лиц (ч. 2 ст. 22) Международный пакт от 16 декабря 1966 года "О гражданских и политических правах"// "Бюллетень Верховного Суда РФ", №12, 1994.

Конституцией и иными законами России обоснованные ограничения прав на объединение, на свободное образование и свободную деятельность партий практически соблюдаются далеко не во всех случаях. Но зато предлагаются и обсуждаются иные ограничения этих прав, не всегда соответствующие международным и конституционным нормам.

1. Форма правления Российской Федерации

Форма правления Российской Федерации - это один из элементов формы государства, характеризующий порядок организации и избрания высших органов власти в Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ Российская федерация является государством с республиканской формой правления.

Основные характеристики РФ как республики:

Президент РФ - глава государства (статья 80 Конституции РФ).

Председатель Правительства России назначается президентов России с согласия Государственной Думы (часть 1 статьи 111 Конституции РФ).

В соответствие с этими характеристиками РФ можно определить как смешанную (полупрезидентскую) республику.

2. Политический режим Российской Федерации.

Политический режим Российской Федерации - это совокупность приемов, способов и методов реализации политической власти в Российской Федерации.

В соответствие с частью 1 статьи 1 Конституции РФ в Российской Федерации устанавливается демократический политический режим.

Политический режим РФ:

Единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ (статья 3 Конституции РФ).

Государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную (статья 10 Конституции РФ).

В РФ признается и гарантируется местное самоуправление (статья 12 Конституции РФ).

В РФ признается политическое многообразие, многопартийность (статья 13 Конституции РФ).

В РФ признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (статья 17 Конституции РФ).

В Российской Федерации гарантируется равенство прав и свобод человека и гражданина (статья 19 Конституции РФ).

3. Форма государственного устройства Российской Федерации.

Форма государственного устройства Российской Федерации - это способ политико-территориального устройства государства. Способ взаимосвязи государства со своими частями, используемый в Российской Федерации.

В соответствие со статьей 1 Конституции РФ Российская Федерация является государством с федеративной формой государственного устройства.

Основные характеристики Российской Федерации как федеративного государства:

Субъекты РФ обладают равноправностью (часть 4 статьи 5 Конституции РФ).

Территория РФ - совокупность территорий ее субъектов (часть 1 статьи 67 Конституции РФ).

Республики в составе РФ могут иметь собственное гражданство, государственный язык (статья 68 Конституции РФ).

Субъекты РФ обладают правом принятия собственной Конституции, уставов и законов (часть 2 статьи 5, статья 6 Конституции РФ).

Субъекты РФ имеют свои исполнительные, законодательные и судебные органы (статья 77 Конституции РФ).

Представители Субъектов РФ формируют Совет Федерации Федерального Собрания РФ (статья 95 Конституции РФ).

Гражданин Семенюк должен обратиться Управление Федеральной миграционной службы (УФМС), там он получит список документов, которые ему нужно будет собрать.

В соответствии со статьей 14 закона "О гражданстве РФ" в упрощённом порядке можно получить гражданство:

Если человек живёт на территории Российской Федерации и состоит в законном браке с гражданкой (гражданином) этой страны не менее трёх лет (статья 14, часть 2, пункт б).

Использованная литература

1. Федеральный закон "О гражданстве РФ" от 31.05.2002 №62-ФЗ.

2. Конституция Российской Федерации (РФ) от 12.12.1993 года.

3. М.В. Баглай. Конституционное право Российской Федерации: учеб. Б14 для вузов- 6-е изд., изм. и доп. - М.: Норма, 2007. - 784

4. Романов А.Н., Игишев К.А. Конституционное право: учеб. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. экон. ун-та, 2008. - 180 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Функции и структура политической системы государства. Понятие и особенности общественных объединений, их правовая природа нормативно-правовое регулирование в Республике Казахстан. Правовой статус общественных объединений и политических объединений.

    дипломная работа , добавлен 07.07.2015

    Нормативно-правовое регулирование политической системы Республики Казахстан. Понятие, функции и структура государства. Взаимодействие политических партий и общественных объединений с государственными органами. Правовое регулирование выборов и референдума.

    курсовая работа , добавлен 13.07.2015

    Понятие и структура политической системы общества, её субъекты и функции. Характеристика политических партий Республики Казахстан, их место и роль в политической жизни общества. Развитие многопартийных и однопартийных систем, имидж политических партий.

    курсовая работа , добавлен 13.04.2014

    Государство как основной институт политической системы, концепции его происхождения. Понятие политической системы общества, ее компоненты. Признаки государства как социального института, его элементы и функции. Условия существования гражданского общества.

    презентация , добавлен 14.01.2014

    Понятие, функции и классификация политических систем, их элементы и взаимосвязь. Принципы политической организации общества Российской Федерации. Особенности структуры и переходный характер современной российской политической системы, ее основные черты.

    курсовая работа , добавлен 30.08.2012

    Общая характеристика политической системы общества, ее структура и виды. Природа и сущность государства как института политической системы. Соотношение государства с элементами политической системы. Особенности политической системы Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2014

    Политическая организация и общество. Государство как важнейший элемент политической организации, его сущность происхождение и функции. Основные признаки правового государства. Политический характер структурных элементов политической организации общества.

    контрольная работа , добавлен 25.11.2008

    Рассмотрение государства как организации политической власти. Классификация основных функций государства. Описание элементов политической системы общества. Изучение институциональной, коммуникативной, нормативной и культурно-идеологической подсистем.

    презентация , добавлен 17.09.2015

    Понятие, функции и структура политической системы государства. Конституционно-правовая характеристика общественных объединений и политических партий в Республике Казахстан, определение их правового статуса и нормативно-правовое регулирование деятельности.

    дипломная работа , добавлен 20.06.2015

    Понятие и структура политической системы общества. Классификация политических подсистем по функциональному признаку: институциональная, нормативная, коммуникативная, культурная и функциональная. Особенности развития политической системы общества.

Лекция 6. Политическая система общества.

1. Понятия политической системы общества.

2. Структура политической системы общества.

3. Виды политической системы общества.

4. Государство как субъект политической системы общества.

5. Негосударственные субъекты политической системы общества.

Определение . Политическая система общества - это система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции.

Значение понятия политической системы общества . Теоретическая и практическая значимость политической системы выражается в том, что она:

1. объединяет, «скрепляет» общество;

2. показывает, как формируется и функционирует политическая, государственная власть;

3. дает возможность более точно определить роль государства в обществе;

4. легализует и легитимирует политическую власть.

Выделение структурных элементов политической системы общества обусловлено рядом классификационных критериев. Наиболее общим критерием предоставляется критерий подхода к понятию политической системы. Исходя из него выделяют:

Институциональную подсистему (институциональный подход);

Регулятивную подсистему (регулятивный подход);

Идеологическую подсистему (идеологический подход);

Коммуникативную подсистему (коммуникативный подход);

Функциональную подсистему (функциональный подход).

Предметом исследования теории государства и права является институциональная и регулятивная подсистемы.

Институциональная подсистема (система ) - это совокупность институтов (учреждений, организаций), связанных с функционированием политической власти. Она складывается из следующих частей:

1. государство (государственный аппарат): законодательные органы, исполнительные органы, судебные органы;

2. политическая инфраструктура: политические партии, общественно-политические организации и движения, лоббистские группы;

3. средства массовой информации: телевидение, радио, печать;

4. церковь.

Институциональная подсистема имеет несколько оснований (критериев) деления: степень участия института в политической жизни; положение института в политической системе; производность института и другие.

По степени участия в политической жизни органы и организации делятся на следующие группы:

1. собственно - политические;

2. не собственно политические;

3. не значительно политические (М. Н. Марченко, С. А. Комаров).

Собственно политические организации характеризуются:

Прямой связью с политикой;

Своей задачей они ставят достижение определенной политической цели;

Эта цель обязательно закрепляется в уставах, нормативно правовом документе. К этим организациям относятся государство, партии.

Не собственно политические организации:

Возникают и развиваются в силу экономических и других причин, но не политических. Они занимаются производственной, социально - бытовой, культурной деятельностью;

Они не закрепляют в своих уставах политические цели и задачи, активного воздействия на государство.

Незначительные политические организации:

Возникают и функционируют на основе индивидуальных склонностей и интересов того или иного слоя людей (общество филателистов, нумизматов);

Они не субъекты политической власти, а объекты воздействия на них государственных и иных политических организаций.

В зависимости от занимаемого положения в политической системе в ней различают три уровня:

Высший уровень политической системы - к нему относится центральный аппарат государственной власти (глава государства, Парламент, Верховный Суд);

Средний уровень - его образуют аппараты управления и другие органы власти на местах;

Нижний уровень - его составляют элементы массового уровня, политические группировки, партии, народные движения, массовые политические и не политические организации, пользующиеся политическим влиянием (Г. В. Назаренко).

В политической системе можно выделять первичные и вторичные (производные) субъекты политических отношений. Первичные - это народы, нации, классы, большие социальные группы. Вторичные производные субъекты политики - это институты создаваемые первичными субъектами для выражения и защиты своих интересов: партии, различного рода общественные объединения, государство, международные организации и т. д. (А. Ф. Черданцев).

политическую практику, состоящую из политической деятельности и совокупности политического опыта (А. В. Малько); граждане /или граждане и поданные, или народ (В. В. Лазарев, С. В. Липень); политических лидеров; формы непосредственной демократии; преступные сообщества (В. М. Сырых).

Регулятивная (нормативная) подсистема . Нормативная основа выступает в качестве важнейшей формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности, и устойчивости, как политических институтов, так и всей системы в целом. Нормативная подсистема складывается из следующих компонентов:

Правовые принципы и нормы, имеющие политическое содержание;

Принципы и нормы, содержащиеся в актах партийных органов и общественных организациях;

Политические традиции;

Политические обычаи;

Принципы и нормы морали (нравственности) (М. Н. Марченко).

Нормы права и его принципы играет наиболее важную роль в политической системе. Они:

Определяет, закрепляет пределы свободы человека в официальных нормативных документах, которые обеспечиваются силой государства;

С их помощью учреждаются политические институты, определяются полномочия элементов политической системы;

Право аккумулирует волевые устремления людей: право - это согласование воль различных слоев населения;

Право - стабилизирующий фактор политической системы. Его нормы рассчитаны на длительное во времени существование и реализуется в строгих процессуальных формах.

Политическая система общества - организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом.

Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений - государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие политическая система обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса.

Основные формы политических систем:

Демократия

Взгляды на политическую систему

Понятие политической системы носит много аспектный характер. Тем и объясняется неоднозначность подходов в его анализе:

Если рассматривать систему в институциональном плане, то ее можно свести к совокупности государственных и негосударственных институтов и норм, в рамках которых проходит политическая жизнь данного общества.

В другом варианте подчёркивается властный аспект политической системы, и её определение связывается главным образом с узаконением государственного принуждения как средства регуляции взаимоотношений между людьми.

В третьем - политическую систему рассматривают как систему авторитарного (при помощи власти) распределения ценностей в обществе.

Каждый из названных подходов будет корректным при условии конкретного указания аспекта определения понятия...

Системность

Политическую систему можно рассматривать как социальную систему, для которой предполагается такая взаимосвязь её элементов, которая образует определённую целостность, единство. А это означает объединённость входящих в систему субъектов (общественных групп, организаций, индивидов) специфическими признаками, характеризующими систему, а не отдельные элементы. Причём эти признаки не сводимы к сумме свойств, составляющих систему элементов. В свою очередь, свойства элементов не выводимы из признаков целого.

Политической системе свойственны общие черты социальных систем. Кроме того, её характеризуют специфические признаки, вытекающие из природы политики и власти. Эта система, в отличие, скажем, от экономической, формируется в основном целенаправленно. В её фундаменте заключена совокупность соответствующих идей, ценностей - идеология, отражающая социальные интересы больших социальных групп и определяющая облик системы. Образующие политическую систему институты, как уже говорилось, представляют собой опредмеченные политические идеи и проекты. Отсюда необходимость учитывать в анализе особую роль духовного фактора в отработке механизмов функционирования и модернизации системы.

Политическая система, будучи обусловленной социально-экономическими структурами, выступает по отношению к ним и ко всей социальной среде как целое, функционирует в качестве относительно самостоятельного комплекса социальных институтов и политических отношений. Она имеет свою жизнь, свои закономерности, что определяется наличием специальных структурных связей, ролей, функций, а также закреплением и регулированием их особыми нормами - правовыми и политическими.

Как часть общества, функционируя в социальной среде, политическая система подвергается влиянию тех воздействий, которые исходят извне, от общества, а также импульсов изнутри - взаимодействий её институтов, ценностей и т. д. {2}

В данной работе будут рассмотрены такие вопросы как:

1.Понятие «политическая система общества» ее структура и функции.

В социальном управлении принимают участие различные субъекты: государство (специально предназначенное для этой цели), партии, политические движения, общественные объединения и т.п. Все они, оказывая активное влияние на политическую жизнь общества и осуществляя политическую власть, объединяются в политическую систему.

Политическая система общества - это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть.

Понятие "политическая система общества", вошедшее в научный оборот во второй половине ХХ в., показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности.

Политическая система имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от характера общественной среды, социально-экономической структуры общества;

3) она обладает относительной самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая система" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, социальных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система, в конечном счете, регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие компоненты политической системы:

1) политическая организация общества, включающая в себя государство, политические партии и движения, общественные организации и объединения, трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологические стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические и правовые нормы, регулирующие политическую жизнь общества и процесс осуществления политической власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности и совокупного политического опыта.

Каждая организация, входящая в политическую систему, занимает в ней свое особое место, имеет специальное назначение, свои функции, в соответствии с которыми участвует в решении общих задач общества.

В зависимости от природы выделяют следующие виды политических систем: демократические, командно-административные, теократические, переходные и т.п.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Отсюда характеристика политической системы будет неполной без их рассмотрения.

Выделяют следующие функции политической системы:

обеспечение политической власти определенной социальной группы или большинства членов данного общества (политической системой устанавливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования - демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т.п.);

управление различными сферами жизнедеятельности людей в интересах отдельных социальных групп или большинства населения (действие политической системы как управляющей включает постановку целей, задач, определение путей развития общества, конкретных программ деятельности политических институтов);

мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих целей и задач (без огромной организаторской работы, людских, материальных и духовных ресурсов многие поставленные цели и задачи обречены на заведомое недостижение);

выявление и представительство интересов различных субъектов политических отношений (без селекции, четкого определения и выражения на политическом уровне данных интересов никакая политика невозможна);

удовлетворение интересов различных субъектов политических отношений посредством распределения материальных и духовных ценностей в соответствии с теми или иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

интеграция общества, создание необходимых условий для взаимодействия различных элементов его структуры (объединяя разные политические силы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникающие в обществе противоречия, преодолевать конфликты, устранять коллизии);

политическая социализация (посредством нее формируется политическое сознание индивида, и он "включается в работу" конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической системы путем обучения все новых членов общества и приобщения их к политической деятельности) и др.

Таким образом, политическая система имеет немало функций, с помощью которых она выполняет свое предназначение, обеспечивает нормальные политические отношения, связывает все субъекты политики в единый политический организм. {1}

Понятие политической системы

Под политической системой понимается совокупность государственных, партийных и общественных органов и организаций, участвующих в политической жизни страны. Любая система, в том числе и политическая, имеет следующие характеристики:- состоит из многих частей;

Части составляют единое целое;

Система имеет границы.

Сущность политической системы

Политическая система как одно из основополагающих понятий социальной науки - плод современного этапа политического знания. Термин "политическая система" встречается ещё в трудах Аристотеля. Однако он не осмысливался ни великим греком, ни теоретиками позднего времени в категориальном плане, а обозначал только отдельную сторону политической жизни.

В современной политической науке понятие "политическая система" разработано как категория, охватывающая все главные стороны и элементы организованной в рамках данного общества политической деятельности и политических отношений.

Политическую систему можно определить как целостную и динамичную совокупность однотипных, дополняющих друг друга ролей, отношений и институтов власти, взаимодействующих на основе единых норм и ценностей, задаваемых интересами доминирующих в обществе социальных групп и позволяющих последним реализовывать свои цели и намерения.

По своей сути политическая система характеризует глубинные, качественно определенные основания организации публичной государственной власти в масштабах общества, отображая базовые предпосылки и факторы воспроизводства отношений государства и социума в целом. Политическая система существует в реальной стране или группе стран, ее основа - определенное сообщество людей (национальное или интернациональное).

Функции политической системы

1) Регулирующая, касающаяся управления поведением групп и индивидов (ведение норм, действие администрации и т.д.);

2) Экстракционная, связанная с добыванием необходимых для своего функционирования экономических и других ресурсов;

3) Дистрибутивная - способность распределять и перераспределять ресурсы, блага, услуги, знаки отличия и прочее;

4) Реагирующая, связанная с необходимостью постоянно отвечать на требования социальной среды, адаптироваться к ее изменениям. П. Шарон вполне обоснованно добавляет еще пятую, не менее существенную, а возможно, самую важную способность: саморегуляции, характеризующую внутреннюю, обращенную на себя управляемость.

Структура политической системы

1. Политическое сообщество людей, включающее большие социальные группы - несущие социальные компоненты системы, правящие элиты, группу государственных служащих, различные слои избирательного корпуса, военных и т.д., словом, всех тех, кто стоит у власти, стремится к ней, проявляет только политическую активность или же отчужден от политики и власти.

2. Совокупность политических институтов и организаций, составляющих структуры системы: государство, все ступени правления от высших органов власти до местных, политические партии, общественно-политические и неполитические организации, преследующие политические цели (объединения предпринимателей, группы интересов и другие).

3. Нормативная подсистема: политические, правовые и моральные нормы, традиции, обычаи и другие регуляторы политического поведения и деятельности.

4. Функциональная подсистема: методы политической деятельности.

5. Политическая культура и коммуникативная подсистема (средства информации).

К числу элементов политической системы относятся все институты социальной жизни, группы людей, нормы, ценности, функции, роли, средства, с помощью которых реализуется политическая власть и осуществляется управление общественной жизнедеятельностью людей. В составе системы - политические структуры и сообщество людей со свойственным ему образом политической жизни стилем политической деятельности.

Типы политических систем

Большинство западных политологов выделяют следующие три типа политических систем.

Политические системы англо-американского типа. Они характеризуются секуляризованной политической культурой, опирающейся на рациональный расчет, терпимость и толерантность граждан и политической элиты. Системы этого типа стабильны, эффективны, способны к саморегулированию. Здесь оптимально реализуется принцип разделения власти на законодательную, исполнительную, судебную и четко определены их функции.

Политические системы тоталитарного типа. Власть сосредоточена в руках немногочисленной политической номенклатуры (бюрократии). Средства массовой информации находятся под контролем государства. В обществе, как правило, разрешена деятельность только одной партии, которая контролирует деятельность всех элементов политической системы. Господствует идеология правящей партии. Чрезмерно расширены функции репрессивных органов. Политическая активность носит разрушительный и принудительный характер.

Континентально-европейские системы. Имеются в виду системы, сложившиеся во Франции, Германии, Италии. Для них характерно взаимодействие старых и новых культур, политических традиций и форм политической деятельности, партии и общественно-политические объединения свободно функционируют в границах существующих конституционных норм, представительная и исполнительная ветви власти осуществляют свою деятельность на основе определенных законом регламентов и процедур.

7. Гражданское общество. Происхождение, понятие, признаки, функции. Взаимоотношения гражданского общества и государства.

Гражданское общество - это сфера самопроявления свободных граждан и добровольно сформировавшихся ассоциаций и организаций, независимая от прямого вмешательства и произвольной регламентации со стороны государственной власти

Признаки гражданского общества

· наличие в обществе свободных владельцев средств производства;

· развитая демократия;

· правовая защищённость граждан;

· определённый уровень гражданской культуры;

· наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;

· самоуправление;

· конкуренция образующих его структур и различных групп людей;

· свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;

· легитимность.

Функции гражданского общества

· законность обеспечивает защиту частных сфер жизни человека и гражданина от необоснованной жесткой регламентации государства и других политических структур.

· защищает граждан и их объединения от незаконного вмешательства в их деятельность государственной власти и тем самым

· способствует формированию и упрочению демократических органов государства, всей его политической системы.

· Институты и организации гражданского общества призваны обеспечивать реальные гарантии прав и свобод человека, равный доступ к участию в государственных и общественных делах.

· функция социального контроля по отношению к своим членам. Оно независимо от государства, располагает средствами и санкциями, с помощью которых может заставить индивида соблюдать общественные нормы, обеспечить социализацию и воспитание граждан.

· коммуникационнуя функция .Демократическое государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Однако в условиях экономического плюрализма эти интересы столь многочисленны, столь разнообразны и дифференцированы, что государственная власть практически не имеет каналов информации обо всех этих интересах

· стабилизирующая функция создает прочные структуры, на которых держится вся общественная жизнь.

Введение

Предметом изучения в контрольной работе является социология.

Объект изучения - влияние политической системы на жизнь общества.

Актуальность исследования очевидна. Сегодняшние процессы, происходящие в современном обществе, когда на площади городов Украины выходят люди и говорят о кризисе политической власти, о недоверии к ней не может никого оставить равнодушным. В рамках демократического государства народ пытается заявить о своем несогласии с построением такой системы общества, когда народ работает, а результаты его труда присваивает олигархическая верхушка власти.

Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.

Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:

Дать определение состава и структуры политической системы;

Отразить влияние социума на конструирование политической системы;

Обозначить функции политической системы в жизни общества;

Указать на необходимость легитимизации политической власти.

Содержание и структура понятия «политическая система»

Политическая система общества -- целостная, упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима.

Политическая система включает организацию политической власти, отношения между государством и обществом, характеризует протекание политических процессов, включающих институализацию власти, состояние политический деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Политическая система общества -- одна из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими подсистемами: социальной, экономической, идеологической, правовой, культурной, образующими ее общественное окружение, ее общественные средства наряду с ее природным кружением и природными ресурсами (демографическими, пространственно-территориальными), а также внешнеполитическим окружением. Основное положение политической системы в структуре ее внешнего и внутреннего окружения определяется ведущей организационной и регулятивно-контрольной ролью самой политики. Политическая система общества определяется классовой природой, социальным строем, формой правления (парламентского, президентского), типом государства (монархия, республика) характером политического режима (демократического, тоталитарного, деспотического и др.), социально-политических отношений (стабильных и нестабильных, умеренно или остроконфликтных либо консенсусных т. п.), политико-правового статуса государства (конституционного, с развитыми или неразвитыми правовыми структурами), характером политико-идеологических и культурных отношений в обществе (сравнительно открытых либо закрытых с параллельными, теневыми, маргинальными структурами или без них), историческим типом государственности, исторической и национальной структурой и традициями уклада политической жизни и т. п.

Политическая система общества -- управляющая обществом, должна быть жизнеспособной, чтобы не входить в длительные кризисные состояния, со стабильностью функционирования всех звеньев и подсистем. Политическая система существует в политическом пространстве общества, которое имеет территориальные пределы и функциональное, определяемое сферой действия самой политический системы и ее составных частей на разных уровнях политический организации общества.

Политическая организация общества включает распределение элементов политической системы, определение их функций и отношений с обществом. Политическая система образует так называемое политическое общество, то есть совокупность людей, общественных слоев и групп, наделенных политическими функциями, образующих политические учреждения, аппараты управления, органы власти, политические партии и движения и т. п.

Конечно же, политическая система общества -- совокупность взаимодействующих сфер: институциональной (политические институты), нормативно-регулятивной (режим политический), информативно-коммуникативный (политические коммуникации) и т. п. Политические институты -- разновидность социальных институтов. Каждый из политических институтов осуществляет определенный вид политической деятельности и включает социальную общность, слой, группу, специализирующихся на реализации политической деятельности по управлению обществом. Политические нормы регулируют отношения внутри политической системы общества и между ними, а также между политическими и неполитическими институтами. Материальные средства необходимые для достижения поставленных целей. В политической сфере политические институты: государство, политические партии, группы интересов самых разнообразных социальных общностей, слоев, имеющих определенные цели и требования к политической власти (профсоюзы, молодежные и женские движения, творческие союзы и объединения, этнические и религиозные общности, различные ассоциации и т. п. Группы интересов -- добровольные объединения, организации, созданные для выражения и представления интересов входящих в них различных слоев общества. Политические институты обеспечивают воспроизводство, стабильность и регулирование политической деятельности, сохранение идентичности политической общности даже при смене ее состава, усиливают социальные связи и внутригрупповую сплоченность, осуществляют контроль за политическим поведением и т. п.

Политические институты -- важный источник социальных и политических изменений, создает многообразие каналов политической активности, формирует альтернативы социального и политического развития. Ведущим институтом политической системы, сосредоточивающим максимальную политическую власть есть государство. Государство -- источник права и закона, организующее жизнь общества и деятельность самого государства и его структур в системе политических и общественных отношений. Государство, выразитель интересов и воли экономически господствующего слоя, оберегает его доминирующее положение в обществе, охраняет использования всех ресурсов: человеческих, материальных, производственных в интересах развития общества и т. п.

Государство всех времен и типов характеризуется рядом устойчивых, общеисторических признаков и функций: обязательное формирование правящих сил на той или иной социальной и классовой основе, процесс, который в современных условиях имеет тенденцию демократизации за счет политических партий, общественных движений, выборных технологий власти и т. п.); наличие политической организаций.

Политической системы, разветвленных властных структур, расширение политического пространства за пределы государственной территории; поддержание со всеми государствами взаимовыгодных отношений; удержание внутреннего мира и порядка, стабильности в обществе; регулирование социальных, классовых, национальных, экономических отношений, преследование целей блага и т. д.

В политической системе важное значение имеют политические партии, массовые общественные организации и движения, группы интересов. В демократических государствах все политические институты автономны и успешно осуществляют функции: влияют на формирование государственных и властных структур, корректируют политические цели, направляют политическое развитие общества. В авторитарных и тоталитарных обществах различные объединения и организации созданы для выражения и представлении интересов входящих в них людей. Политические партии, массовые общественные объединения строго подчинены правящей элите, их естественные функции деформированы.

Под политическим режимом понимают форму правления, отличающуюся большей мобильностью по сравнению с относительно более консервативными политическими институтами и зависящую от соотношения социально-политических сил и политической ситуации. Политический режим определяет характер борьбы за политическое лидерство (свободная конкуренция на выборах, смена руководства осуществляется кооптацией, наличие укрощенной и адаптированной к режиму оппозиции и т. п.).

Всевозможные нормы, определяющие поведение людей в политической жизни (участие их в процессах выдвижения требований, превращение требований в решения и реализация решений и т. п.), составляют нормативно-регулятивную сферу в структуре политической системы. Нормы -- основные правила участия граждан во всех типах политического процесса. Нормы разделяются на два типа: нормы-законы и нормы-привычки. Установление связей между институтами политической системы, координации их действий осуществляет в структуре политической системы информационно-коммуникативная сфера и каналы передачи информации правительству (процедура слушания дел на открытых заседаниях комиссий по распределению, конфиденциальные консультации с заинтересованными организациями, объединениями и т. д.), а также средства массовой информации (печать, телевидение, радио и др.) Определенный объем знаний и информации особенно в сфере политической жизни имеет огромное значение для оценки гражданами действий и событий, происходящих в политической, экономической и социальной сфере общества. В различных системах положение, средств массовой информации различно: если в демократических обществах средства массовой информации независимы, то в тоталитарных и авторитарных они полностью подчинены правящей элите.